А что, на самом деле, делать с литературой?

|

Какую организовать комиссию и какими полномочиями ее наделить для того, чтобы наши дети вернулись из мира компьютерных стрелялок в лунную ночь в Отрадном, где Наташа у окна, и князь Андрей еще жив, и мир, и луна такая, что вот сейчас полетел бы к ней, плача от счастья и огромности жизни вокруг…

Что с ними, лопоухими, сотворить, чтобы он не умирали со скуки над нежным, тонким, хрупким Чеховым, смешным, великим и несчастным, а чтобы стояли и слушали, как «еще не застыли в воздухе волны от первого удара колокола, а уже послышался другой, за ним тотчас раздался третий, и потемки наполнились непрерывным, дрожащим гулом». Чтоб слушали, и млели, и замирали…

Татьяна Краснова Фото: Анна Данилова

Татьяна Краснова Фото: Анна Данилова

Что же сделать, что предпринять?

Вот уважаемый мною заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз считает, что «нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным». Пишет Максим Анисимович, что «появились новые сферы его употребления. Прежде всего интернет, конечно. Для школьников — это социальные сети, в которых они общаются».

Конечно, это правда, они общаются в социальных сетях. И иногда странно выражают свои мысли. И иногда их непросто понять.

Но говорят-то они все о том же.

О мокрой траве в росистом саду на рассвете, о том, что не можешь спать потому, что самый важный в жизни «он» посмотрел на другую, о том, что любовь гораздо огромнее твоего сердца, и ты не знаешь, что с нею делать. Они говорят все о тех же предательстве, благородстве и самопожертвовании – по той простой причине, что у Бога нет для них никакой другой жизни и никакой другой смерти, и любви никакой другой нет, а значит – это все о том же.

И пришедшая из сети Верочка Полозкова странно, непривычно, но о том же, о чем все они, эти самые классики, без которых невозможна наша «национальная идентичность»:

«А что, говорю, вот так, говорю, любезный.

Не можешь любить – сиди, говорю, дружи.

Я только могу тебя обнимать, как бездной.

Как пропасть ребенка схватывает во ржи»

…или вот Вячеслав Солдатенков – они его знают как Славу Сэ – ведь он же смешной почти как Хармс, и нежный – почти как… Ну не знаю, как тот же Чехов…

Наверное, их не надо вводить в школьную программу, они, наверное, еще не заслужили, не прошли проверки временем. Но если бы я преподавала литературу, я непременно «привела» бы их в класс, «безродных» и «неподходящих», для того чтобы со стен на них изумленно посмотрели великие портреты, а потрясенная лопоухая публика осознала бы, что для ее чувств, ее страданий, ее подросткового одиночества есть разные формы выражения и что литература жива тогда, когда сидит бабочкой на ладони, а не пришпилена булавкой к пробковому стенду в школьном кабинете.

Какая для этого нужна комиссия? Какое решение и чей авторитет?

На этот вопрос есть очень простой ответ.

Когда-то моя прекрасная подруга процитировала мне не помню чьи слова:

«Просто учитель прочтет вам абзац о единороге из учебника. Хороший учитель принесет в класс картинку с изображение единорога. НАСТОЯЩИЙ учитель приведет живого единорога». Мы с подругой тогда добавили: «Гениальный учитель превратится в единорога САМ».

Ни одна комиссия не сработает, пока в классе перед детьми не окажется человек, который влюблен в Пушкина – не в памятник, а в нахального юного лицеиста, который ведет себя не лучше какой-нибудь нахальной Верочки Полозковой, который, например, ненавидит Достоевского и готов до хрипоты спорить с Тургеневым.

Нужен кто-то, кто вызовет эти дорогие нам призраки к доске, заставит их снять саваны, и жить на полную катушку на глазах у изумленной публики.

Я знаю пару таких учителей.

Правда, я не знаю, как их клонировать. Поэтому, наверное, удачи Комиссии…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
На Патриаршую литературную премию подано рекордное число заявок

Определят лауреатов этого года члены Палаты попечителей на торжественной церемонии в Зале церковных соборов Храма Христа…

Что на самом деле сказал прот. Артемий Владимиров о двух рассказах Чехова и Бунина

Классика должна помогать созидать семейный идеал, а не разрушать его, считает священник

Патриарх о литературе, школе и Обществе русской словесности

9 марта 2016 года состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре, посвященное созданию Общества русской словесности.…