6 причин, по которым молодые люди уходят из Церкви

Американские социологи провели исследование причин, по которым молодые люди отходят от веры и религиозной жизни. Редакция ПРАВМИРа подготовила перевод результатов исследования, приглашает к обсуждению и выражает надежду, что аналогичное исследование будет проведено и в России.

Многие родители и церковные лидеры задаются вопросом, как наилучшим образом воспитать в молодых людях крепкую веру. Компания Barna Group, возглавляемая президентом Дэвидом Киннаменом, начала пятилетний проект по исследованию возможностей и способов развития веры у подростков и молодежи, а также сложностей, возникающих на этом пути, в условиях быстро меняющихся культурных ценностей. Результаты исследования вошли в новую книгу Киннамена под названием «Вы меня потеряли: почему молодые люди уходят из церкви и переосмысливают свое отношение к ней».

Проект состоит из шести национальных исследований, включающих интервью с тинэйджерами, с молодыми людьми, с родителями, с молодыми и с опытными священниками. Для исследования отбирали тех молодых людей, которые в подростковом возрасте регулярно ходили в церковь, и затем изучали причины, по которым, став старше 15 лет, они ушли.

Об исследовании
Данная статья основана на выводах исследования, проводившегося в рамках проекта «Вера, которая всегда жива» с 2007 г. по 2011 г. В исследование вошли социологические опросы, проведенные Barna Group в разных странах.
В дополнение к многочисленным количественным интервью с взрослыми людьми и церковными лидерами в каждой стране, основной сбор и анализ информации проводился среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, которые в определенный период в подростковом возрасте вели активную церковную жизнь. В количественном онлайн исследовании приняли участие 1296 текущих и бывших прихожан этого возраста.

В ходе исследования обнаружилось, что не существует одной доминирующей причины ухода молодых людей из церкви нет, они перестают ходить в храм по целому ряду причин. В целом, удалось выявить шесть основных совокупных категорий, по которым примерно трое из пяти юных христиан (59%) старше 15 лет прекращали ходить в храм либо навсегда, либо на длительный период времени.

Причина #1 – Церковная гиперопека

Одна из определяющих характеристик современных подростков и молодых людей – беспрецедентно свободный доступ к различным мировоззренческим идеям и учениям и потребление массовой культуры в неограниченных объемах. Как христианам, им бы хотелось, чтобы их вероучение было связано с тем миром, в котором они живут. А вместо этого христианство кажется им душным, основанным на страхе и не склонным к риску.

Четвертая часть молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет сказали, что «христиане считают греховным абсолютно все за пределами церкви» (23% всех участников отметили, что это утверждение «полностью» или «в большей степени» описывает их опыт). В числе других комментариев в этой категории были «церковь игнорирует проблемы реального мира» (22%) и «в моем храме все слишком зациклены на том, что кино, музыка и видеоигры приносят вред» (18%).

Причина #2 – Поверхностный опыт церковный жизни среди подростков и молодых людей в возрасте чуть старше 20-ти лет

Вторая причина ухода молодых людей из церкви заключается в их неполноценном опыте церковной жизни. Одна треть опрошенных заявили, что «в церкви скучно» (31%), около четверти молодых людей считают, что «вера бесполезна для моей карьеры или интересов» (24%) или что «их не слишком хорошо или слишком мало учили Библии» (23%). К большому сожалению, одна пятая из тех, кто ходил в церковь в подростковом возрасте, сказали, что «в их опыте церковной жизни не оказалось Бога» (20%).

Причина #3 – Церковь противопоставляет себя науке

Одна из причин, по которой молодые люди чувствуют отторжение от церкви или от веры – это напряженные отношения между церковью и наукой. Основная претензия звучала так: «христиане слишком уверены, что знают ответы на все вопросы» (35%). Трое из десяти в прошлом верующих молодых людей считают, что «церковь идет не в ногу с научным миром, в котором мы живем» (29%). Еще четверть убеждена, что «христианство антинаучно» (25%). И почти столько же (23%) сказали, что они «отвернулись от церкви из-за противоречия между идей сотворения мира и эволюцией». Кроме того, исследование показало, что многие молодые христиане с научным складом ума ищут возможность примирить веру с профессиональными занятиями в научных и околонаучных областях.

Причина #4 – Зачастую упрощенные и субъективные представления молодых христиан об отношении церкви к вопросам секса

Во времена свободного доступа к цифровой порнографии и массовой культуры, где гипер-сексуальность ценится, а целомудренность нет, верующие подростки и молодые люди в возрасте около двадцати лет зачастую не понимают, как правильно строить свою сексуальную жизнь. Одним из серьезных камней преткновения для многих молодых верующих стал вопрос, как в подобной культурной среде соответствовать требованиям церкви хранить чистоту и сексуальное целомудрие, особенно когда возраст вступления в брак отодвинулся ближе к тридцати годам. Исследование показывает, что большинство молодых христиан США ведут половую жизнь также как их сверстники вне церкви, хотя их отношение к сексу более консервативно. Одна шестая часть участников исследования (17%) признались, что они «совершали ошибки и чувствовали, что в церкви их за это осуждают». Вопросы секса особенно актуальны для молодых католиков в возрасте от 18 до 29 лет. Среди них двое из пяти (40%) считают, что «учение церкви по вопросам половых отношений и контроля рождаемости устарело».

Причина #5 – Они восстают против исключительности христианства

Современные молодые американцы воспитаны в культуре безоценочности, терпимости и приятия. Нынешнее поколение молодежи – пожалуй, самое эклектичное в американской истории в плане расовой принадлежности, этнического происхождения, сексуальной ориентации, религии, технологических возможностей и внешних авторитетов. Большинство из них стремятся найти точки соприкосновения друг с другом, даже если в какой-то момент это требует закрыть глаза на реальные различия. Трое из десяти молодых христиан (29%) сказали, что «церковь боится других верований», и еще столько же считают, что их «заставляют выбирать между верой и друзьями». Одна пятая часть молодых людей заявили, что «церковь, как загородный клуб, – только для членов» (22%).

Причина #6 – Церковь враждебно относится к тем, кто сомневается

Молодые люди с опытом церковной жизни утверждают, что церковь – не то место, куда ты можешь придти со своими сомнениями. Они не готовы признаться, что какие-то вещи в христианстве кажутся им бессмысленными. Кроме того, многие считают, что реакция церкви на любые сомнения банальна. Подростки говорили о невозможности «задать в храме самые наболевшие вопросы» (36%) и о появлении у них «серьезных сомнений в вере» (23%). В разговоре на схожую тему о том, получается ли у церкви помочь подросткам, которые чувствуют себя одинокими и не понятыми, примерно один из шести молодых людей заявил, что вера «никак не помогает справиться с депрессией и другими эмоциональными проблемами» (18%).

Попытка наладить связь

Соавтор книги «НеХристианин», Дэвид Киннамен, пояснил, что «проблема ухода молодых людей из церкви сейчас стоит особенно остро, потому что в большинстве храмов умеют работать только с «правильной» молодежью – с теми, чей жизненный путь и вопросы, на нем возникающие, нормальные и традиционные. Но большинство молодых людей уже не следуют привычной модели, которая предполагает, что до тридцати лет человек уходит из родительского гнезда, получает образование, находит работу, женится или выходит замуж и заводит детей. В наше время эти события происходят позже, их последовательность может меняться, а некоторые из них иногда вообще исчезают с радаров современной молодежи.
«В большинстве храмов оказываются не готовы принять «новую нормальную» молодежь. Вместо этого священники предпочитают работать с теми, у кого уже есть семья, а еще лучше – уже родились дети. Однако мир молодежи претерпевает масштабные изменения, с помощью современных технологий они получают неслыханный ранее выход в мир и доступ к различным мировоззренческим системам, они отдаляются от любых организаций, они скептично настроены к любым внешним авторитетам, включая христианство и Библию».

Исследование выявило два противоположных, но одинаково опасных типа реакции на эти изменения со стороны родителей и священников: они либо стараются угодить подрастающему поколению, либо игнорируют его проблемы. Как видно из результатов исследования, некоторые игнорируют проблемы подростков и молодых людей в возрасте около 20-ти лет, потому что надеются, что те повзрослеют, обзаведутся семьей и вернутся в лоно церкви. Но такой подход не учитывает ни произошедшие за последние 25 лет кардинальные изменения в технологической, социальной и духовной сферах, ни сложности, которые приходится преодолевать сегодняшней молодежи.

Бывает, что церковь бросается в другую крайность, стараясь всеми средствами привлечь в свой приход подростков и молодежь. Однако такое очевидное смещение внимания в сторону молодежи неизбежно приводит к отдалению от приходской жизни других верующих и тогда «в основе церковной жизни оказываются желания и предпочтения молодежи, а не дорога ко Христу», – заключает Киннамен.

Недавно вышедшая книга «Ты меня потерял» говорит о том, как избежать этих крайностей. Она показывает, как проблемы и сложности, о которых говорят молодые христиане (включая тех, кто ушел из церкви), могут оживить веру и укрепить семейные связи. Киннамен отмечает, что во многих церквях практикуют иерархичные взаимоотношения между поколениями, отношения по типу «сверху-вниз», вместо того, чтобы создавать настоящую общину верующих всех возрастов. «Выстраивание здоровых взаимоотношений между поколениями – один из важнейших способов, с помощью которого в хороших, активных общинах воспитывается вера и поддерживается ее горение, как у молодежи, так и у пожилых людей. Во многих общинах для этого потребуется сменить метафорическую «передачу эстафеты» следующему поколению на более функциональный библейский образ тела: пронизанного верой единого организма, исполняющего на протяжении всей жизни волю и заповеди Божьи».

Перевод: Ольга Антонова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: