22 виртуальных миссионера, или Как бороться с «утками»

|

Распространившаяся в середине ноября новость о погибающих в Афганистане 22 миссионерах и их семьях, оказалась «уткой», но получила широкий резонанс среди православной общественности. Еще бы: тысячам человек по всей стране эта новость была разослана через SMS . История про «миссионеров» чуть не попала в новостные ленты. Как бороться с фальшивыми новостями? За ответом мы обратились к сотрудникам РИА «Новости».

Utki_

14 ноября многие получили необычное SMS: «В Афганистане исламисты сегодня собираются казнить 22 христианские миссионерские семьи. Пожалуйста, распространите это сообщение настолько быстро, насколько возможно». Как выяснилось впоследствии, сенсационная “новость” оказалась “уткой”. «Главный офис служения Джойс Мейер» — протестантская организация, чьим именем были подписаны некоторые SMS — сразу же опроверг информацию о причастности своих сотрудников к рассылке.

Разосланное по принципу “письма счастья” сообщение сравнительно быстро успело обойти значительную часть “целевой аудитории. Некоторые получили до десяти таких сообщений (по одному от каждого знакомого).

По-видимому, произошедшее стало следствием элементарной ошибки: некто перепечатал с англоязычного сайта и разослал знакомым новость двухлетней давности (23 протестантских миссионера-пресвитерианца из Южной Кореи, правда без семей, действительно, были захвачены боевиками движения «Талибан» в Афганистане 19 июля 2007 года, в конце августа этого же года 19 из 23 миссионеров были отпущены, об этом сообщали электронные СМИ и информагентства). Когда руководитель группы был расстрелян талибами и смерть еще угрожала оставшимся 22, как можно предположить, и появилось сообщение с просьбой о «молитвенной поддержке» оставшихся миссионеров.

Первые упоминания в Интернете англоязычной версии этого SMS встречаются начиная с 2007 года, с тех пор просьба помолиться о миссионерах до сих пор пересылается энтузиастами.

«Честно говоря, я была поражена масштабом этой информационной кампании, — комментирует Наталья Лосева, директор интернет-проектов агентства «РИА «Новости». — Любопытно, что в ту субботу я совершенно случайно оказалась на Всенощной в московском храме Троицы в Хохлах, где традиционно раздают приходской листок, издаваемый приходом. Так вот, там эта нелепица была напечатана крупным шрифтом. Все это меня, конечно удивило и расстроило».

«Проблема связана с тем, что все больше ускоряется сам процесс передачи новостей, —   говорит Алексей Богдановский, корреспондент РИА Новости в Греции. — С момента как информация появляется в Интернете, до того, как ее передают крупные телеканалы проходит совсем немного времени. Информацию становится очень сложно проверять, и те СМИ, которые стремятся как можно скорее сдать новость, часто этой возможностью пренебрегают».

Таким образом “утка” в считанные часы может оказаться опубликованной на десятке популярных сайтов. Как это и произошло в октябре в Латвии, где большинство СМИ поспешили сообщить «новость» о падении метеорита, оказавшегося всего лишь приманкой в рекламной кампании местного предпринимателя. Большинство из них вынуждено было извиняться перед читателями и давать опровержение.

«Я советую всегда искать первоисточник информации, — говорит Алексей Богдановский. — Никогда не соглашайтесь с информацией, которую вам предоставляют из третьих рук. Если вы видите двойную или тройную ссылку: что-то сообщила российская газета, которая ссылается на датскую, а та еще на кого-то — не доверяйте. Иногда, чтобы добраться до первоисточника, придется приложить немалые усилия, но оно того стоит. Профессиональный журналист никогда не оставляет информацию анонимной: он обязательно указывает источник. Либо корреспондент наблюдал что-то своими глазами, либо кто-то конкретный ему сообщил данную информацию. Этим серьезное СМИ и отличается от несерьезного».

«Если вы видите в блоге сообщение: «срочно перепостите этот текст, он поможет спасти жизнь голодающим детям Эфиопии», то вы должны тысячу раз подумать, стоит ли этот текст вообще транслировать, — уверен Алексей Богдановский. — Если вы видите один и тот же текст, который бесконечно повторяется, или если все ссылки ведут на какой-то ресурс, который сам не ссылается ни на что серьезное, то вы должны задуматься: кто и зачем такую информацию распространяет. Потому что она вполне может оказаться либо не добросовестной, либо ошибочной».

«Интернет делает информационную среду более прозрачной и дает множество возможностей самостоятельно проверить “новость”», — подчеркивает Наталья Лосева. Тут можно отметить, что опровержение «утки» про 22 миссионеров поступило именно по Интернету, и не через какие-то официальные каналы, а через те же блоги. «Противостоять «уткам» можно только одним способом, — считает Наталья. — критическим отношением к получаемой информации и трезвым рассудком».

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!