Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге?

|
16 октября Церковь чтит память святого Дионисия Ареопагита. Его имя записано не где-нибудь, а в Библии (Деян. 17: 34). «Прозвище» подчеркивает его высокое положение в обществе. Дионисий был из числа избранных граждан, из афинского ареопага.
Диакон Павел Сержантов

Диакон Павел Сержантов

Святой Дионисий обратился в христианство под влиянием апостола Павла.

Вспомним апостольскую проповедь, которая затронула сердце и ум Ареопагита. Святой Павел обращается к афинской знати:

«Осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь… мы… не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17: 23-29).

Апостол возвестил о Боге, который выше всех богов. Ему всеми силами служит Павел, но не потому что Бог остро нуждается в чем-то. Нет, Бог самодостаточен. Он создал Павла и всех людей не для Своих нужд. Он выше всего того, что мы можем представить, выше всех золотых идолов, Он даже недоступен человеческой мысли. Бог выше всего, но Ему есть дело до нас.

Дионисий принял апостольскую весть о неведомом Боге, о Христе и воскресении. С тех пор прошли века, и в Церкви стали широко распространяться книги, надписанные святым именем Дионисия Ареопагита. В книгах находились богословские рассуждения о Боге. В духе той самой проповеди апостола Павла.

Выписка из книг

Я долго выбирал, что именно предложить из Ареопагитского корпуса. Долго, поскольку язык этих старинных книг исключительно старинный, великоторжественный, со многими риторическими украшениями. Немногие читатели выдерживают этот непростой стиль, дочитывают книги до конца. Сегодня мы чуть-чуть заглянем в одну из книг, ощутим ее стиль. И, я надеюсь, почувствуем за ее словами ответ на проповедь великого Павла.

Вот выписка из Ареопагитской книги:

«Если мы называем пресущественную Сокровенность – Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом, то мы подразумеваем ничто другое как нисходящие к нам боготворящие, наделяющие сущностями, живительные, умудряющие силы. Мы же приходим к Ней, отрешившись от всякого действия ума (νοερῶν ἐνεργειῶν), не зная ни обожения, ни жизни, ни сущности, которые точно соответствовали бы запредельной все превосходящей Причине» (О божественных именах 2.7).

Не правда ли здесь хорошо узнается процитированная выше мысль апостола Павла? Это мысль о неведомом Боге, о Сокровенности, превосходящей всякое знакомое нам существо.

Проповедь святого Павла в Афинах Рафаэль 1515.

Проповедь святого Павла в Афинах. Рафаэль. 1515 год

Единый сокровенный Бог создал всё, Он – Причина того, что у людей есть жизнь и мудрость. Он выше всего того, что мы можем знать. Поэтому к Нему приблизиться можно, только отрешившись от всех идолов – от золотых образов божества и от мысленных образов божества.

Ареопагитское богословие призывает христиан: отложим в сторону все наши представления о жизни, о человеческом обожении, о высшей сущности, откроемся навстречу Тому Богу, Который за пределами всех наших самых утонченных представлений. Не будем себе придумывать Бога. Все равно не получится придумать истинного Бога.

В конце концов, не мы Его придумали, а Он нас. Поэтому мы живем, думаем о своей жизни и стремимся к Богу – к сокровенной Первопричине нашего бытия.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Золотые уста архиепископа Иоанна

За что святителю Иоанну оказывается особый почет?

Почему христиане отвергают многобожие?

Если в Божестве мы видим полноту совершенства, то Божество может быть только одно

Проблемы с коринфянами: От апостола Павла до святителя Климента

Что же это за место такое, Коринф? Почему с его жителями возникало столько хлопот у миссионеров?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: