Александр Архангельский: В школе нет места крайностям

10 марта. ПРАВМИР. Рабочей группой во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным разработан проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Итоговый документ станет основой для нескольких линеек учебных пособий и методических материалов. Составители новой программы вместо преподавания по единому учебнику предлагают обучать детей по разным линейкам учебников, написанных с учетом сложившейся действительности, например, постоянного общения детей в интернете. Своим видением этой ситуации с Правмиром поделился Александр Архангельский, писатель, профессор НИУ ВШЭ, автор действующего школьного учебника по литературе для 10 класса.

Учебники должны меняться – в том числе по русскому языку и литературе. Но как их менять, по какому принципу? Последние два-три года шла начетническая борьба за то, чтобы по всем гуманитарным дисциплинам было по одному-единственному учебнику, как при родной советской власти. (Для справки: даже при поздней советской власти конкурировали несколько педагогических моделей, а живое творчество педагогов, обобщенное в знаменитом манифесте педагогики сотрудничества 1986 года, обеспечивало разнообразие методик). Ну, как минимум за  то, чтобы списки изучаемой литературы был полностью утверждены сверху, а живая словесность, выбор учителя – не особенно учитывались.

Было и другое, альтернативное требование – отменить идею незыблемого ядра классики, полностью уйти в вольное литературное плавание. Концепция русского языка и литературе в школе дает нам шанс на золотую середину, на сохранение ядра – и при этом на развитие вариативности. И уж точно благо – отказ от самой идеи «единого учебника». Учебные линии разные, методическое творчество разнообразно, потому что разные ученики и разнообразные учителя.

Мы с моей коллегой, директором православной подмосковной гимназии «Образ» как раз сейчас завершаем многолетнюю работу по разработке учебной линии по литературе для 5-9 класса (издательство «Дрофа»). Наша идея проста – школа для всех, поэтому в ней, особенно в курсе литературы, не должно быть крайностей, ни консерватизму, ни прогрессизму места нет, есть место сквозной идее развития, движения культуры, есть место идеалу, но есть место и трезвому взгляду на жизнь. Собственно, русская литература проложила нам именно такой путь, она не про безупречных героев, а про сложность человека, про неоднозначность мира, про поиск истины. К прописям ее свести не удастся. И слава Богу.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В чем проблемы преподавания литературы в школе? – Александр Архангельский

О том, как заинтересовать детей и подростков чтением, о запрещенных книгах и пропаганде

Воспитанники детдомов будут учиться в обычных школах

«Это важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания»