Главная Церковь Жизнь Церкви

Англичане консервативней русских эмигрантов

Англичане, которые при митрополите Антонии обратились в Православие, обратились не для того, чтобы получить больше либерализма, а для того, чтобы вернуться к корням и традициям. А многие русские, приехавшие из России и стран СНГ, как раз стремились уйти от консерватизма.

«Православный Лондон — город контрастов» — так была заявлена тема лекции, которую протоиерей Михаил  Дудко прочитал 17 декабря в Илиинской гостиной при храме Илии Пророка в Черкизово. С конца 2006 года  до июля 2013 он прослужил в Лондоне в Успенском кафедральном соборе. Отец Михаил отметил, что многие  русские люди находятся в таком же сложном экономическом и юридическом положении, как трудовые  мигранты из Средней Азии в Москве.

 

Михаил Дудко

Русские гастарбайтеры в Лондоне

По разным данным сегодня в Лондоне проживает от ста до трехсот тысяч русскоязычных людей. По словам  отца Михаила, среди русских в Англии есть олигархи и просто очень богатые люди, есть высококлассные специалисты (например, компьютерщики), которые приехали на работу по приглашению крупных компаний  и преуспевают, но много людей очень бедных, живущих на птичьих правах.

Это, как правило, русские из Прибалтики, Молдавии, других бывших республик, выдавленные из своих стран  недоброжелательным отношением к русским. Часто они снимают одну комнату на несколько человек, многие из них имеют проблемы с законом, работают нелегально. «Если бы речь шла не о Лондоне, а о Москве, мое  выступление можно было бы назвать „Исповедь православного таджика“, — сказал отец Михаил. — Я теперь,  когда вижу в Москве людей из Средней Азии, отношусь к ним с сочувствием и симпатией, потому что многие  русские люди в Лондоне находятся в таком же положении, и мне не раз приходилось решать их визовые,  экономические и юридические проблемы. Я им сочувствую, хотя понимаю, что нелегальная эмиграция — зло, с которым надо бороться».

Среди прихожан Успенского собора есть и преуспевающие русские, и нелегальные мигранты. Вторые из-за  их полулегального пребывания порой оказываются перед нравственным выбором. Одна женщина из Молдавии как-то пришла к отцу Михаилу и сказала, что уволилась с работы, так как ее заставляли снять крест. Работала  она продавщицей фруктов. Когда она наклонилась за фруктами, начальник увидел крест.   «Ты можешь продолжать работать, но должна снять крест», — решительно сказал он. Он сослался на слова  премьер-министра Англии о том, что дресс-код компании должен иметь преимущество перед возможностью  носить открыто религиозные знаки. Обратиться к адвокату женщина не могла — в Англии адвокаты тоже дорого берут за услуги, — проконсультироваться ей было не у кого, так как все ее подруги там такие же  продавщицы, и она предпочла уволиться.

«Формально это не гонения, а самодурство начальника, — прокомментировал отец Михаил. — Но атмосфера  в обществе позволяет людям, подобным этому начальнику, делать такие вещи». Он напомнил прошлогоднюю  историю со стюардессой, которую тоже отстранили от работы за отказ снять крест. Обращение стюардессы  в британский суд оказалось безрезультатным, только Европейский суд по правам человека признал требование  авиакомпании незаконным.

Английские парадоксы

Протоиерей Михаил Дудко отметил один из парадоксов религиозной ситуации в Англии. С одной стороны, там  Церковь до сих пор не отделена от государства, глава Англиканской Церкви — английская королева. Но антихристианские настроения сильны. Несколько лет назад, возможно, под давлением других стран  Евросоюза, английским агентствам по усыновлению детей было официально приказано не делать различий  между традиционными семьями и гомосексуальными парами. В случае отказа выполнять это требование  лишали государственной дотации, без которой ни одно агентство по усыновлению выжить не может. На тот  момент в Англии было много католических агентств по усыновлению, причем часто эти агентства помогали  обрести семьи детям с тяжелой формой инвалидности — не только в России таких детей усыновляют  неохотно. Не желая выполнять требования, противоречащие их нравственным принципам, многие агентства прекратили свою деятельность.

Коснулся отец Михаил и конфликта, который был несколько лет назад в Сурожской епархии. Этот конфликт  многие представляют как конфликт между давними прихожанами (русскими и англичанами) и только приехавшими из России, причем подразумевалось, что вновь приехавшие — дремучие консерваторы, которые  принесли с собой культуру «бабушек в платочках», а старая эмиграция и англичане — просвещенные  либералы.

«На самом деле всё наоборот, — сказал отец Михаил. — Англичане, которые при митрополите Антонии  обратились в Православие, обратились не для того, чтобы получить больше либерализма, а для того, чтобы  вернуться к корням и традициям. А многие русские, приехавшие из России и стран СНГ, как раз стремились  уйти от консерватизма. Не раз именно англичане выговаривали мне: „Батюшка, почему женщины без платков?  Мы пришли в Русскую Церковь, потому что здесь традиция хранится, либерализма мы в Англиканской Церкви  нахлебались. Пожалуйста, сделайте объявление, что женщины должны быть в юбках и платочках. И начните  сейчас. Видите, бабушка сидит? У нее платочек неправильно повязан и юбка недостаточно длинная. Подойдите к ней и скажите“».

Более половины священников Сурожской епархии — англичане, многие из них не говорят по-русски.  Некоторые из них были англиканскими священниками, и перешли в Православие после знакомства  с митрополитом Антонием — их убедил пример живого праведника, — есть и те, кто принял Православие  в другом городе или другой стране, а потом приехал в Лондон и познакомился с владыкой Антонием, но на всех  Владыка оказал большое влияние. Возможно, именно в память о нем и во время конфликта эти  священники, не знающие русского языка, остались верны Русской Православной Церкви. «Митрополит  Антоний привлек этих англичан, и они стали лучшими друзьями не только Русской Церкви, но и России», —  считает отец Михаил.

У нас общие святые

Когда перешли к вопросам, женщина, представившаяся методистом по работе со школами, сказала, что  многие родители планируют в будущем отправить своих детей учиться за границу. Выбирая сегодня в курсе  ОРКСЭ между светской этикой и Основами православной культуры, эти родители интересуются, как будет  себя чувствовать за границей православный ребенок.

«Англия — страна толерантная, запретов не будет, — ответил отец Михаил. — Но в чем была проблема для  христиан в первые века? Не в том, что Иисуса Христа не признавали. Римляне, завоевывая страны, брали божества этих стран и ставили в свой пантеон. Но они не допускали, чтобы это божество было единственным.  И сегодня проблема не в том, что не признают христианство, а в том, что признают со всеми прочими — ставят нашего Спасителя в пантеон. Православных детей в Англии поведут на евхаристию, как ее понимают  в Англиканской Церкви, и если они откажутся, это будет воспринято негативно. Ребенку придется защитить  право быть не таким, как все, что для ребенка непросто».

«Понимают ли англичане, что Россия самая православная страна, и хотят ли посмотреть, как мы здесь живем, ходим в храм?», — спросила отца Михаила другая женщина. «Англичане не претендуют на то, что Англия  более православная страна, отдают нам первенство, — сказал священник. — Монастыри они любят, но большинство ездит туда как туристы. Туризм — национальная страсть англичан. Убедить их сложно.  У митрополита Антония получилось. У нас с вами не получится».

В конце ноября в Англию из Иерусалима была привезена частица Животворящего Древа Креста Господня.  Неделю она находилась в Успенском кафедральном соборе, потом ее перевозили в другие православные храмы. Отвечая на вопрос об отношении англичан к пребыванию в стране такой святыни, отец Михаил рассказал, что  во времена Английской реформации уничтожались все реликвии — так англикане боролись за отделение  от Католической Церкви. В лучшем случае удавалось тайно вывезти реликвии за границу. Поэтому для  англичан привоз в их страну такой святыни — явление новое, необычное. Очень многие, не только православные, приходили в эти дни поклониться частице Животворящего Древа Креста Господня.

Отец Михаил напомнил, что многие западные святые жили и были прославлены еще до разделения Церкви.  Один из них — английский король Эдуард, убитый в 979 году и канонизированный в 1008. Несмотря на это, имени Эдуард до сих пор нет в русских святцах, и нередки случаи, когда священник при крещении младенца  или взрослого, которого зовут Эдуард, говорит, что это неправославное имя и для крещения надо выбрать  другое.

Есть и другие святые, прославленные до 1054 года еще единой Церковью, но почти неизвестные в России.  «Мне бы хотелось потихоньку перетаскивать этих святых на нашу почву, — сказал отец Михаил. —Хотелось бы, чтобы у нас в храме была икона святого короля Эдуарда и частица его мощей, которые   чудесным образом обретены сравнительно недавно».

После возвращения из Лондона отец Михаил был назначен настоятелем храма святителя Иннокентия  в Бескудникове.

Подготовил Леонид Виноградов. Фото Евгения Глобенко

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.