Александр Архангельский: В школе нет места крайностям

10 марта. ПРАВМИР. Рабочей группой во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным разработан проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных пособий и методических материалов. Составители новой программы вместо преподавания по единому учебнику предлагают обучать детей по разным линейкам учебников, написанных с учетом сложившейся действительности, например, постоянного общения детей в интернете. Своим видением этой ситуации с Правмиром поделился Александр Архангельский, писатель, профессор НИУ ВШЭ, автор действующего школьного учебника по литературе для 10 класса.

Учебники должны меняться – в том числе по русскому языку и литературе. Но как их менять, по какому принципу? Последние два-три года шла начетническая борьба за то, чтобы по всем гуманитарным дисциплинам было по одному-единственному учебнику, как при родной советской власти. (Для справки: даже при поздней советской власти конкурировали несколько педагогических моделей, а живое творчество педагогов, обобщенное в знаменитом манифесте педагогики сотрудничества 1986 года, обеспечивало разнообразие методик). Ну, как минимум за  то, чтобы списки изучаемой литературы был полностью утверждены сверху, а живая словесность, выбор учителя – не особенно учитывались.

Было и другое, альтернативное требование – отменить идею незыблемого ядра классики, полностью уйти в вольное литературное плавание. Концепция русского языка и литературе в школе дает нам шанс на золотую середину, на сохранение ядра – и при этом на развитие вариативности. И уж точно благо – отказ от самой идеи «единого учебника». Учебные линии разные, методическое творчество разнообразно, потому что разные ученики и разнообразные учителя.

Мы с моей коллегой, директором православной подмосковной гимназии «Образ» как раз сейчас завершаем многолетнюю работу по разработке учебной линии по литературе для 5-9 класса (издательство «Дрофа»). Наша идея проста – школа для всех, поэтому в ней, особенно в курсе литературы, не должно быть крайностей, ни консерватизму, ни прогрессизму места нет, есть место сквозной идее развития, движения культуры, есть место идеалу, но есть место и трезвому взгляду на жизнь. Собственно, русская литература проложила нам именно такой путь, она не про безупречных героев, а про сложность человека, про неоднозначность мира, про поиск истины. К прописям ее свести не удастся. И слава Богу.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
В чем проблемы преподавания литературы в школе? – Александр Архангельский

О том, как заинтересовать детей и подростков чтением, о запрещенных книгах и пропаганде

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: