Антихрист все спишет, или О сидении в землянке

|
Богослов и публицист Сергей Худиев - о том, почему среди православных возникли волнения относительно встречи Патриарха с Папой.
Сергей Худиев

Сергей Худиев

Продолжающееся в сети волнение относительно встречи Патриарха и Папы привлекло внимание к двум принципиально различным взглядам на миссию Церкви в мире. Согласно одному из них мы переживаем последние времена, антихрист то ли уже пришел, то ли вот-вот явится, и Церковь в этом мире, который покинула благодать, уже не может заниматься миссией или обращать народы и царства ко Христу. Церковь вообще ничего не может, кроме как залечь в глухой обороне, ожидая правления антихриста (с которым мы ничего поделать не можем) и его окончательного крушения при Втором и Славном Пришествии Господа – что произойдет силой Божией (тоже без нашего непосредственного участия).  

Православные люди могут в этой ситуации занимать только пассивную оборону, отбиваясь от попыток антихристовых сил выманить их из землянки. А такие попытки обычно усматриваются абсолютно во всем – во всех сколько-нибудь значимых событиях, и уж точно – во встрече Патриарха и Папы.

Негативная реакция на это событие неизбежно обусловлена тем, что реакция на любое вообще событие может быть только испуганной, потому что снаружи землянки, где мы прячемся от антихриста, в принципе не может происходить ничего хорошего. В переживании веры как сидения в землянке со свечой, в то время как снаружи бушует антихрист, может быть что-то психологически привлекательное.

Но Священное Писание предлагает другой взгляд на миссию Церкви во враждебном ей мире – миссию активную и наступательную. Как говорит Господь, “дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Матф.28:18-20)

Всякая власть на небе и на земле дана Христу (а не антихристу), христианам поручено “идти и научить”, а не “сидеть и дрожать”. Святой Апостол Павел пишет, что “мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы” (Рим.1:5)

Тогда эти слова могли показаться нелепыми – на одной стороне очень небольшая группа людей, из которых “не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных” (1 Кор. 1:26), на другой – “все народы”, то есть вся блестящая цивилизация Римской Империи со всей ее военной, политической, экономической, культурной, интеллектуальной мощью. Кто тут кого покорять собрался? Но прав оказался именно Апостол – через три века сам император Рима преклонил колени перед Распятым. Почему? Потому что Христос, по Своему непреложному обетованию, пребывает с Церковью во все дни до скончания века.

И миссия Церкви – не в том, чтобы прятаться, а в том, чтобы идти и покорять вере все народы. Мир, в котором мы живем, во многих отношениях развращен и враждебен Евангелию – но Апостолы были посланы в еще более развращенный и враждебный мир.

Обратим внимание на картину падшего человеческого рода, которую рисует Апостол в первой главе послания к Римлянам: “Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют” (Рим.1:25-32).

getImage

Да и рассказы языческих авторов изображают Рим отнюдь не оплотом добродетели. В частности, поэтому, лучшие из язычников, утомясь всем этим безобразием, охотно отзывались на проповедь Евангелия. Но для Апостолов эта явная развращенность и враждебность мира была не поводом к тому, чтобы прятаться от него – но к тому, чтобы идти и научать все народы. Апостолы шли к иудеям, и язычникам, и ко всем, кто готов был их слушать.

Они верили в миссию, возложенную на них Господом, и в то, что Он, по Своему обетованию, пребывает с Церковью. В то, что в столкновении богооткровенной Истины и многочисленных неправд этого мира Истине предопределено победить. И поведение Патриарха есть поведение наследника Апостолов, который поступает подобно им. Нам следует радоваться, что голос предстоятеля нашей Церкви слышен на мировой арене – но увы, некоторым из нас никаких мировых арен не надо, а надо только из землянки не высовываться.

Но это предполагает определенный взгляд на православие – как на нечто бессильное и умирающее, что-то, что может убить малейшее соприкосновение с нестерильным внешним миром. Если православный с католиком окажутся вместе – например, вместе выйдут на марш против абортов – то это не католик вернется домой оправославившимся, а православный окатоличившимся. Вообще православная закваска предполагается такой слабой, что она не только не может заквашивать мир, но и сама будет переквашена какой угодно встречной закваской – поэтому православным, в их жалком положении, остается только стремиться к максимальной изоляции.

Психологически это может быть привлекательным – потому что снимает с православных христиан ответственность за положение дел в мире. Весь мир уже отдан антихристу, мы ему не покорились – и уже тем достойны великой похвалы.

Нас невозможно упрекать в том, что мы плохо несем наше христианское служение – потому что кругом последние времена, масоны и антихрист, и мы уже все святые Максимы Исповедники, поскольку говорим врагам “нет”. Требовать от нас чего-то еще – миссии, социального служения, исправления общественных нравов, помощи гонимым (действительно, а не мечтательно гонимым) братьям, хотя бы личной добродетели – совершенно излишне, потому что в последние времена это все и ненужно и невозможно – а нам бы только в нашей землянке день простоять да ночь продержаться.

16608

Но давайте трезво оценим ситуацию – мы живем вовсе не во времена антихриста. При антихристе открытое свидетельство о Христе будет просто невозможно, как невозможно будет христианское влияние на внешний мир. Те, кто будут жить в те тяжкие времена, действительно сподобятся венцов только потому, что они не отступили от Христа и Церкви.

Но сегодня мы можем открыто возвещать истину, приводить людей ко Христу, влиять на положение дел в мире, быть закваской, солью и светом – как и повелевает нам Евангелие. И если мы отказываемся это делать – мы виновны, как тот раб из притчи, которой опасливо решил скрыть серебро Господина своего.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Христианство без любви

"Церковная оппозиция" - кто эти люди?

Отвергает ли Христос католиков?

Всякое заблуждение прискорбно, не все заблуждения одинаково пагубны

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы газеты La Stampa

Сегодня, как никогда, очень важно найти язык для живого свидетельства о Христе

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!