Анна Андреенкова: Престиж Русской Православной Церкви среди населения стабильно высок

Больше трети россиян хотели бы расширить свои знания о православии. Среди них больше обеспеченных людей и респондентов с высшим образованием. Получить дополнительное духовное образование хотят 19% опрошенных. Что касается православных, каждый второй из них хотел бы больше узнать о своей вере, и каждый четвертый – получить дополнительное духовное образование. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного социологической службой «Среда». Их комментирует кандидат политических наук, зам. директора ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований), специалист по сравнительным международным исследованиям социальных, экономических и духовных ценностей Анна Андреенкова.

Служба «Среда» обнародовала данные опроса населения России, которые говорят о том, что значительная доля российских граждан (больше трети) испытывают интерес, хотели бы расширить и углубить свои знания о православии. При этом наибольшую заинтересованность к таким знаниям проявили наиболее образованные и благополучные жители страны, интеллигенция.

Говорит ли это том, что тенденция возрождения интереса россиян в религии, и, в частности, к православию, которая проявилась еще с начала 90-х годов, до сих пор актуальна и интерес к православию в стране продолжает расти? Является ли этот интерес выражением религиозных исканий россиян или лишь общегуманитарным уважением к знаниям и культурному наследию предков? Есть ли основания ожидать, что интерес к знаниям о православии приведет к увеличению религиозности россиян, большей вовлеченности в жизнь церкви и следованию ее канонам и установлениям, большей поддержке начинаний православной церкви в области религиозного образования в России? Вопросов, поводом для размышлений поставлено много. Попытаемся найти ответ хотя бы на часть из них.

Ситуация с религиозными воззрениями и религиозной принадлежностью населения в России во многом уникальна. Страна очень быстро прошла период секуляризации, который в других странах растянулся на целый век. При этом наиболее глубоко этот процесс затронул именно православных россиян. К концу советского периода российской истории, в конце 80-х годов религиозными продолжали считать себе лишь 25% населения страны (по данным Мониторинга Ценностей ЦЕССИ, проводимого с конца 80-х до нынешнего времени по методике Всемирного Исследования Ценностей). Однако в последние 20 лет происходит обратный процесс возрождения интереса к религии, и особенно к православию – престиж Русской Православной Церкви среди населения стабильно высок (один из самых высоких среди всех социальных, общественных и государственных институтов в стране), доля людей, считающих себе религиозными, постоянно растет и, скорее всего, этот процесс еще не закончен (уже к концу 90-х таких людей было 42%, к концу 00-х – более 50%. При этом основной рост пришелся на долю православных). Однако несмотря на это до сегодняшнего времени Россия остается страной с относительно низким уровнем религиозности населения, более чем в два раза уступая в этом плане большинству европейских православных и католических стран (особенно лидерам – православным Кипру и Румынии и католической Польше). Уровень религиозности, сходный с российским, демонстрируют в основном протестантские скандинавские и северные страны Европы.

Очень раннее начало секуляризации и ее интенсивный, часто насильственный процесс в России привел к тому, что значительная доля россиян могли получить знания о православии только в зрелом возрасте. Религиозное воспитание получили в детстве лишь 25% россиян (данные Мониторинга Ценностей ЦЕССИ 2000-х годов), при этом такая тенденция сохранялась уже начиная с послевоенного поколения (в довоенном поколении религиозное воспитание получили чуть более 40%, что также составляет меньшинство). Приобщение к религии в послереформенные годы началось с усвоения и практики отдельных религиозных обрядов, тем более что даже в нерелигиозные советские времена базовые религиозные обряды многими исполнялись (78% россиян считают себя крещенными, даже при условии, что лишь у трети россиян оба родителя – верующие). Обрядовая сторона религии намного опережала и до сих пор продолжает опережать духовную и содержательную составляющую. Многие россияне, которые считают себя православными, имеют очень приблизительные представления о православном учении и догматах, не имеют твердой веры даже в базовые постулаты православной веры (при том, что более половины россиян считают себя верующими православными, в воскресенье Христа твердо верят лишь 21%, в то что Бог создал землю и все живое – 22%, в то что Иисус – Сын Божий – 28%). Последовательных религиозных взглядов и убеждений, основанных на знаниях и вере, придерживаются очень небольшая доля россиян. В головах остальных смешались самые разные воззрения и идеи – наряду с идеями православия россияне верят в астрологию (42%), магию (45%), чудеса (48%). По данным Мониторига Ценностей ЦЕССИ более половины россиян никогда не читали Библии, регулярно же это делают менее 10%.

Не удивительно, что большой интерес и уважение к православной вере и практике, соседствующий с довольно распространенным невежеством, искаженными или недостаточными знаниями даже самих основ православной религии, постепенно приводит наиболее образованную и интеллектуально развитую часть к россиян к мысли о том, что необходимо приобретать более последовательные и глубокие знания о православной религии и как вероучения, которого многие хотели бы придерживаться, и как важнейшей части традиционной русской культуры и духовного наследия.

Возрождение интереса к православию – его учению, истории и практики, отражается и на общественной дискуссии вокруг религиозного образования в школах. В целом россияне положительно относятся к введению такого образования – подавляющее большинство россиян (85% по данным Мониторинга Ценностей ЦЕССИ) считают, что такое образование должно вводиться в российских школах. Что еще другим образом подтверждает вывод исследования компании «Среда» о высоком спросе на духовное образование в современном российском обществе. Однако для российского общества очень важно сегодня, развивая и углубляя религиозное образование, не впасть в другую крайность – религиозный фанатизм и навязывания своих религиозных взглядов людям, которые к этому не стремятся. Поддержкой пользуется сегодня именно идея добровольного религиозного образования на свободной основе (ее поддерживают 61% россиян), а не обязательного обучения религии в школах.

Возрождение интереса к религии у российской интеллигенции в последние годы во многом был связан с идеей обретения гражданской и духовной свободы – свободы совести. То, что интерес к основам православия проявляется в первую очередь именно среди образованных групп интеллигенции, с моей точки зрения, говорит о том, что до сегодняшнего дня возрождение религии в России связывается с новыми либеральными идеями, толерантностью и открытостью, а не консерватизмом и приверженности старому – идеями, которые ассоциируются с религией во многих европейских странах. В этом я вижу базовую особенность религиозного возрождения в России и надеюсь, что именно такой освобождающий духовный характер этого возрождения сохранится, а не превратится в новый повод для взаимной ненависти и неприятия инакомыслия.

Читайте также:

Максим Трудолюбов: Как разделить интерес к религии и к смутной сфере таинственного?

Архимандрит Кирилл (Говорун): Люди хотят знать больше о православной традиции, а значит – о себе

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Три врага православной школы

Как не стать комбинатом по выпуску дипломированных фарисеев

«Хорошая научно-популярная книга – почти детектив»

Премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» исполняется уже 10 лет

В Церкви выступили против анкетирования школьников без ведома родителей

Сообщения о различных опросах и тестированиях поступают от родителей учащихся православных школ и детских садов

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: