А что я такого сделал?!

В неделю 22-ю по Пятидесятнице – Лк 16:19–31 (зач. 83):

Сказал Господь притчу сию: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.



Священник Феодор Людоговский
Эта притча – одна из самых парадоксальных. Жил себе человек, ничего плохого не делал. Богатым был. А разве это плохо? Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. А вот Лазарь. Ему, определенно, пришлось в жизни худо. Но в чем же его добродетель? Не вполне понятно. Разве это добродетель – болеть, голодать и вообще мучиться? Вряд ли. Так в чем же дело? Почему богатый после смерти страдает в адском пламени, а Лазарь возлежит на лоне праотца Авраама? Неужто просто потому, что необходимо всё уравновесить и компенсировать: после роскошной земной жизни – страдания, после страданий – отраду? Это было бы странно.

Но притча на то и притча, чтобы заставить задуматься. Вот и давайте остановимся на минутку и подумаем. В притче рассказывается не просто о двух людях с разной судьбой и неодинаковой посмертной участью. Лазарь (это важно) лежал у ворот богатого. Стало быть, богач каждый день видел его, прекрасно знал о его потребностях – но, судя по всему, не спешил принять в нем участие. (А ведь Лазарь-то был не какой-нибудь язычник – он был соплеменник богача, такой же правоверный иудей.)

Всё это вовсе не означает, что богатый (так нам приходится его называть, ибо Евангелие не сообщает его имени) был злым и жестоким человеком. Возможно, он просто не хотел омрачать своей счастливой и безбедной жизни соприкосновением с болезнью, нищетой, смертью. Вспомним русскую классику: «Наташа с своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой было так весело в эту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она, как это часто бывает с молодыми людьми, нарочно обманула себя. “Я слишком счастлива в эту минуту и слишком большое удовольствие предстоит мне, чтобы его портить сочувствием горю”, – почувствовала она и сказала себе: “Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть весел так же, как я”». По-человечески это очень понятно. Но иное дело – суд Божий.

А что же Лазарь? А он лежал – нищий, больной, с гноящимися ранами, в окружении псов и, как говорит Евангелие, желал напитаться крошками, падающими со стола богача. Кто знает, может быть, ему это иногда и удавалось. Но ценно ли само по себе страдание в очах Божиих? Навряд ли. Неужели Богу приятно смотреть на наши мучения? И разве может страдание само по себе искупить грехи? Нет, здесь нужно еще кое-что, а именно – готовность принять волю Божию без ропота, без жалоб и проклятий. Если мы терпим – пусть даже не мучения, не страдания, но хотя бы какое-то неудобство – с верой, что это Господь посылает нам испытание, если принимаем посылаемое с благодарностью, то вот тогда можно надеяться, что терпение наше вменится нам в праведность.


Очевидно, именно так и обстояло дело с Лазарем. Он лежал у ворот богача, лежал, может быть, много лет. А когда умер, за ним пришли ангелы. Наверное, неспроста пришли. А про богатого сказано лишь: «и похоронили его».

Повторим еще раз: богач не был злым и жестоким человеком. Ведь даже в аду, когда, казалось бы, собственные страдания должны заслонить всё остальное, он вспоминает о своих братьях, переживает за них. Но, как говорится, хороший человек – не профессия. Христос ожидает от нас не абстрактного прекраснодушия, а конкретных дел, которые явили бы нашу веру и нашу любовь. Сам Он не погнушался соединиться с материей, родиться в хлеву, обедать с блудницами. Этого же Он ожидает и от нас – не самозамыкания, не отгораживания от «чужих проблем», а деятельного участия в жизни тех, кто в нас нуждается.

Так за что же осудил богача Господь? За то, что он делал что-то плохое? Нет, за то, что он не делал хорошего.

Эта притча крайне важна для нас. Мы, христиане, ходящие в храм, регулярно исповедающиеся и причащающиеся, в целом хорошие люди: не убиваем, почти не воруем, не мешаем другим жить. Но Господь не сказал: «Не мешай жить другим». Он сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя». И любовь наша должна быть деятельной и действенной. Поэтому если же в один прекрасный день (дай Бог, чтобы в этой жизни) мы поймем, что Господь недоволен нами, не будем задаваться вопросом: «А что я такого сделал?!». Спросим себя: «Чего я не сделал – из того, что мог, что должен был сделать?». Спросим – и ответим делом.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Чиновники против Евангелия – в чем причина?

Люди не понимают разницы между Царством Божиим и государством человеческим

Протоиерей Алексей Емельянов: Существует вариативность толкования стиха Молитвы Господней «не введи нас во искушение»

Тот вариант, который предлагает Римский Папа, восходит к толкованию молитвы «Отче наш» церковного автора III века…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: