Главная Церковь Дорога к храму Пост

Начиная пост, бойтесь гордости

Богоустановленный пост — это Божий дар, период молитвы и воздержания, время ограждения себя от всего греховного и второстепенного, стяжание Единого на потребу. Пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но, главным образом, время выявления своих основных греховных язв и избавления от них.

Великопостное послание Преосвященного Елисея, Епископа Бердянского и Приморского.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры!

Наступают великие, спасительные дни Святой Четыредесятницы, которые приведут нас к Светлому Празднику Воскресения Христова. Но для того, чтобы достойно приступить к радостным Пасхальным дням, нам дано время на достойное к ним приготовление. Это и есть время Великого Поста, время нашего очищения. Святой Григорий Палама, память которого отмечается Церковью на Второй неделе Великого Поста, говорит: «Истинный пост, это такой пост, который распространяется на все; такой пост все очищает и все врачует». Постараемся же очистить себя постом от греховного груза, тяжело обременившего наши тела и души. Эта накопленная греховная обуза не дает нам слышать слово Божие, понять Его волю о нас, не дает видеть Божии дела, которые совершаются нам во благо.

Богоустановленный пост — это Божий дар, период молитвы и воздержания, время ограждения себя от всего греховного и второстепенного, стяжание Единого на потребу. Пост — это не только воздержание от скоромной пищи, но, главным образом, время выявления своих основных греховных язв и избавления от них. Церковь поучает нас: «Пост не воздержание от брашен точию совершим, но от всякия вещественные страсти отчуждение…». Увидеть свои вещественные страсти можно только чистым умом, и пост с молитвой есть лучшее средство для очищения ума. Пост — это также удаление от развлечений. Жизнь наша в сей «электронный» век полна разных распыляющих сознание человека развлечений, крепко обосновавшихся во многих православных домах, развлечений, засоряющих души ст растными образами, лишающих верных «богодарованного времени покаяния».

В эти очистительные дни поста, дорогие братия и сестры, оставим свои развлекательные экраны, ослепляющий наш духовный взор, затворим двери чувств на все суетное, оставим вражду, споры, разделения, все лишнее, тленное и душевредное, и тогда пост для нас действительно станет Великим, и принесет нам великую пользу.

Некоторые тяготятся Великим постом. Слишком сумрачным и суровым представляется им это время. Это те, кто не зна е т сладости чистой совести, легкости души, освобожденной от греховного бремени. Пост — духовная весна. Как под животворными лучами весеннего солнца оживает природа, так теплота покаяния согревает и оживляет наши души.

Когда мы с Божией помощью осознаем всю тяжесть своих грехов, тогда мы станем способными сделать тот спасительный поворот от греховной жизни к добродетельной. Нам станет отвратительным всякий вид греха, и в нас возникнет жажда общения с Богом, жажда жить по Его Божественному учению. Пробудить в нас эти светлые чувства является целью Великопостного подвига.

Великий пост испытывает нашу любовь к Богу, испытывает нашу решимость к добродетельной жизни. Одно дело — решиться, другое — взяться за выполнение решения, и третье — довести начатое до конца. Первое и второе сопряжены с радостью и воодушевлением. Решился — значит победил себя в мыслях своих и намерениях, взялся за дело — значит что-то я могу. Тут в борьбе с самим собой нам помогает наше самолюбие и самолюбование. Кому неприятно видеть себя решительным и способным взяться за настоящее и трудное дело? Тем более за то дело, которое сейчас «не в почете», является уделом немногих. Как разгорается наше тщеславие! «Надо же, я в горстке героев, возвысившихся над всеобщим безумием, над всемирным стадом несмыслящих!». Но «конец — всему делу венец» и «претерпевший до конца, тот спасен будет» (Мф. 24: 13).

Продолжение начатого дела уже не подпитывает тщеславие, а самолюбие и вообще входит в конфликт, в борьбу с самим ходом начатого дела. Происходит это потому, что реальность жизни оказывается совсем не такой, каким его представляло воображение. Мы начинаем отстаивать правоту своей гордыни, и наши усилия уже идут не на дело, а на ложную борьбу. Чем больше преуспели в отстаивании своего самомнения, тем больше повредили своему делу. Не дай нам Бог испортить все дело добродетельной жизни!

Вот Церковь и дает нам добрый урок, надежный навык, поприщем продолжительного Великого поста. Предлагая пост, Церковь нам предлагает познать свою немощь. А гордость наша, напротив, велит нам выявить в посте «свою мощь»: «Я докажу сам себе (и другим), что я хозяин своего тела и могу поститься не хуже, а еще и получше других». Не удивительно, что плодами такого «постного подвига» являются только раздражительность, гневливость, обидчивость, осуждение, придирки, ропот, уныние, разочарование во всех и во всем. А вся беда-то в том, что мы от гордости своей не отказались, что смирение и кротость не полюбили. А что же это такое — кротость и смирение? — Это заповеди Божий. Причем настолько значительные, что Господь Иисус Христос их особенно выделил, сказав: «Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). И эти-то важнейшие заповеди мы не полюбили. Вывод из этого вытекает очень неутешительный: мы не полюбили и Бога, который дал эти заповеди. Об этом прямо сказано: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоан. 14: 21).

Братья и сестры! Начиная пост, бойтесь гордости, самомнения и самолюбования. Положите главным направлением поста и главным в нем приобретением смирение и кротость. Но помните, что гордость сокрушается ударами по нашему самолюбию, потому-то Бог и попускает нам много искушений особенно во время поста. Терпеливо преодолевайте искушения, вновь и вновь смиряя себя, даже если вам и будет казаться, что вы все ниже и ниже опускаете себя. Смирение — это и есть самоуничижение


Во время поста проверяйте успехи не своего физического состояния (насколько похудели), а своего духовного состояния (насколько присмирели). Не «видения» и не ощущение «крыльев за спиною», а благодушное перенесение унижений, оскорблений и несправедливостей от близких и от чужих — вот успех поста и польза для души! Сумейте рассудительно размыслить и привести себя в теплое покаянное чувство. Если вы обнаружите себя в раздражительности, в подозрительности, в осуждении и обиде, но при этом в вас уживается также и стремление назидать других, обличать и укорять их — это сигнал крупнейшего поражения вашей души. Это беда — скорее спасайтесь! Враг обманул вас — скорее к помощи Божией, к молитве, к самоукорению… Утихомирьте себя: «Умири нашу жизнь, Господи!» — и со всею строгостью к себе спешите на исповедь.

Побеждая себя и уповая на Бога, благословясь, начнем Великий пост не обманывая себя и не прельщаясь, будем помнить, что это трудное, важное и ответственное дело. От этого дела в большой степени зависит наше спасение. Только Господнее провидение знает — будет ли у каждого из нас время и возможность в будущем повторить этот подвиг Великого поста. Положим же на сердце свое намерение совершить до пасхального конца этот пост как последний в нашей временной жизни. Дай нам Господь для этого сил и умножь в нас веру, любовь и терпение. Таким образом, пройдя душеспасительную Четыредесятницу, мы сможем с чистой совестью и с ясными очами веры встретить Христа Распятого и Воскресшего, и сподобимся достойно облобызать Его Божественные раны и «поклониться славному Его из мертвых Воскресению». Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.