Английский с пеленок! И к школе готов?

|
Нужно ли детям раннее языковое развитие? А родителям? Размышляет Елена Фетисова.
Английский с пеленок! И к школе готов?

«Английский язык для детей. Набор в группу с 4 лет!». Такие объявления можно встретить теперь почти в любом уважающем себя доме культуры, центре детского творчества, раннего развития и т.п. Говорят, и в коммерческих детских садах сейчас тоже нередко предлагают «обучение иностранному языку». Звучит солидно до дрожи в коленках. Детских коленках, разумеется.

Важно то, что популярность подобного дошкольного обучения языку среди родителей растет стремительно. По вечерам, когда мы с детьми бежим на гимнастику, нам с трудом удается протиснуться через толпу юных полиглотов, ждущих начала занятий в коридоре ДК. Малыши лет пяти со школьными ранцами за плечами стоят под дверью «английского» кабинета и, готовясь к уроку, громко повторяют вслед за мамами стишок: «Отамн итс отамн!» («Осень – это осень», судя по всему).

– Хыллоу, – гостеприимно распахивает дверь педагог, разумно воздерживаясь сказать пятилеткам еще и «камин». Но они и так входят «ин», хэлловая на все лады и тем самым наполняя сердца родителей законной гордостью.

Но вот тут передо мной в рост встает небольшая моральная дилемма. Вообще-то, это очень здорово – наблюдать, как много родителей занимается своими детьми, как вечером после работы папа или мама ведет их на занятие, а не мчится домой к телевизору. Тут, по большому счету, нужно не иронизировать, а умиляться. Но почему-то именно дошкольный кружок английского умиления не вызывает. Почему?

Ну, с одной стороны, просто жалко родительского и детского времени, поскольку здесь его трата происходит с не совсем понятной целью. Когда ребенка отдают в бассейн, то обычно имеют цель укрепить мышцы спины, «дыхалку» и вообще здоровье, а заодно проверить наличие/отсутствие спортивных задатков. Похожие цели у гимнастики и многих других видов спорта. Когда отдают на танцы, то мечтают развить чувство ритма, научить ребенка красиво двигаться и держать осанку. Когда ведут чадо рисовать, то, опять же, хотят дать ему повод обнаружить творческие способности, а заодно развить вкус и интеллект (рисование формы всегда связано с очень тонким ее анализом).

А какая цель у изучения английского в пять лет? Посидеть 40 минут за партой, попортить осанку и/или зрение? Покорежить произношение или фонематический слух? Говорю «или» потому, что чаще всего совсем маленьким детям учитель произносит иностранные слова так, чтобы ребенок смог их расслышать – с помощью родных, русских звуков (фонем), что, конечно, имеет мало отношения к «оксфордскому английскому». А если учитель «продвинутый» и желает говорить правильно, тем самым он может невольно нарушать только еще формирующийся у дошкольников фонематический слух – умение различать конкретные звуки родного языка. Умение это в будущем станет основой орфографической грамотности – или неграмотности.

Кто-то уже готов мне возразить про практику дворянских семейств, обучавших иностранному с рождения? Увы, дворяне не водили детей раз или два в неделю на часовой урок, а разговаривали по-французски дома и нанимали француженку-гувернантку. Два языка с колыбели были нормой бытового общения. И это, кстати, не гарантировало сохранения чистоты русской грамматики. Но дворянским-то детям, к счастью, ЕГЭ по русскому не грозил…

Единственной реальной практической пользой от «английских мытарств» дошкольника может стать разве что возможность «пофорсить» где-нибудь в песочнице или в детском саду. Выйдет некий мальчик Ваня во двор и вместо обычного привета крикнет мальчику Пете «Хэллоу». И мама Пети, конечно же, пожелтеет зеленой завистью. А мама Вани, разумеется, почувствует, что родительский долг платит исправно.

1378135042_v-shkolu

А как же подготовка к школе? Собственно, чем заняты родители, пока ждут возвращения юных «англичан» с занятия? Они сидят и пугают друг друга школой.

– Старший мой в третьем классе учится – у него уже три репетитора! Он ведь умный у нас ребенок, но там ТАКОЙ английский, ТАКАЯ математика!

– Ой, не напоминайте, я сама английский в школе вспоминаю как страшный сон.

Видимо, именно здесь кроется корень популярности английского «с пеленок»: родители рассчитывают, что если к «этому страшному языку» ребенка заранее как следует подготовить, то в школе учеба пойдет «как по маслу». Но поскольку у ребенка в этом возрасте еще не может быть глубокого и стойкого интереса к иностранному языку, все теоретические преимущества перед будущими одноклассниками либо улетучатся в августе перед первым классом, либо будут исчерпаны тем, что первые три-четыре учебных недели первоклассник побудет «выскочкой», припоминая к месту и не к месту отдельные английские слова и фразы. Впрочем, от выскочек учителя обычно не то чтобы в восторге.

Вот и жалко, что последние «вольные» годы перед школой ребенок просидит за партой безрезультатно, механически месяцами «задалбливая» то, что потом, классе эдак во втором, он «схватит на лету» в течение одного урока. Если только к семи годам не возненавидит английский до икоты.

Но ведь школа! Но ведь страшно! Но ведь надо что-то делать?

Сейчас будет голая и пока не опробованная теория, но  мне вот отчего-то подумалось: а может быть тем родителям, кто сильно боится английского у своих будущих первоклассников, не мучать детей, а самим записаться на какие-нибудь полугодовые курсы или купить самоучитель на CD? Поставить произношение, вспомнить синтаксис, немного поднабрать словарь, а? Класса до третьего, пожалуй, хватит, а там можно так во вкус войти, что ребенку репетитор еще долго не понадобится. Или это я зря размечталась? Наш первый класс в будущем году – хочу, если что, так и попробовать.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Школьные чаты – боль родителя XXI века

Советы психолога тем, кто уже добавил в друзья учителя и одноклассников своих детей

Как пережить родительское собрание

9 советов для сохранения спокойствия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!