Алена Синкевич: Учить детей из детдомов в обычных школах – правильно

|
13 мая. ПРАВМИР. На рассмотрение в Госдуму по инициативе вице-премьера Ольги Голодец был внесен законопроект об изменениях в системе детских домов.

Изменения коснутся превращения обычных детских домов в дома семейного типа и возможности для детей из системы обучаться в обычных образовательных учреждениях.

Инициативу Правмиру прокомментировала эксперт по усыновлению Алена Синкевич:

Мое отношение к этой инициативе – положительное. Это то, о чем мы можем только мечтать, потому что весь мировой опыт показывает, – только семья дает ребенку старт, который позволяет в дальнейшем реализовать свои возможности в самостоятельной жизни, если она когда-нибудь наступает.

Даже если самостоятельная жизнь не наступает, у человека должна развиваться привязанность. Если ребенок с самого начала живет в группе, а не в семье, и перед ним идет череда людей ни с кем из которых у него не возникает эмоциональных отношений, то в дальнейшем выросший ребенок уже не понимает, почему один человек становится особенным по отношению к другому. Проще говоря, он не способен любить. Ведь, говоря о привязанности, мы говорим о безусловных чувствах. Этот ребенок может быть благодарен, может на кого-то сердиться, но он не способен получить опыт существования особых людей, сформировать с кем-либо особое отношение, а это базовая потребность человека, которая заложена природой. Когда она не реализуется, не происходит нормального развития человеческой личности и не развивается способность к нормальной коммуникации. Это то, о чем мы так много говорим, почему эти дети так плохо адаптируются в обществе.

Насколько это возможно в реальности, всегда сказать довольно трудно. Во-первых, у нас есть большая группа детей, которые уже стартовали в других условиях. Перевести их в группы семейного типа даже в техническом плане будет очень трудно, но сделать это все равно надо. Самое важное, что, благодаря этому закону, все дети, которые поступают сейчас в систему по каким-то причинам, попадут в семейную среду, а не в среду групп, которые были в подобных учреждениях все это время. Конечно, в первую очередь надо пытаться вернуть детей в кровную семью или кровным родственникам или в замещающую семью, но если ребенку все же пришлось попасть в детское учреждение, то пусть лучше это учреждение будет семейного типа. Если этот законопроект пройдет, и если он будет реализован, это будет прорыв.

Дети из детских домов и сейчас имеют право на обучение в обычных школах, но тут, наряду с иными проблемами, существует проблема с тем, чтобы родители одноклассников не возражали против этого. Проблема связана с тем, что общество плохо информировано, и ведется недостаточная работа по его информированию. Беда в том, что у нас в школах не хватает специалистов, честно говоря, тех, кто действительно понимает особенности детей, которые пришли из системы сиротских учреждений, в школах просто нет. Если решать эту проблему, то решать ее надо так, чтобы в школе появился специалист, который прошел обучение по этой тематике, чтобы потом он работал с родителями и объяснил им все нравственные и практические аспекты этой ситуации.

Родители не столько не хотят, чтобы их дети учились с детьми из системы, никто не хочет, чтобы его ребенок попадал в условия пугающей неопределенности. Если родителям объяснить какие-то вещи, сказать, что профессионалы понимают процесс инклюзии ребенка в класс, то родители были бы гораздо спокойнее.

Кроме того, нужно сформировать общественное мнение о том, что, если мы хотим жить в обществе цивилизованных людей, нам надо устроить наше общество так, чтобы дети-инвалиды и дети, пережившие опыт сиротства, ощущали себя равноправными гражданами. Это нужно не только им, это нужно и нам для того чтобы общество было здоровым. То, что мы не видим этих детей, не значит, что они исчезли. Тогда родители будут и сами понимать и объяснять своим детям, что думать по-другому – неприлично. Они будут учить детей быть милосердными и толерантными, а не говорить «не трогай этого мальчика, у него могут быть вши». Общественное мнение не падает с неба, оно формируется, надо все подробно рассказывать людям. Люди должны понимать, что они не брошены с проблемой без всякой помощи, а что такая проблема, хотя и существует, есть профессионалы, которые ею занимаются и стараются ее решать.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Директор «детской деревни»: Проблема детских домов нерешаема?

Об инклюзии говорят, но ничего не делается, для того чтобы была реальная инклюзия. Чиновники не понимают…

Александр Гезалов: Серьезно говорить о том, что детдома должны быть другими – это прорыв

Если сегодня такую инициативу обсуждают на уровне заседания в Государственной Думе, значит, есть определенные результаты.

Воспитанники детских домов смогут посещать обычные школы

Предполагается, что документ вступит в силу с 1 сентября 2015 года.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: