Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий: Любовь к Богу и людям не знает одиночества

|

«Примет ли сегодня Владыка?» – спрашиваю снова секретаря, который уже, наверное, в пятый раз переносит мою встречу с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Интервью срывается. «В отъезде Владыка, сегодня служит в Юрьев-Польском районе», – слышу в телефонной трубке немного виноватый голос, но нисколько не огорчаюсь, потому что сама знаю – Владыка, действительно, очень любит служить в селах, в отдаленных и почти заброшенных храмах и церквях, где из прихожан – одни только бабушки.

Часто за неделю в свои семьдесят с лишним лет (!) проезжает более тысячи километров, чтобы встретиться с верующими, совершить вместе с ними Литургию, пообщаться, разделить трапезу, поддержать, ободрить, благословить… Во время одной из таких дальних поездок по епархии года три назад он попал в тяжелую аварию. Затем были несколько месяцев лечений переломов. И снова – поездки по дальним и сельским приходам, проповеди, беседы. Литургия, крестные ходы, живой разговор с паствой – это всегда было у Владыки на первом месте. И, тем не менее, все же нашлось время и для интервью.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 3 месяца.

В 1965 г. пострижен в монашество с наречением имени Евлогий. В 1966 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.

В 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря. С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. В 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В 1990 г. архимандриту стал епископом Владимирским и Суздальским. С 1990 г. по 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей. По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.

– Ваше Высокопреосвященство, с какими проблемами сегодня, по Вашему мнению, приходит человек в храм? Приходит ли только со скорбями? Что волнует мужчин? Что волнует женщин?

– Чаще всего люди сегодня приходят в храм с какой-то болью. Хотя основным побуждением все-таки для них должно служить благодарение и славословие Бога. И мужчин, и женщин смущают грехи и страсти, они ищут покаяния, чистоты и мира с Богом, нуждаются в Спасителе, во Враче и в Его Лекарствах-Таинствах Церкви.

К пустому колодцу, сказано, не ходят за водой. Православная Церковь отражает красоту Вечного Неба, чего невозможно обрести на земле как преходящей и тленной части мира. Люди ищут эту красоту. Надо помнить, что не количество верующих определяет саму веру и церковность, а качественность этих духовных сил жизни.

– В чем, на Ваш взгляд, самые большие заблуждения современного человека?

– Господь Иисус Христос говорит нам в Евангелии, что бы мы не искали в первую очередь земных благ и удовольствий, а ревновали бы «Царства Божия и правды Его» как идеального жительства, достигаемого через веру и добрые дела. Но большинство современных людей одержимы чисто мирским духом сребролюбия и стяжательства, что приводит к забвению Бога и вражде против Него.

– Владыка, свое пастырское служение Вы начинали еще в Троице-Сергиевой лавре. Затем восстанавливали Данилов монастырь в Москве и Оптину пустынь. И вот уже более двадцати лет возглавляете Владимиро-Суздальскую кафедру. Как изменились приходящие в Церковь люди за последние 20 лет?

– По традиции мы все как будто православные. Даже некрещеных взрослых людей не много. Но на самом деле людей воцерковленных, живущих как подобает христианину, очень мало. Статистика нам говорит, что в России 80% православных, а мы лидируем по количеству абортов, разводов, по числу зависимых от наркотиков… Причина у всего этого одна – потеря веры и любви как основных качеств человека. Здесь вся катастрофа времени.

– Сегодня мы живем в совершенно особом пространстве медийных технологий. Жизнь становится виртуальной. Как Вы считаете, Владыка, не создает ли все это условий для предельного одиночества современного человека?

– Человек может быть одиноким только по причине своей бездуховности и греховности, удаляющих его от Бога – источника радостной жизни, где царит одна общность. Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом – вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19). Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда весел и доволен в жизни.

– Но ведь обретение Бога и веры – это не остановка, а начало пути постоянного взросления. Не все, вероятно, хотят взрослеть?

– Духовный рост – это основной стимул веры, ему нет предела. Именно для духовного роста дана нам временная и вечная жизнь. Без желания человека взрослеть невозможно говорить с ним о чем-то высоком и святом. Совершенство христианина состоит в познании себя как человека земного и в разумении Истины о Боге как своем Творце и Спасителе.

– Ваше Высокопреосвященство, сейчас мы столкнулись с таким явлением в церковной жизни, как расцерковление. Как Вы считаете, почему дети верующих родителей перестают ходить в храм? Почему люди расцерковляются? Как им помочь? Как им помогает Владимиро-Суздальская епархия?

– Всем известно: дети копируют поведение родителей. Недостаточная в вере ревность родителей сказывается и на их детях. В современном мире нужно быть живым исповедником веры во Христа с самого детства, что в корне изменит ситуацию в лучшую сторону.

Сейчас Русская Православная Церковь берет на себя особую миссию, трудится в трех направлениях. Это катехизация, т.е. научение вере крещеных, но не воцерковленных людей, работа с молодежью и социальное служение. Люди крещены, но не воцерковлены, и основная цель – спасение души – ими не достигнута. Сейчас Таинства Крещения и Брака (Венчания) будут совершаться через научение вере, предварительно священник или катехизатор на приходе проведет огласительную беседу, расскажет о православной вере, о смысле жизни, о том, как жить по-христиански в этом мире, и только затем совершится Таинство. Особый статус придан работе с молодежью. Берутся под духовное окормление школы, училища, институты.

Главное научить молодых вере, воцерковить, и тогда у России и Церкви будет прекрасное будущее. Так же почти на каждом приходе организовано социальное служение. Не секрет, что сейчас много людей бедных, больных, стариков, которым необходима помощь. И здесь мы всячески помогаем нуждающимся – и словом, и делом.

– Владыка, почему же происходят разводы среди православных?

– У настоящих христиан, боящихся Бога, исключен развод. Если брак распадается – это катастрофа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза – во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько – внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак.

Если же в семью вошли ревность и раздор, значит – уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает – в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблюдать вместе церковные посты, не упускать молитвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Знать своего священника как пастыря и духовника.

– Ваше архиерейское наставление – как победить гнев? Как бороться с осуждением?

– Оба эти порока происходят от гордости человеческой, самой страшной и смертельной страсти, свойственной одному дьяволу. Человек унижает и осуждает всех и вся, когда поставляет себя выше всего и всех, что совершенно безумно. Напротив – смиренный человек видит и ценит добро в людях, считая себя последним, не дерзая ни на кого иметь гнева и никого осуждать, кроме себя. Людям свойственно ошибаться, но никто не знает человека так, как знает его только Бог. Вера и духовность не знают тупика в жизни.

Сегодня очень, очень часты обращения людей к вере на смертном одре. Смерть становится для человека последним громом и молнией. И огромное счастье, если в начале своего пути он встретит того, в глазах которого увидит свет вечной жизни.

– А была ли у Вас такая встреча?

– Была, но ее трудно изъяснить в словах, она незримо ощутилась душой. Жизнь проходит быстрее света. Но в ней исключаю случайное. Все было промыслительным от Того, Кто жаждет нашего спасения души, как вечной радости для Него. Только не все было мною познано благом для себя, не все было воспринято достойно, благодарно и смиренно.

Екатерина Цветкова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Епископ Тарусский Серафим (Савостьянов): О ветрянке, монастырских искушениях и послушании

Чем реальное монашество отличается от «книжного» и почему братия Боровского монастыря усиленно молится за иеромонаха Фотия

Правила жизни епископа Душанбинского Питирима

Террористам можем противостоять только молитвой...