Аннотация к курсу “Основы православной культуры в школе”

|
Программа Ю.С. Васечко
Аннотация к курсу “Основы православной культуры в школе”

Размышления на тему преподавания курса “Основы православной культуры”

Юлия Сергеевна Васечко. Религиовед, учитель МХК, преподаватель культурологии, с 2011 года – методист Лаборатории истории и культуры религий мира Кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования. Соавтор УМК по Основам православной культуры, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Предлагаю начать разговор о православной культуре с тех акцентов, которые считаю принципиально значимыми для подготовки к урокам.

Во-первых, православная культура должна быть настоящей. Без примеси языческих традиций (иногда не знают, что на Рождество – и вообще никогда – христиане не гадают, и т.д.). И не лубочной, ведь настоящее христианство – не сладостное, а радостное. Наша задача – рассказать о плодах православной культуры как радости, которая рождается в человеке от встречи с Богом, ведь высшие достижения нашей культуры проникнуты именно этой радостью.

Во-вторых, темы наших уроков должны быть жизненно значимы для ребенка.  Главная проблема, стоящая перед нами и нашими детьми – формирование современной массовой культурой таких черт личности, когда комфорт и развлечения становятся главным в жизни. Это совершенно несовместимо с идеалом служения, который был в сердцах лучших из наших предков. Идеалы добра, истины и красоты, соединенные воедино и неразрывно, помогут детям в выборе жизненной позиции – чтобы ребята почувствовали силу и красоту жизни по любви и правде и ничтожность противоположной установки. Главная задача учителя ОПК – выстраивать в душе положительные ориентиры путём вдохновляющего примера, явить внутреннюю силу православного образа жизни, чтобы в сердце учащихся в результате нашего курса укрепилась деятельная любовь к ближним. Нужно укреплять базовые духовные ценности, которые имеют своим истоком Православие и укоренены в русской культуре. Именно они могут достойно противостоять духу разрушения и расслабления. И на наших уроках крайне важно передавать ребятам не этапные знания (сегодня нужные, а завтра, может быть, нет, и которые они найдут в энциклопедиях), а те, которые формируют активную позицию по защите добра, истины и красоты. Исходя из этой задачи необходимо так подбирать изображения и примеры, чтобы они не мелькали у ребят перед глазами, как в калейдоскопе (клиповое сознание), а чтобы они учили их вдумываться и всматриваться. При этом ученик должен общаться с личностью педагога, а не с экраном (как бывает, к сожалению, когда большую часть урока крутят презентацию).

И в-третьих, православная культура должна быть интересной. Но интересной – не значит развлекательной: не нужно крутить мультики на уроке, нужно делать предмет интересным благодаря глубокому раскрытию содержания. Английский писатель Г.К. Честертон заметил, что христианство было ответом на загадку, а не последним из общих мест скучной беседы.

Чтобы перейти от теории к практике и наглядно показать, как можно раскрывать темы православной культуры таким образом, представим Вашему вниманию некоторые примеры рассказов, образов и определений из курса Основ православной культуры.

Говоря о борьбе с завистью, десятой заповеди Ветхого Завета, мы обсуждаем один серьезный вопрос – во время конкурсов, олимпиад (если речь не о командном соревновании, а каждый сам за себя) главное ли победить и получить диплом первой степени? 17-кратный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян стал свидетелем того, как троллейбус попал в аварию и ушел на десятиметровую глубину Ереванского озера. Пловец бросился в холодную воду и спас 20 человек.  А потом он спас людей во время пожара, вытаскивая их из огня. Он не смог продолжать спортивную карьеру, потому что подорвал здоровье. Но дар любви, данный ему Богом, он преумножил многократно. И когда его спрашивают: «Вы не жалеете, что Ваши медали и кубки остались в прошлом?» – он отвечает: «Да разве можно кубки и медали сравнить с человеческой жизнью?» Вопросы у ребят отпадают сами собой.

Еще можно обсудить такую ситуацию: представьте себе, что однажды девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, разумеется, с одинаковым желанием показать свой лучший результат и выиграть. Вдруг один юноша споткнулся, упал на дорожке и заплакал. Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться и сказала: «Все скоро заживет». И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию.

Эти спортсмены показали всему миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное — помочь другим победить. Нужно стремиться к победе, но главная победа – научиться радоваться победе другого человека. Это высший пилотаж, но, если этой планки не ставить, человек не сможет раскрыться как личность, а будет только индивидом.

Перейдем от рассказа к образу. Посмотрите на картину современного художника Е. Зайцева, «Молебен на Бородинском поле». Чтобы противостоять клиповому сознанию, которое активно формируется сейчас у детей, необходимо учить их воспринимать изображение не как простую иллюстрацию сказанных нами слов, а как текст, который можно и нужно читать. Мы всматриваемся в картину и ищем свое место в ней – где я вижу себя в этой исторической ситуации? Кто-то встает рядом с Кутузовым, кто-то – рядом с солдатами, другие несут иконы и хоругви. Каждый делает свой выбор. А дальше можно предложить детям найти место в картине, которое ни при каких обстоятельствах занимать нельзя. Это горизонт – ведь оттуда к нам движутся войска Наполеона. Это передано особыми художественными средствами – по небу оттуда движутся грозовые тучи. Мы не должны быть с врагами нашего Отечества. Помните, на картине Васнецова «Богатыри» мы также видим грозовое небо – символ тревожности времени.

Сейчас обстановка в нашей стране тоже тревожная – много сложностей приходится ей преодолевать. И мы не имеем права давать детям определения, которые формально будут верны, но сердцу ребенка ничего не скажут. Мы можем дать ребятам такое определение Родины, которого Вы не найдете в словарях, так как оно взято из книги Г. К. Честертона «Ортодоксия»: «Родина – это наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти». На уроке Основ православной культуры в процессе анализа этих слов ребята готовятся быть не пассивными потребителями знаний, а активными гражданами – защитниками своей страны.

Говоря о ценностях, мы должны сказать и об истоках этих ценностей. Нельзя понять православную культуру без понимания религиозного содержания Православия.  Родители, выбирающие для своих детей модуль ОПК, справедливо требуют квалифицированного преподавания. Во исполнение главной заповеди учителя – «Не навреди» – педагог ОПК не имеет права оставаться вне понимания образа Бога, каким Его видит христианство.

Какой образ Бога стоит у истоков той культуры, которую мы изучаем?  Бог – не мститель. Это Зевс (как представляли греки) посылает на землю молнии за людские провинности: «Вот тебе молния, вот тебе пожар!» Образ Бога в православной культуре совсем иной. Православие открывает Бога, Который стал Человеком и пришел в мир даровать людям вечность. Причем для этого Он Сам прошел через страшную смерть. В Равенне есть знаменитая мозаика, где Добрый Пастырь (символ Христа) опирается не на пастуший посох, а на Крест. Такова цена спасения заблудившейся овечки (символ человеческой души). О каком мщении Бога можно говорить, если всё Евангелие – это весть о том, что люди потерялись, заблудились на дорогах жизни, и Бог приходит их искать?

Об этом же говорит притча о блудном сыне. Притча – интереснейший литературный жанр, она имеет несколько глубинных пластов, смыслов, которые постепенно перед слушателем раскрываются. И вот эта притча говорит не только о покаянии сына, но и о верности Отца. С точки зрения Евангелия грех отдаляет человека от Бога, а не Бога от человека.

Обращаясь к живописным полотнам, мы видим картину А. Иванова «Явление Христа народу». Он писал ее более 20 лет, это плод всей его жизни. И то, что Христос изображен не на переднем плане, а далеко – это тема встречи человека с Богом. Языком искусства Иванов говорит: человек создан свободным, и Богу дорога эта человеческая свобода. Если человек призовет Бога – Он придет, а если человек не захочет этой встречи – Он может пройти мимо. Оказывается, в Боге есть удивительная черта, которой часто не хватает людям – Бог зовет, но никогда не ломает человека.

Именно из такого понимания Бога рождается живое этическое чувство, стремление к нравственной чистоте. Если Бог верит в человека, человек может стать достойным этой веры. Один из ведущих принципов предмета ОПК – дать детям нравственное знание не через систему запретов или императивов, а через переживание красоты личного этического подвига. Тогда вместо императива «надо» рождается личностно желанное «хочу». Путь учителя православной культуры – это путь формирования положительной мотивации у ребят. Христианская этика – не выполнение приказа, а отклик благодарного сердца, умеющего видеть красоту и любовь Божию в этом мире.

Православная культура говорит о важнейшем принципе: ты важнее, чем я. Можно предложить ребятам записать фразу «я люблю тебя» в трех разных вариантах, не переставляя слов и не добавляя новых… Часто для человека важнее он сам, а не другой, и «Я» тогда можно написать крупным шрифтом, а «тебя» — совсем мелким. Можно учиться постепенно сделать «я» и «тебя» равными. Человек понимает, что надо не только брать, но и отдавать. А затем, если наше чувство становится более глубоким, мы вдруг понимаем, что теперь другой становится дороже мне, чем я сам. И тогда «я» становится маленьким, а «ТЕБЯ» большим.  (Я люблю тебя/ я люблю тебя/я люблю ТЕБЯ). Потому что настоящая любовь умеет забыть о себе — она обращена к любимому. Этому нас учит вся жизнь Иисуса Христа.

Раскрывая важнейшие духовно-нравственные категории, важно подчеркнуть их деятельный, активный характер. Например, смирение и кротость – через образ святого адмирала Федора Ушакова. С этими категориями связаны понятия мужества и верности, и важно увидеть эту связь.  На уроке о св. Александре Невском ребята узнают, что жестокость – свойство трусливых. Русские герои сражались и выбивали меч из руки врага – но не издевались над пленными. Милосердие к врагам всегда было свойственно русской армии, в свои лучшие времена опирающейся на христианский идеал.

Пример св. Сергия Радонежского важен не только в связи с рассказом об объединении русских земель и примирении князей, в чем исторически огромная заслуга принадлежит преподобному. Детям важно передать, какому правилу он следовал всю свою жизнь: «Если хочешь быть у Бога большим – будь всем слугой». Стоит только зайти в главные врата Троице-Сергиевой Лавры, как мы видим: вот он печет хлебы, вот несет воду на своих плечах… Он, игумен (начальник) монастыря!

В современности все это так же актуально, как и в давние времена, ведь Православие говорит не о прошлом, а о вечном. Оно может ответить на важные вопросы, которые человек ставит в своей жизни. Не надо поддаваться унынию, глядя на окружающую нас атмосферу – нужно верить в наших детей. Одна современная притча рассказывает, как девочка бродит после шторма вдоль берега моря и бросает в глубину морские звезды. Взрослый со скептической улыбкой говорит ей: «Разве ты не видишь, что их тут тысячи? Ты ведь не спасешь их всех!» «Да», – отвечает она, бросая в море очередную звезду. «Но для этой я сделала всё, что смогла».

В нашей православной культуре выросли герои, великие подвижники разных областей жизни. Если посмотреть на икону Всех святых, в земле Русской просиявших, мы видим на горизонте множество нимбов, и нет им конца. Это значит, что каждому человеку есть место в этом изображении, и в этом самое великое призвание – встать плечом к плечу рядом с теми, кого так чтит Русская земля.

Съемки проходили в православной гимназии, где этот предмет изучается с первого класса и учащиеся имеют определенную подготовку.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: