Больше трети россиян хотели бы расширить свои знания о православии. Среди них больше обеспеченных людей и респондентов с высшим образованием. Получить дополнительное духовное образование хотят 19% опрошенных. Что касается православных, каждый второй из них хотел бы больше узнать о своей вере, и каждый четвертый — получить дополнительное духовное образование. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного социологической службой «Среда». Их комментирует кандидат политических наук, зам. директора ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований), специалист по сравнительным международным исследованиям социальных, экономических и духовных ценностей Анна Андреенкова.

Служба «Среда» обнародовала данные опроса населения России, которые говорят о том, что значительная доля российских граждан (больше трети) испытывают интерес, хотели бы расширить и углубить свои знания о православии. При этом наибольшую заинтересованность к таким знаниям проявили наиболее образованные и благополучные жители страны, интеллигенция.

Говорит ли это том, что тенденция возрождения интереса россиян в религии, и, в частности, к православию, которая проявилась еще с начала 90-х годов, до сих пор актуальна и интерес к православию в стране продолжает расти? Является ли этот интерес выражением религиозных исканий россиян или лишь общегуманитарным уважением к знаниям и культурному наследию предков? Есть ли основания ожидать, что интерес к знаниям о православии приведет к увеличению религиозности россиян, большей вовлеченности в жизнь церкви и следованию ее канонам и установлениям, большей поддержке начинаний православной церкви в области религиозного образования в России? Вопросов, поводом для размышлений поставлено много. Попытаемся найти ответ хотя бы на часть из них.

Ситуация с религиозными воззрениями и религиозной принадлежностью населения в России во многом уникальна. Страна очень быстро прошла период секуляризации, который в других странах растянулся на целый век. При этом наиболее глубоко этот процесс затронул именно православных россиян. К концу советского периода российской истории, в конце 80-х годов религиозными продолжали считать себе лишь 25% населения страны (по данным Мониторинга Ценностей ЦЕССИ, проводимого с конца 80-х до нынешнего времени по методике Всемирного Исследования Ценностей). Однако в последние 20 лет происходит обратный процесс возрождения интереса к религии, и особенно к православию – престиж Русской Православной Церкви среди населения стабильно высок (один из самых высоких среди всех социальных, общественных и государственных институтов в стране), доля людей, считающих себе религиозными, постоянно растет и, скорее всего, этот процесс еще не закончен (уже к концу 90-х таких людей было 42%, к концу 00-х – более 50%. При этом основной рост пришелся на долю православных). Однако несмотря на это до сегодняшнего времени Россия остается страной с относительно низким уровнем религиозности населения, более чем в два раза уступая в этом плане большинству европейских православных и католических стран (особенно лидерам — православным Кипру и Румынии и католической Польше). Уровень религиозности, сходный с российским, демонстрируют в основном протестантские скандинавские и северные страны Европы.

Очень раннее начало секуляризации и ее интенсивный, часто насильственный процесс в России привел к тому, что значительная доля россиян могли получить знания о православии только в зрелом возрасте. Религиозное воспитание получили в детстве лишь 25% россиян (данные Мониторинга Ценностей ЦЕССИ 2000-х годов), при этом такая тенденция сохранялась уже начиная с послевоенного поколения (в довоенном поколении религиозное воспитание получили чуть более 40%, что также составляет меньшинство). Приобщение к религии в послереформенные годы началось с усвоения и практики отдельных религиозных обрядов, тем более что даже в нерелигиозные советские времена базовые религиозные обряды многими исполнялись (78% россиян считают себя крещенными, даже при условии, что лишь у трети россиян оба родителя – верующие). Обрядовая сторона религии намного опережала и до сих пор продолжает опережать духовную и содержательную составляющую. Многие россияне, которые считают себя православными, имеют очень приблизительные представления о православном учении и догматах, не имеют твердой веры даже в базовые постулаты православной веры (при том, что более половины россиян считают себя верующими православными, в воскресенье Христа твердо верят лишь 21%, в то что Бог создал землю и все живое – 22%, в то что Иисус – Сын Божий – 28%). Последовательных религиозных взглядов и убеждений, основанных на знаниях и вере, придерживаются очень небольшая доля россиян. В головах остальных смешались самые разные воззрения и идеи – наряду с идеями православия россияне верят в астрологию (42%), магию (45%), чудеса (48%). По данным Мониторига Ценностей ЦЕССИ более половины россиян никогда не читали Библии, регулярно же это делают менее 10%.

Не удивительно, что большой интерес и уважение к православной вере и практике, соседствующий с довольно распространенным невежеством, искаженными или недостаточными знаниями даже самих основ православной религии, постепенно приводит наиболее образованную и интеллектуально развитую часть к россиян к мысли о том, что необходимо приобретать более последовательные и глубокие знания о православной религии и как вероучения, которого многие хотели бы придерживаться, и как важнейшей части традиционной русской культуры и духовного наследия.

Возрождение интереса к православию – его учению, истории и практики, отражается и на общественной дискуссии вокруг религиозного образования в школах. В целом россияне положительно относятся к введению такого образования – подавляющее большинство россиян (85% по данным Мониторинга Ценностей ЦЕССИ) считают, что такое образование должно вводиться в российских школах. Что еще другим образом подтверждает вывод исследования компании «Среда» о высоком спросе на духовное образование в современном российском обществе. Однако для российского общества очень важно сегодня, развивая и углубляя религиозное образование, не впасть в другую крайность – религиозный фанатизм и навязывания своих религиозных взглядов людям, которые к этому не стремятся. Поддержкой пользуется сегодня именно идея добровольного религиозного образования на свободной основе (ее поддерживают 61% россиян), а не обязательного обучения религии в школах.

Возрождение интереса к религии у российской интеллигенции в последние годы во многом был связан с идеей обретения гражданской и духовной свободы – свободы совести. То, что интерес к основам православия проявляется в первую очередь именно среди образованных групп интеллигенции, с моей точки зрения, говорит о том, что до сегодняшнего дня возрождение религии в России связывается с новыми либеральными идеями, толерантностью и открытостью, а не консерватизмом и приверженности старому – идеями, которые ассоциируются с религией во многих европейских странах. В этом я вижу базовую особенность религиозного возрождения в России и надеюсь, что именно такой освобождающий духовный характер этого возрождения сохранится, а не превратится в новый повод для взаимной ненависти и неприятия инакомыслия.

Читайте также:

Максим Трудолюбов: Как разделить интерес к религии и к смутной сфере таинственного?

Архимандрит Кирилл (Говорун): Люди хотят знать больше о православной традиции, а значит – о себе

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.