Главная От автора Иерей Димитрий Карпенко

За Христом

Страстная седмица – время для каждого из нас. Для тех, кто «забыл» попоститься – есть возможность приложить хоть минимум усилий к тому, чтобы понять, что человек живет не для того, чтобы есть. Для тех, кто ревностно внимал букве устава, съедая по просфорке в день – возможность проверить, не съедал ли вместе с ней ближнего своего. Для тех, кто привык к Евангелию только лишь прикладываться – время для того, чтобы, наконец, открыть его.

У каждого из нас свои личные отношения с Богом. Каждый из нас однажды понял, что Бог есть и это означает, что я не могу продолжать жить так как я живу. Бог есть – и это не просто отвлеченная аксиома, это константа, которая должна определять нашу жизнь. Но между словами «должна определять» и «определяет» есть существенная разница, чаще всего мы привыкли жить так как мы сами хотим, не отвергая при этом, конечно, и Бога, но предпочитая при этом слушать только лишь себя любимых.

Христианство сказало о Боге нечто принципиально новое – «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом». Эта дерзновенная мысль является основой нашей веры и в этом принципиальное отличие христианства от всего остального многообразия религиозного мира. Христос – воплотившийся истинный Бог и истинный человек открывает возможность для каждого верующего в Него сердца возможность для спасения. Но эти правильные слова могут навсегда остаться для нас всего лишь словами, если мы раз и навсегда не определимся, кем для нас является Христос.

Знаменитый английский писатель К.С. Льюис писал, что у нас может быть только два отношения ко Христу, либо мы признаем, что Он – действительно Сын Божий, либо – сумасшедший. Третьего в отношении ко Христу быть не может, хотя часто многие хотели бы видеть в Нем всего лишь «учителя нравственности», но главное учение Христа – это учение о Себе Самом, о том, что «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Другого выбора у нас не остается, либо мы считаем, что христиане все врут, либо христианство говорит нам правду о Боге, Который стал человеком. Никакого другого «толерантного» выбора здесь нет. Но если христианство говорит нам правду, значит, эта правда касается каждого из нас.

А христианство учит нас тому, что человек создан по образу и подобию Божиему, а это означает, что каждый человек, даже совсем нам несимпатичный, с «неправильными» культурными и политическими предпочтениями является образом и подобием Самого Христа. Любить «абстрактного» Бога легко, всегда сложнее являть эту любовь конкретным людям, с которыми нам приходится общаться ежедневно. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Но если мы честны сами с собой, то не можем не замечать, как тяжело исполнять эту заповедь. Всегда легко любить на расстоянии, и очень сложно принимать людей такими, какие они есть. И как хотелось бы переделать всех и вся на свой вкус и цвет, но закон духовной жизни говорит нам, что менять в этой жизни мы можем только одного человека – самого себя.

Время святой четыредесятницы как раз было временем обращением к самим себе, попыткой совладать с необузданной самостью. Но святая четыредесятница прошла, а многие даже не успели и опомниться. Пост очень легко провести бездарно, молока-мяса не ел, но и для души ничего не приобрел. И, слава Богу, что есть еще время страстной седмицы. Для работников «одиннадцатого часа» — это время понять, что цель нашего постного делания – это Христос, Который должен быть посреди нас – христиан.

Страстная седмица – время для каждого из нас. Для тех, кто «забыл» попоститься – есть возможность приложить хоть минимум усилий к тому, чтобы понять, что человек живет не для того, чтобы есть. Для тех, кто ревностно внимал букве устава, съедая по просфорке в день – возможность проверить, не съедал ли вместе с ней ближнего своего. Для тех, кто привык к Евангелию только лишь прикладываться – время для того, чтобы, наконец, открыть его. Наверняка каждый из нас в начале поста определял для себя минимум того, чего бы он хотел достичь в его завершении. Но вот и пост позади, а мы то что имели – растеряли, страстная седмица и здесь дает нам возможность собраться, сосредоточиться.

Переходить от слов к делам всегда сложнее всего. Легко исповедовать «теоретическое» необязывающее ни к чему христианство. Но вера всегда требует подвига, требует усилий, требует наших действий. Оставшееся до пасхальных торжеств время должно открыть для нас бездну человеческого безумия и всепобеждающую силу любви, которая совершается в страданиях Господа. Крестный путь, совершаемый Христом – это путь к торжеству Правды, которую невозможно утверждать завистью, насилием и ложью. Мы очень часто увлекаемся теми или иными идеологическими концептами, забывая, что Истина в этом мире, лежащем во зле, торжествует на Кресте.

Жизнь в Церкви всегда сложна и полна противоречий. Чем дольше мы живем в Церкви, тем больше вопросов у нас появляется, но с новыми вопросами приходит и опыт, который не может не говорить нам, что жизнь в Церкви – это дорога, которую каждый из нас должны пройти самостоятельно. Мы призваны к жизни для того чтобы идти вслед за Христом: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (Мф. 16:24).

священник Димитрий Карпенко

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.