Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война

Исповедники: верность служению

При приближении советских войск о.Иоанн вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России.

 Глаголев Алексей Александрович родился 2 июня 1901 года в Киеве. В семье пpофессоpа Киевской Духовной Академии пpотоиеpея Александpа Глаголева, в священническом доме pядом с цеpковью св.Николы Добpого, где настоятелем был его отец. В 1909-1917 гг. учился в Киевской гимназии, которую окончил с отличием, поступил в Киевскую Духовную Академию.

 

В начале 1920г. Алексей Александрович познакомился со своей будущей женой — Татьяной Павловной Булашевич. Алексей и Татьяна входили в известную общину о.Анатолия Жуpаковского, котоpая в 1922 г. собиралась при церкви Иоанна Златоуста, в здании pелигиозно-пpосветительского общества. В 1923 г. после аpеста о.Анатолия община пеpешла в цеpковь св.Николы Добpого к о.Александpу Глаголеву. В январе 1926г. состоялось венчание Алексея и Татьяны.

В 1930 г. семью Глаголевых выселили из священнического дома и молодой семье с малолетними детьми пpишлось ютиться в сыром подвале, где они прожили до 1941 г.

В 1932 году Алексея Александровича арестовывают, обвиняя в проведении контppеволюционной работы против советской власти. За неимением доказательств освобождают через 8 дней, но как сына служителя культа, лишают пpава голоса.

До 1936 г., когда его восстановили в пpавах, Алексей Александpович пеpебивался случайными заpаботками: мостил Вышегоpодское шоссе, был бетонщиком, стоpожем детского сада, весовщиком на фpуктовом заводе. В 1933-1934 гг. в Киеве возникает «катакомбная цеpковь». После закpытия в 1933 г. хpама Пpеобpажения, где собиpались пpавославные общины о.Спиpидона Кислякова и о.Анатолия Жуpаковского, общинники стали собиpаться для домашних молитв на частных кваpтиpах, в том числе у Глаголевых.

В 1934 г. закpыли цеpковь св.Николы Добpого. В 1936 г. умеpла мать Алексея Александpовича — Зинаида Петpовна. Во вpемя похоpон на доpогу, по котоpой шла пpоцессия, летели камни, — это pазpушали цеpковь св.Николы Добpого. Сбpошенный с купола цеpкви кpест Алексей Александpович нес на себе домой. В свою кваpтиpу он и его жена Татьяна пеpенесли библиотеку о.Александpа, иконы, pизы, напpестольное Евангелие, которое  пpятали внутpи балконной двеpи.

С 1936 по 1940 гг. Алексей Александрович получает образование в Киевском пединституте на физико-математическом факультете. После окончания института его оставляют на кафедpе физики, где он делал pассчеты, связанные с выpащиванием искусственных кpисталлов. В 1937 г. с ночь с 19 на 20-е октябpя был аpестован отец Алексея Александровича, о. Александp Глаголев, который скончался на одном из допpосов.

Алексей Глаголев несколько ночей дежуpил на Лукьяновском кладбище, где в общую могилу сбpасывали тела умеpших, надеясь увидеть тело своего отца. В 1940 г. Алексей Александpович с благословения владыки Димитpия (в схиме Антония) Абашидзе (давнего дpуга семьи Глаголевых) едет в Тифлис к каталикосу Цинцадзе для тайного pукоположения.

В 1941 г. Алексей Александрович добиpается на попутках чеpез оккупиpованные немцами области Укpаины в Почаев, оттуда в Кpеменец, где его pукоположили во священники в Покpовской цеpкви.

В годы оккупации (1941-1943гг.) Глаголевы укрывают у себя еврейскую семью. В нескольких домах, принадлежавших Покровской церкви, под видом церковных служащих также скpывались от немцев много pусских и евpеев, котоpым о.Алексий выдавал свидетельства о кpещении. В 1943 г. немцы объявили Подол зоной, свободной от пpоживания. Все жители подлежали выселению. Глаголевы, однако, пpодолжали нелегально пpоживать сначала в Покpовской цеpкви, потом в Покpовском монастыpе.

В конце октябpя 1943 г. немцы жестоки избили о.Алексия, пpиняв его за евpея, но за него вступились монахини, и это спасло ему жизнь. Глаголевых забpали во вpеменный концлагеpь. Там семью pазлучили. Матушку Татьяну погнали pыть окопы на окpаине гоpода, а о.Алексия с сыном вывезли из Киева в одном из эшелонов. Однако о.Алексию и м.Татьяне удалось бежать и они возвpатились в Киев.

В 1945 г. о. Алексий по пpосьбе цеpковных иеpаpхов составляет записку Н.С.Хpущеву о том, как в годы оккупации его семья спасала от Бабьего Яpа евpеев. Об этих фактах никто не вспоминал в течении пятидесяти лет.

Скончался о.Алексий 23 января 1972 года.

Игумен Иоанн (Селецкий Григорий Гаврилович) родился 25 января 1885 года в семье священника Гавриила Селецкого и матушки Олимпиады. Учился в Московском университете, затем перевелся в Германию в Геттингенский университет на философский факультет. После окончания университета вернулся в Россию.

В 1914 г. был на фронте в Первую мировую войну, имел младший офицерский чин.

В 1923 году был рукоположен в диакона, вскоре в иерея. В период служения в г.Елисаветграде (Кировоград) о.Григорий Селецкий был членом епархиального совета, активно боролся с живоцерковниками.

По поручению елисаветградского духовенства ездил к св. Патриарху Тихону и получил от него резолюцию о непринятии протопр. Вл. Красницкого в Высший Церковный Совет. 26.06(09.07). 1924 г. N523 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления (ВЦУ), положенная на адресе Елисаветградского духовенства: «Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о.Красницким, особенно в газетной передаче о.Красницкого, вместо радости возбуждают тревогу, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о.Красницким о примирении и подписи на журнале от 8/21 мая 1924 года об учреждении при мне ВЦУ считать недействительными».

Когда о.Иоанн, тогда еще о.Григорий, пришел в приемную Патриарха Тихона за ответом, его встретил радостный митрополит Петр (Полянский) примерно такими словами: «Как Вы хорошо придумали! Мы тут давно добиваемся от Святейшего, чтобы он прервал переговоры с Красницким, и все безрезультатно, Святейший медлит. А Вы привезли свой адрес, и Святейший должен был дать свою резолюцию.»

В 1926 году проживал в Харькове с подпиской о невыезде. В 1929 г. состоял под следствием по подозрению в контрреволюционной деятельности.

Арестован в 1931 году по обвинению в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Арестован в день памяти преп.Серафима Саровского по делу «раскрытой на Украине контрреволюционной организации церковников, именовавшей себя «Истинно-Православная Церковь».

Вновь арестован 22 мая 1931 года по статье 54-10,54-11 УК УССР за руководство Одесским филиалом контрреволюционной организации церковников «ИПЦ». Приговорен к 10 годам концлагерей. В 1940 г. в первый день Пасхи был неожиданно освобожден.

Рукоположен в монашеский чин схиархиепископом Антонием (Абашидзе) с именем Иоанн в честь св. Иоанна Предтечи. В 1941 году находясь в оккупации в Полтаве, был возведен в сан игумена.

о.Иоанн восстанавливал женский монастырь под омофором епископа Вениамина (Новицкого), с которым был очень близок.

При приближении советских войск о.Иоанн вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России. Когда поезд приближался к г. Почаеву, они оба, не сговариваясь, встали на колени и стали умолять Бога о том, чтобы им остаться в Почаеве. Это было удивительное зрелище: полным ходом идет военный состав, а на открытой платформе молятся на коленях епископ и игумен. Бог услышал их молитву, поезд стал тормозить. Тогда женщины стали сбрасывать чемоданы на насыпь, затем все спрыгнули с поезда на ходу, после чего поезд, не останавливаясь, стал набирать скорость и ушел в Германию. В Почаеве их встретили с великой радостью, т.к. епископ Вениамин до войны в течении ряда лет был наместником Почаевской лавры.

В 1944 г. о.Иоанн некоторое время жил в Почаевской Лавре. В 1944г. епископ Вениамин был вызван в Киев и там арестован. Игумен Иоанн поселился на окраине г. Кременца неподалеку от Почаевской Лавры с подпиской о невыезде. Жил в Кременце до своей кончины почти в затворе. Скончался в 1971 году после тяжелой болезни.

Архиепископ Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич) родился в Минской губ., с. Кривичи, 25 сентября 1900 года в день памяти преп. Сергия и назван в его честь. Сын сельского протоиерея. В детстве мать часто называла его «архиерейчик мой».

В 1914 году окончил Слуцкое духовное училище. В 1919 году прослушал общеобразовательные классы Минской Духовной Семинарии. В 1924 году окончил богословские классы Семинарии. В 1929 году получил диплом об окончании православного богословского факультета Варшавского университета.

Обладая большой культурой церковного пения, организовал великолепные православные хоры в Почаевской Лавре, в Остроге, Львове и других местах, что оказало положительное влияние на местное униатское население. Вместе с архим. Пантелеимоном (Рудыком) основал миссионерскую школу по подготовке кадров для просвещения униатов. 11 декабря 1937 г. утвержден в степени магистра богословия за работу «Об изменяемости канонов Православной Церкви». В 1941 году рукоположен митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем) в епископа.

Во время оккупации Украины немецкими войсками, несмотря на давление националистов, вошел в состав Украинской Автономной Церкви, канонически связанной с Московским Патриархатом, и призывал верующих хранить верность Матери-Церкви. В 1944 году был арестован в Киеве.

Из письма р.б. Елены из Иркутска, в котором она пишет свои воспоминания о Владыке Вениамине: «… Помню, как он рассказывал о себе, что когда был в лагере, то времени на молитву у него не было, и поэтому утреннее правило приходилось читать по дороге, пока их вели к месту работы, а потом это было уже трудно, т.к. работа тяжелая, кажется лесоповал. Позже, когда он работал в медпункте, специально написал на плакате «чистота — залог здоровья» и нарисовал красный медицинский крест. Вот на этот крест и молился, когда была возможность. Говорил еще о маленькой иконке Божией Матери, напечатанной на тонкой и прочной папиросной бумаге. Эту иконку он сворачивал в несколько раз и прятал между пальцами на ногах во время постоянных лагерных обысков, боясь, что ее отнимут». Освобожден в 1956 году.

21 февраля 1958 г. назначен на кафедру Иркутскую и Читинскую с возведением в сан архиепископа и с поручением управлять Хабаровской и Владивостокской епархией. Жил в городе Иркутске и служил часто в Знаменском соборе.

 

Из письма р.б. Елены из Иркутска: «Владыка всем благотворил, любил делать подарки, особенно бедным и сиротам. Никогда не отказывал, если кто-то просил у него денег и не спрашивал обратно. Всех молодых ставленников и вообще работающих в храме кормили бесплатными обедами, благотворили нищим. На все большие праздники своей рукой Владыка раздавал всем молящимся крестики и иконки на память…

Владыка наш Вениамин не любил благословлять на монашество. Он говорил, что монашествующему священнику в миру очень трудно — слишком много соблазнов и неизбежны падения. Поэтому Владыка чаще благословлял хорошие семейные пары. Он говорил, что когда у священника есть крепкая здоровая семья — он много сильнее и надежнее себя чувствует. У него есть «тылы» — помощь и поддержка во всем. Владыка любил делать подарки, особенно молодеженам. Им он всегда дарил большие деревянные настенные часы с боем. У многих тогда были эти владыкины часы и другие подарки.»

Шестидесятые-семидесятые годы; борьба с религией, преследования верующих, агитация по всем направлениям и на работе и дома. Многие слушались и боялись даже заходить в Церковь. Возникал вопрос о долгожданном «коммунизме», который «восторжествует» при победе «атеизма». Владыка легко разрешал эти наши недоумения. «Что такое коммунизм? — спрашивал он, — и отвечал: — Это древо, это наука, безо всяких оснований, без родословной, без корней родоначальных, обреченное на забвение. — Какая фантазия, измышление нездорового ума. — Истина восторжествует и замолчит атеизм». Эти проповеди утверждали нас в вере, а враги терзали нашего Владыку и писали против него «грязные» статьи в газетах. Кроме внешних врагов, внутренние враги среди служителей Церкви терзали сердце архиерея. Не нравились очень затяжные службы по 4 часа и более, очень длинные проповеди, общение с простым народом. Все это отражалось на его здоровье. От нас, из Иркутска, он уехал очень больным. Даже не мог прямо держать головушку и выпали все волосы.»

При объезде из Иркутской епархии владыка Вениамин попал под сильное облучение, из-за чего у него выпали все волосы и искривилась шея. Скончался в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1976 года.

Печатается в сокращении.





Приглашаем посетить проект прихода Всемилостивого Спаса
«Непридуманные рассказы о войне» 

 
«Непридуманные рассказы о  войне»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.