Александр Архангельский: В школе нет места крайностям

10 марта. ПРАВМИР. Рабочей группой во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным разработан проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных пособий и методических материалов. Составители новой программы вместо преподавания по единому учебнику предлагают обучать детей по разным линейкам учебников, написанных с учетом сложившейся действительности, например, постоянного общения детей в интернете. Своим видением этой ситуации с Правмиром поделился Александр Архангельский, писатель, профессор НИУ ВШЭ, автор действующего школьного учебника по литературе для 10 класса.

Учебники должны меняться – в том числе по русскому языку и литературе. Но как их менять, по какому принципу? Последние два-три года шла начетническая борьба за то, чтобы по всем гуманитарным дисциплинам было по одному-единственному учебнику, как при родной советской власти. (Для справки: даже при поздней советской власти конкурировали несколько педагогических моделей, а живое творчество педагогов, обобщенное в знаменитом манифесте педагогики сотрудничества 1986 года, обеспечивало разнообразие методик). Ну, как минимум за  то, чтобы списки изучаемой литературы был полностью утверждены сверху, а живая словесность, выбор учителя – не особенно учитывались.

Было и другое, альтернативное требование – отменить идею незыблемого ядра классики, полностью уйти в вольное литературное плавание. Концепция русского языка и литературе в школе дает нам шанс на золотую середину, на сохранение ядра – и при этом на развитие вариативности. И уж точно благо – отказ от самой идеи «единого учебника». Учебные линии разные, методическое творчество разнообразно, потому что разные ученики и разнообразные учителя.

Мы с моей коллегой, директором православной подмосковной гимназии «Образ» как раз сейчас завершаем многолетнюю работу по разработке учебной линии по литературе для 5-9 класса (издательство «Дрофа»). Наша идея проста – школа для всех, поэтому в ней, особенно в курсе литературы, не должно быть крайностей, ни консерватизму, ни прогрессизму места нет, есть место сквозной идее развития, движения культуры, есть место идеалу, но есть место и трезвому взгляду на жизнь. Собственно, русская литература проложила нам именно такой путь, она не про безупречных героев, а про сложность человека, про неоднозначность мира, про поиск истины. К прописям ее свести не удастся. И слава Богу.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
В чем проблемы преподавания литературы в школе? – Александр Архангельский

О том, как заинтересовать детей и подростков чтением, о запрещенных книгах и пропаганде

Не сдал ЕГЭ? Пойдешь улицы подметать!

И что еще подростки услышат от родителей в ближайшие дни

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!