Оригинал статьи More Protestants Find a Home in the Orthodox Antioch Church опубликован в New York Times, 3 октября 2009 г. Перевод с английского специально для Правмир Анны Даниловой.

Однажды ранним вечером 1993 года Кэл Орен возвращался домой с женой, братом и тремя усталыми детьми после похода по лесу секвой в калифорнийских горах Санта-Круз. Когда автомобиль подъезжал к городу Бен-Ломонду, брат Орена показал на церковь, стоящую у дороги, сказав: «Я был там внутри, очень хорошее место».

Орен остановился, детей оставили в машине, а взрослые осторожно ступили в православный храм святых апостолов Петра и Павла Антиохийской Православной церкви. Пресвитерианин Орен фактически ничего не знал ни об Антиохийской церкви ни о православном христианстве вообще.  Бен-Ломонд у него ассоциировался с  хиппи, геодезическими куполами и полями марихуаны.

Он вошел в храм, вечерня шла полным ходом, в храме было чуть больше двадцати прихожан, они пели псалмы и гимны. В темном воздухе стоял запах ладана, на стенах были изображения апостолов и святых. Здесь были древность  и строгость, ушедшие из евангелистских кругов, в которых Орен вращался, кругов таких современных, открытых и абсолютно соответствующих дню сегодняшнему.

antioch5002

Невыразимое откровение того вечера -15-минутного отблеска Византии — пошатнуло все определенное в духовной жизни Орена. Вместе с семьей они продолжали посещать Пресвитерианскую церковь около дома в пригороде Балтимора, он стал старостой и преподавателем библеистики. В 1995 он посетил свою первую в жизни службу в церкви Святого Креста  в 10 милях к югу от Балтимора. К концу 1996г. он стал постоянным прихожанином, а в мае 1997 вместе  с семьей принял православие.

Обращение  любого человека по своей сути —  индивидуальный и особый путь, и у Орена это обращение стало не просто следствием чувства, что  православие -“хранит святую традицию”, но и следствием постоянного обдумывания и переживания таких богословских вопросов, которые, наверное, сильно не занимают других верующих, например,  причащение крещеных младенцев.

Говоря в целом, движение из протестантского царства в православное, а именно, в Антиохийскую церковь — значительная и удивительная тенденция деноминационной миграции. За последние 20 лет Антиохийская Православная церковь, восходящая к Сирии и Ливану, и давно существующая в США, где прихожане в основном из ближневосточных иммигрантов и их потомков, стала выбором и пристанищем тысяч протестантов североевропейского происхождения.

Видимый сдвиг начался в 1987, когда почти 2 000 евангелистов во главе с Питером Гиллквистом и другими выпускниками Богословской семинария Далласа и «студенческий поход за Христом» обратились в православие. Позже началась целая волна переходов верующих из основных протестантских деноминаций — епископальной и лютеранской церквей.

По данным профессора теологии университета North Park в Чикаго Брэдли Нассифа – ведущего исследователя религии – около 70% антиохийских клириков США – обращенные, в то время как всего одно-два поколения тому назад этот процент едва достигал 10.

Профессор Нассиф в статье 2007г. в журнале «Христианство сегодня» предположил, что 21 век может стать веком православия: разочарованные протестанты испытывают потребность вернуться к корням, богословской строгости и  социальному консерватизму Восточных христианских деноминаций.

antioch500

Сбудется ли это предсказание или нет, ясно одно – американцы не приходят в антиохийское православие за удобством и простотой.  В деноминации, по оценкам профессора Нассифа, около  250 000 верующих в 250 приходах по стране. Прихожане выстаивают двухчасовые Литургии каждое воскресенье, примерно половину года воздерживаются от мяса, сливочного масла, яиц и многие — от рыбы.

Когда Орен с семьей присоединились к церкви Святого Креста, они встретили родство во многих смыслах. Пастор церкви, Отец Грегори Мэтьюс-Грин, обратившийся в православие, оставив служение в епископальной церкви, написал исчерпывающую книгу об этом, “Встреча с Востоком: Паломничество в тайны православия” (HarperOne, 2006).

Отец Грегори Мэтьюс-Грин разочаровавшийся в том, что он назвал “духовным и богословским хаосом и моральным беспорядком” в Епископальной церкви, перешел в приход Святого Креста в начале 1993 с 19 прихожанами, пять из них были члены его семьи. Когда он формально отказался от своих епископальных клятв, он потерял не только свою зарплату, но и дом приходского священника, в котором жи

“Много раз,”  — вспоминал он недавно на интервью, “ я думал: ‘Сегодня мне придется посмотреть объявления «Нужна помощь» (газеты с вакансиями — прим. переводчика).”

Спустя годы приход Святого Креста вырос до 120 человек, почти 2/3 из них были обращенные,  тогда за 265 000 $ было выкуплено здание: приход располагается в доме, построенном методистами,  до последнего времени его занимали пятидесятники корейской церкви Нового поколения.

Солнце пробивается сквозь витраж с изображением Христа, установленный еще деноминацией, построившей здание, большинство икон написаны обращенной в православие Каролин Шуи. На днях, Грегори Мэтьюс-Грин обучал нового предполагаемого обращённого, римско-католического иммигранта из Конго.

Есть только один недостаток у этого неожиданного витка в жизни антиохийского православия, по крайней мере, в приходе Святого Креста. Когда Грегори Мэтьюс-Грин собирался собрать денег, устроив церковный ужин, люди потянулись к Святому Кресту, ожидая полакомиться яствами Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря — прим. переводчика). Однако им пришлось довольствоваться угощениями, которые отец Грегори научился готовить еще в епископальной церкви Южной Каролины:  хот-доги и шоколадный торт.

Некудышный фандрайзер однако.

Перевод с английского портал «Правмир», Анна Данилова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.