Акафист по планшету

«Ты молодой священник, приедешь на приход и увидишь подсвечник. Я в этом храме много раз бывал и знаю, что подсвечник стоит не на месте. Когда ты пойдешь по храму каждение совершать, будешь за него запинаться. Так вот, я тебя прошу, ты не двигай этот подсвечник, потому, что его поставили люди. Им удобно, что он стоит именно так. Вот ты год послужишь, а потом предложи людям: «Может быть, мы этот подсвечник подвинем немного? Вместе примите решение». Почему в храме лучше без пластиковой мебели? Как это связанно с вопросом соотношения формы и содержания церковной жизни? Об этом и о многом другом рассказывает протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей Кирова.
Протоиерей Александр Балыбердин

Протоиерей Александр Балыбердин

Сурдоперевод и электрические светильники

Евангельская весть, весть Христа Спасителя о приблизившемся Царствии Божьем первичная для нашей Церкви. Форма фиксации этой вести, – наши традиции, обряды – дана нам, как величайшее сокровище и как величайшее наследство, и, безусловно, для нас дорога.

Но, при этом она связана с различными историческими этапами, которые предоставляют разные возможности для того, чтобы эта Евангельская весть Царствии Небесном зазвучала в полную силу.

Надо очень бережно относиться к тому, что мы получили в наследство. И во- вторых, не надо опрометчиво бояться  всего нового.

Сегодня в православных храмах многое происходит так, как это было когда-то очень давно –  чин Божественной литургии, требы, детали богослужения.

Некоторые вещи появились относительно недавно. Например,  электрические светильники. Когда-то их не было в храмах. Когда-то в храмах невозможно было увидеть сурдопереводчиков, которые бы переводили текст богослужения для глухих людей. Когда-то прихожане читали акафист по памяти, когда-то –  по листочкам, написанным от руки. А сейчас многие читают акафист по смартфонам и по планшетам.

Та новая форма, которую нам предлагает конкретная историческая эпоха или период в развитии страны и Церкви, – помогает более широкому, ясному и точному звучанию Евангельской вести. Так, по словам Алексея Ильича Осипова одно из явных достояний нашего времени, то, чего были лишены наши предки, –  мы сегодня имеем возможность читать труды святых отцов в напечатанном виде. Еще 25-30 лет назад это было фактически невозможно, не говоря уже о более раннем периоде – 100 лет или 200 лет назад, потому что, книги были дорогими, редкими, люди – неграмотными.

Без пластика

Покойный владыка Хрисанф, митрополит Вятский и Слободский, всегда обращал внимание на то, чтобы в храме вся мебель была из натуральных материалов,  не из  пластика. На мой вопрос, почему нельзя пластик, владыка ответил:

«Понимаешь, человек должен чувствовать: все в храме находится и все, что происходит  – настоящее. Иначе он себя будет чувствовать, как в театре. Иначе он будет чувствовать, что раз не настоящая, пластиковая мебель, то и священник не настоящий, и проповедь не настоящая, и служба не настоящая».

Владыка бережно относился даже к таким, казалось бы, мелочам.

Но время идет, и сегодня у нас пластиковые окна в храмах. Однако мебель по-прежнему стараемся держать из натуральных материалов.

Консерватизм без футляра

Богослужение – это удивительный дар, который нам достался от нашей Церкви. Если мы говорим о том, насколько надо бережно относиться к мебели в храмах, то куда бережней следует относиться к самому богослужению. Здесь мы должны быть по-хорошему консервативны. Но, быть консервативным, –  не значит закрыться в  футляр и всего на свете бояться. Это значит, прежде всего, беречь, хранить то богатство, которое тебе досталось от предыдущих поколений. Стараться его постигнуть, познать, в нем разобраться, а не торопиться как можно скорее по поверхности пройтись и потом все это выбросить, сказав, что нам это не нужно.

Если меня назначили в храм, я пришел и вижу, что в этом храме высокий, пятиярусный иконостас, то вообще-то, если я в здравом уме и в трезвой памяти, не буду его ломать, потому что «устарело» или «нужно вернуться к истокам».

Подвинем подсвечник

Когда я бы секретарем епархии, слышал, как владыка Хрисанф говорил священнику: «Ты молодой священник, приедешь на приход и увидишь подсвечник. Я в этом храме много раз бывал и знаю, что подсвечник стоит не на месте. Когда ты пойдешь по храму каждение совершать, будешь за него запинаться. Так вот, я тебя  прошу, ты не двигай этот подсвечник, потому, что его поставили люди. Им удобно, что он стоит именно так.  Вот ты год послужишь, а потом предложи людям: «Может быть, мы этот подсвечник подвинем немного? Вместе примите решение».

Все-таки содержанием церковной жизни является любовь к Богу и к ближнему. Формы реализации церковной жизни не должны довлеть над ее содержанием. Они должны помогать содержанию раскрыться в полной мере. Все богатство церковной и богослужебной культуры должно помогать раскрыться любви Бога к ближнему.

Слава Богу, у нас есть возможность сегодня служить и дай Бог нам освоить хотя бы то, что осталось от предыдущих поколений, хотя бы в этом разобраться. В основном сейчас священники – первое поколение, в сане около двадцати лет, к вере пришли в девяностые.. С одной стороны, это уже немаленький срок, чтобы что-то понять. Но, с другой стороны, это все-таки не 40 и не 50, и не 60 лет, чтобы самостоятельно пытаться что-то решить. Хорошо, что у нас есть епископы – люди, которые удерживают священников, в том числе вошедших в силу, от всяких кардинальных нововведений.

simbirskaya-mitropoliya-l9n0di

Вглядеться

Не надо спешить изменять формы церковной жизни, потому что, мы еще не вгляделись в них должным образом. Мы еще даже за двадцать, тридцать лет еще не почувствовали, насколько они своевременно мудры,  насколько адекватные в передаче евангельской вести. Для этого тоже нужны еще годы. И поэтому не надо торопиться, не надо никому спешить. Назначили тебя в храм, слава Богу. Служи, молись, постарайся оглядеться, увидеть. Во-первых, помни об архиерее, который тебя назначил и без воли которого ты не имеешь права никакие новшества вводить. А во-вторых, помни о людях, которые здесь были до тебя и будут после тебя, когда тебя переведут на другой приход. Почаще с ними советуйся, будь внимателен к их традициям, даже если они в чем-то расходятся с твоими убеждениями. Не старайся все переделать под себя, под свое видение Церкви. Ты еще слишком молод для этого. С другой стороны, у тебя то и права такого нет. Старайся, прежде всего, по любви к Богу и ближнему поступать в своем служении. Не торопись.

Вопрос изменения богослужения и даже вот формальной стороны, – это не вопрос конкретного священника приходского. Это вопрос Церкви, потому что, богослужение установил не ты, а установила Церковь.

Меня прихожане иногда спрашивают: «Можно ли отменить Петров пост?» Его установила Церковь. Значит, конкретный священник, настоятель храма или клирик, отменить Петров пост не может. Но, он может с максимальным вниманием отнестись к людям, которые задают этот вопрос. Может быть, человек, задающий этот вопрос – болен или слаб? Давайте мы, не отменяя Петрова поста, для конкретного человека сделаем определенное послабление. И человек почувствует, с одной стороны, к нему любовь и одновременно ощутит любовь священника к Богу, к Церкви.

Это касается и перевода богослужения на современные языки там и так далее. Надо быть осторожными, внимательными.

Выбор прихожанина

Слава Богу, у нас сегодня не один храм в городе. Храмов  много, священников много. Человек может выбирать в смысле формы. Кому-то  нравится, что священник говорит проповедь не после Евангелия, а после  совершения всей Божественной литургии. Кто-то служит молебен, соединяет всех святых и все тропари, кто-то что-то опускает, кто-то отдельно это делает. Нравится более продолжительное богослужение, – поезжай в монастырь. Там вычитывают все кафизмы, все псалмы. Стой, молись. А у кого-то для этого времени нет. Кто-то быстрее торопится к детям, на работу, у кого-то родители дома пожилые, он не может стоять на службе  три-четыре  часа. Он может идти в обычный городской храм.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.скрип

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Когда настоятель повернулся к вам лицом

Возглас перед чтением Евангелия призывает людей буквально встать прямо, а они нагибают головы

Протоиерей Александр Борисов: служить по-русски

Звучит сакральный текст, и все благоговейно замирают, не понимая содержания

Не понимаю, что читают на службе!

Протоиерей Александр Ильяшенко о переменах в Церкви