Августовское паломничество по святыням Франции

|

Немного об организации «Общее Дело» и ее проектах

Созданная в мае 2002 года выпускниками столичных богословских ВУЗов Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» ныне является активным организатором различных детских и молодежных мероприятий.
«Общее Дело» тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью, органами государственной власти Российской Федерацией, органами исполнительной власти г. Москвы, отраслевыми комитетами г. Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи, Департаментом образования г. Москвы, общественными организациями, в том числе международными, а также пользуется постоянной поддержкой администрации Дворца Творчества детей и молодежи «Перово».

Среди мероприятий, которые уже были реализованы «Общим Делом», стоит отметить ежегодный Международный молодежный сбор в Крыму, ежегодные международные лагеря во Франции, прошедшие по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви.
Стал уже традиционным ежегодный молодежный лагерь труда и отдыха, организуемый с 2002 года в поселке Богучарово Тульской области, посвященный памяти известного русского философа и богослова А.С. Хомякова.

Летом 2003 года в связи с общегосударственным празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, на заседании государственной комиссии по организации празднования 100-летия со дня прославления этого великого святого организация «Общее Дело» выступила с инициативой проведения Международных Дней Молодежи в Дивеево и в последствии организовала и провела такое мероприятие при поддержке Правительства Москвы.

Регулярно в дни школьных каникул “Общее Дело” проводит военно-патриотический лагерь “Ратная застава” в Подмосковье и оздоровительные лагеря в России и Крыму.
В детских и молодежных проектах организации с 2002 года приняли участие более 2000 человек.

Ниже речь пойдет об одном из проектов «Общего Дела» – паломничестве к святыням Франции.
Еще в самом начале существования организации у активной участницы первых проектов «Общего Дела», православной новообращенной француженки Клер Жуньеви, зародилась увлекательная идея познакомить русских людей со святыми и святынями ее Родины, которые дороги не только католикам, но и православным верующим. Оказывается, во Франции есть немало таких святынь.
Эта идея положила начало автобусным паломническим поездкам во Францию.
Две поездки под названиями «Путями Галльской Церкви» и «Дорогой кельтских отцов» уже были осуществлены в 2002 и 2003 годах. В августе этого, 2005, года организовывается очередная поездка под названием «К истокам христианства во Франции».

В предлагаемом материале непосредственные участники поездок хотят поделиться с вами тем, что они узнали о Православии во Франции и пригласить всех желающих в очередное паломничество.

Интервью Сергея Герасимова с о. Дмитрием Румянцевым и Максимом Сергеевичем Массалитиным, студентом Сретенской Духовной семинарии, прозвучавшее в эфире радио «Радонеж» 6 мая 2005 года. О. Дмитрий Румянцев и Максим Массалитин являются представителями молодежной межрегиональной организации «Общее Дело».

Сергей Герасимов:

О. Дмитрий и Максим Сергеевич занимаются поездками по зарубежью, в частности во Францию.
В августе 2002 по благословению митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, такое паломническое путешествие состоялось впервые, и тогда группа выехала во Францию, в Бретань, по местам, где просияли своими подвигами святые древней неразделенной Церкви. Путешествие стало настоящим открытием как для его участников, так и для христиан Бретани, как православных, так и католиков. А в этом году в августе уже третий раз опять организовывается молодежная группа, которая выезжает во Францию. И сейчас я предоставляю слово нашим гостям:

Максим:

Дорогие братья и сестры, Христос воскресе!

Я хотел бы начать с того, что организация «Общее Дело» занимается не столько организацией паломничеств, сколько вообще молодежными программами, и в частности некоторыми паломничествами по России и зарубеж. Я и отец Димитрий являлись участниками паломничества во Францию в 2002 и 2003 годах.
В 2002 году состоялось паломничество к святыням древней кельтской Церкви в Бретани. В 2003 состоялось паломничество по святыням южной части Франции, древней Галлии.

И в этом году мы собираемся поехать в северо-западную часть Франции для того, чтобы почтить память древних святых неразделенной Церкви.

В 2002 году наше паломничество было организовано впервые. Программа для него была составлена православной француженкой Клер Жуньеви. На данный момент Клер Жуньеви является супругой православного священника отца Арсения, который проходит служение в Венской и Австрийской епархии под управлением епископа Илариона. Клер Жуньеви составила программу, руководствуясь теми мыслями, что древние святые Бретани близки не только католикам, но одновременно и нам, поскольку святые Бретани это также святые Православной Церкви первых веков христианства. Моделью нашего паломничества послужило восстановленное в XX веке католиками паломничество под названием «Круг Бретани» (по-бретонски Tro Breiz). Оно охватывает семь древних епархий этого полуострова, у истоков которых стояли несколько святых, места памяти которых мы и посетили в 2002 г. Вот имена этих святых: святители Самсон, Патерн, Корантин, Бриег, Поль, Тюгдуаль и Мало, а также преподобные Геноле и Гильда. У их мощей мы совершали молебны и литургии в сослужении местных клириков Православной Церкви.

Сергей Герасимов:
Вы рассказываете об интересных вещах. А неужели во Франции сейчас сохранились конклавы православных верующих, ведь Франция как-то ассоциируется с исконно католической страной. А в последнее, так называемое новое время, это такая либеральная держава, где церковь, даже католическая церковь находится в загоне, на втором плане. Расскажите побольше о самих верующих Франции. Даже было бы интересно услышать и о католиках.

Максим:

Само понятие «православие» для Франции не чужеродно. Дело в том, что история христианской Церкви во Франции первого тысячелетия по Рождестве Христовом — это история самого Православия. Начиная со II века в Галлии появляются не только отдельные общины христиан, но также и первые епархии. С этого времени, со II века, и начинается история Православной Церкви во Франции.

Нынешняя история православной Франции восходит в основном к эмигрантскому заселению Франции русскими, сербами и греками, которые появились там с конца XIX века. Но массовая миграция православных верующих во Францию началась в основном в XX веке после революции 1917 г. в России и изгнания греков из Малой Азии в 1918-20-хх годах.

В это время во Франции возникает несколько очагов православной эмиграции в районе Парижа и на юге страны (в Ницце, Каннах), где издревле существовало греческое присутствие. Марсель и Ницца, как известно, были основаны греческими колонистами в VI веке до Р.Х. Поэтому эти места в принципе для греков имеют некоторое значение. И сегодня там проживает немало греческих эмигрантов. Итак, история православной Франции — это история христианской Церкви в этой стране в первом тысячелетии и история православной эмиграции XX века.

На данный момент во Франции существует полторы сотни православных приходов и проживает около 200 тысяч православных верующих.

Надо заметить, что с некоторых пор Франция является католической страной только в некотором приближении. По статистике, которую не скрывают и сами католики, в течение последних 30 лет закрылся каждый второй приход Католической Церкви во Франции.

Местные католики весьма охотно приветствуют появление православных и считают их присутствие необходимым элементом проповеди христианства перед лицом наступающего атеизма и секуляризации в их стране.

Сергей Герасимов:

Спасибо Максим. Сейчас я хочу предоставить слово о. Дмитрию.
Вы являетесь духовным окормителем поездок «Общего Дела» во Францию. Пожалуйста, поделитесь Вашим пастырским взглядом на эти паломничества.

О. Дмитрий:

Спасибо за вопрос. Я бы хотел поприветствовать наших радиослушателей древним христианским приветствием, которым все христиане сегодня приветствуют друг друга: Христос воскресе!

Действительно мне посчастливилось в 2002 году совершить паломничество вместе с группой молодых людей по святыням Франции, тем святыням, которые, как правильно заметил Максим, являются одинаково дорогими как для западных, так и для восточных христиан, так как являются свидетельством о неразделенной Церкви.

Я не хотел бы употреблять такие слова как духовный наставник или духовник поездки. С самого начала нашего паломничества передо мной стояла одна задача. Сейчас я хотел бы объяснить ее смысл.
Дело в том, что в этой поездке было достаточно много молодых людей, юношей и девушек. И они были неоднородны в своем религиозном восприятии жизни. Кто-то был человеком воцерковленным, некоторые получили богословское образование. А были и те, кто недавно пришел в Церковь, те, кого принято называть неофитами.

И моей первой задачей было помочь их общению между собой. Чтобы, воспринимая то, что они видели и слышали, то, что они почитают, во взаимном общении наполняло бы их и давало импульс для дальнейшего духовного развития. И в какой-то степени это произошло, потому что во взаимном общении перед теми святынями, которые мы посещали, действительно происходило это взаимонаполнение молодежи.

И для меня было очень важно, что одним из первых мест, которое мы посетили, был небольшой католический приход в сельской местности, где хранятся мощи, дорогие для каждого христианина, а именно мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

В организационном плане получился очень трогательный момент. Когда мы приехали к этому храму, его настоятель не смог нас встретить. Он уехал по каким-то делам. А чтобы мы смогли войти в храм, просто оставил его открытым, зажег свечи, лампады. И мы зашли в совершенно пустой храм и смогли отслужить молебен.

И вот эта некая открытость и доверие со стороны тех, кто нас принимал, были неким камертоном дальнейшей нашей поездки.

Во время нашего паломничества мы несколько раз совершали Божественную литургию, которую я служил вместе с местными православными священниками, любезно предоставившими нам и богослужебные сосуды, и антиминс, и все необходимое для богослужения. У нас организовался очень хороший хор, который исполнял песнопения во время богослужений. А мой собеседник Максим, когда было очень-очень нужно, просидел весь вечер за интернетом для того, чтобы найти необходимые ноты и чтобы хор исполнил свои песнопения. Поездка происходила в одном автобусе, в котором все находились вместе. А такая поездка выявляет характер каждого человека, она выявляет удачу или неудачу данного мероприятия. Так вот, могу вам сказать, по итогам, которые я подвел лично для себя как священник этой поездки, поездка удалась. Удалась в том смысле, что каждый в той или иной степени получил духовную пользу от этого паломничества.

Максим:

Во-первых, я хотел бы поправить самого себя. Я сказал, что во Франции насчитывается полтора сотни православных приходов. На самом деле, к ним необходимо добавить еще и полтора десятка монастырей, а среди них — четыре афонских подворья.

Сергей Герасимов:
Наверное, монастыри в основном греческие, да?

Максим:

Не совсем так. Первые православные монастыри в XX веке были основаны во Франции русскими (Свято-Духовский скит в Мениль-Сен-Дени в 1933 г. и Покровский монастырь в Бюсси в 1946 г.). Несмотря на то, что у Московского Патриархата небольшое количество приходов — около 15 — среди них насчитывается 4 монастыря. У русского экзархата Константинопольского Патриархата при значительно большем количестве приходов — около полусотни — один монастырь. Несколько монастырей находятся в лоне Румынского Патриархата. Новые монастыри на территории Франции появляются и у Сербской Церкви. У греческой митрополии Франции (Константинопольский Патриархат) — 2 монастыря.

На мой взгляд, доминирующую роль среди православных монастырей во Франции играют все же афонские подворья, основанные французами, принявшими православие на Афоне в 1978 году. Как в XI веке преп. Антоний пришел с Афона и основал в Киеве Печерский монастырь, так и они вернулись во Францию и основали четыре подворья монастыря Симоно-Петра. Численность монашествующих в них: около 50-60 человек.

Я уже говорил, что просвещение древней Галлии как провинции и неотъемлемой части Римской Империи началось практически сразу после проповеди христианства в Италии. Но первые письменные свидетельства о христианской проповеди в Галлии относятся только ко II веку, и более точнее: к 177 году. В этом году в Лионе, на данный момент третьем по численности населения мегаполисе Франции, приняли мученическую кончину 43 христианина. Среди них был лионский епископ священномученик Пофин (или Потин) и одна из наиболее почитаемых святых древней Галлии — мученица Бландина.

Об этом нам известно из письма свт. Иринея Лионского, от лица церквей Лиона и Вьенны отправленное церквям Малой Азии. Это письмо дошло до нас благодаря бесценному труду по истории Церкви пера епископа Кесарийского Евсевия, духовника императора Константина Великого.

Собственно Франция возникает только в V-VI веках, когда Галлия подвергается нашествию германских племен, наиболее сильным среди которых оказываются франки. В первой половине VI века бывшая римская провинция Галлия оказывается практически полностью завоеванной Этим воинственным племенем. На её территории возникает французское королевство, первым королем которого стал Хлодвиг. Уже в 496 году на северо-востоке Франции в городе Реймсе Хлодвиг вместе со своей дружиной принимает крещение от православного епископа этого города святого Ремигия.

Но еще до этого христианство распространяется практически во всех уголках Франции, начиная с юга, где мы побывали в 2003 году, и кончая самой западной провинцией Франции — Бретанью, которую мы посетили в 2002 году.

Давайте же начнем с нашей первой поездки по Бретани.
Проповедь христианства в этом регионе относится к V-VII векам. Именно в это время, под нашествием на Британские острова языческих племен саксов и пиктов массовым бегством от них на материк спасаются первые христиане этой некогда римской провинции. Они переправляются через Ла Манш на западное побережье Франции, на полуостров Арморика, со временем принявший название Бретань по одноименному народу, который населил этот полуостров, т.е. по имени бриттов, эмигрировавших с Британских островов и заселивших Арморику.

Многие из бриттов были к тому времени христианами. На полуостров прибывает и множество британских монахов, наиболее известным из которых является прп. Коломбан (Колумб Великий). Они основывают ряд монастырей, некоторые из которых становятся центрами первых епархий Бретани.

Основатели первых монастырей и епархий полуострова являются наиболее почитаемыми святыми в Бретани по сей день. К местам их подвигов мы и направились в 2002 году.

В первую поездку отправилось 30 человек. Среди нас была в основном молодежь из Москвы и Подмосковья, но были также ребята из Воронежа и Ростова-на-Дону, я вот из Киева. Кроме того в поездке участвовали три иностранца: двое молодых католиков из Франции и монахиня Нектария из США, редактор известного православного журнала «Road to Emmaus» («Дорога в Эммаус»).

Сергей Герасимов:

Максим, поговорим подробнее о том, как собственно устроены ваши поездки во Францию, какие святыни вы посещаете, то есть, если так можно выразиться, о технической части паломничества: вы едете поездом, автобусом или летите самолетом?

Максим:

Обе наши поездки были осуществлены как автобусные паломничества. Мы выезжали прямо из Москвы и, миновав Польшу и Германию, достигали Франции.
Причем в первую поездку, как сказал отец Дмитрий, мы приехали во Францию через Страсбург. Неподалеку, в 20 км от Страсбурга, с VIII-го века хранятся мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. После молебна у их мощей мы направились через всю Францию на запад, в Бретань.
На следующий день нас встретили священники местных православных приходов: о. Жан Роберти, о. Максим Ле Дирезон из русского экзархата Константинопольского Патриархата и о. Филипп Кале из Румынского Патриархата. Вместе с ними мы совершили напутственный молебен перед началом паломничества, после которого отправились к святыням Бретани, о которых я рассказал вам раньше.

Отец Дмитрий:

В конце нашего паломничества мы посетили столицу Франции — Париж. Удивительный город, как с религиозной, так и с мирской точки зрения. Но самым главным для участников нашей поездки было участие в богослужении на Трехсвятительском подворье Русской Православной Церкви, где литургию совершал архиепископ Корсунский Иннокентий, с которым мне посчастливилось сослужить, а все участники нашей поездки молились, исповедовались и причащались. Мы услышали от владыки назидательное слово, участвовали в трапезе вместе с ним, и это было очень логическим и, я бы сказал, в духовном смысле удивительным завершением нашего паломничества, потому что при всех тех удивительных святынях, которые мы посетили, увидеть живую деятельность православных людей зарубежья является для русского человека чем-то очень важным.

Максим Массалитин:

Поездка на автобусе, разумеется, имеет свою специфику. Переезд довольно долгий: два дня мы проводим в дороге до Франции. Хотя европейские дороги весьма хороши, иногда хочется остановиться и отдохнуть. По правилам, которые существуют в Европейском Союзе, водитель после 8 часов управления автобусом должен сделать остановку на следующие 8 часов. Поскольку у нас было два водителя, мы ехали 16 часов и делали остановку на 8 часов. Приятным сюрпризом для молодых паломников явилась остановка в Берлине. Мы остановились именно в этом древнем городе, и молодые люди смогли осмотреть его достопримечательности.
На обратной дороге мы таким же самым образом останавливались в Лейпциге, а на следующий год — в Дрездене.
На мой взгляд самой примечательной из всех остановок по пути во Францию или из нее была для нас остановка в польском православном монастыре на святой горе Грабарке на Успение Пресвятой Богородицы в 2003 году. Мы были на праздничном богослужении и могли исповедаться и причаститься на пути домой в Россию.
Таким образом, поскольку поездки всегда попадают на время Успенского поста, мы можем предоставить молодым людям возможность помолиться за всеми основными праздниками этого поста.

Отец Дмитрий:

Как вы понимаете, дорогие радиослушатели, организация такого паломничества дело технически весьма непростое. Поэтому, чтобы она была подготовлена наиболее удачно, мы начинаем готовиться заранее. Количество участников исходит из возможностей транспорта. Поскольку один автобус может вместить 40-45 человек, то таким количеством и ограничивается наша группа. Желательно, чтобы те, кто выразит пожелание участвовать в этой поездке, подавали свои предложения заранее, до 15 июля. Для того, чтобы совершить это паломничество, необходимы загранпаспорт и справка с места учебы или работы. Наверное, приятным для многих радиослушателей будет известие о том, что посольство Франции оформляет визы для молодых людей до 25 лет бесплатно.
Сразу хочу сказать, что, может быть, иногда придется ночевать в несколько полупоходных условиях. Они по возможности комфортабельны, но ночевать мы можем, как в прошлых поездках, и при монастырях, и при школах, поэтому желательно взять с собой хотя бы спальные мешки.

Сергей Герасимов:

Спасибо, батюшка. И все же, в заключение нашей беседы я бы хотел, чтобы Максим рассказал историческую часть ваших паломничеств, связанных с югом Франции. Вы очень интересно рассказали о западе Франции, о Бретани. Расскажите, пожалуйста, о Марселе и южных областях, которые вы посещали.

Максим Массалитин:

Паломничество по южной части Франции проходило через города, связанные как с древним христианством, так и с современным православием на этой земле. Началась поездка с Ниццы, где расположено несколько русских соборов. Мы смогли помолиться в этих русских церквях, построенных еще до революции. Затем мы были на Леринских островах, на одном из которых расположен знаменитый Леринский монастырь, основанный в начале V века.
После этого, проехав через города Фрежюс и Сен-Рафаель, мы посетили очень важные места, связанные с западной традицией почитания жен-мироносиц. Древняя провансальская традиция гласит, что святые жены-мироносицы (в лице свв. Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии и Марфы, проповедовали христианство на земле древней Галлии уже в первом веке.
Эта традиция не совпадает с восточной, однако на протяжении многих веков христиане Галлии почитали этих святых, и нам казалось важным посетить места, на которых выросли громадные базилики, монастыри, и где почитание этих святых простирается вплоть до двадцатого века. Таким образом, мы посетили Сен-Максимин-Ля-Сент-Бом, Сент-Мари-для-Мер, Марсель, а также Арль.

Очень важной страницей нашего южного паломничества явилось посещение двух православных монастырей, женского и мужского афонских подворий, настоятелем которых является архимандрит Плакида (Дезей), французский патролог и богослов. Кстати, в настоящий момент издательство Свято-Тихоновского гуманитарного университета готовит к изданию первый серьезный перевод его трудов под названием «Добротолюбие и православная духовность». Мы ждем его выхода в этом году. Отец Плакида, будучи католическим монахом с 15 лет, принял православие на святой горе Афон в 1978 году вместе с отцом Серафимом, своим сподвижником по католическому аббатству Бельфонтен.

Аббатство Бельфонтен известно тем, что является одним из участников создания патрологической серии под названием «Христианские источники». На данный момент патрологическая серия «Христианские источники» уже превосходит известную нам патрологию Миня и является одним из двух авторитетнейших патрологических изданий в мире. Отец Плакида был одним из активных участников этого издания.

Я бы с радостью продолжил рассказывать о святынях юга Франции. Особенное внимание стоило бы уделить Лиону и Арлю, в которых располагались первые митрополии Галлии, а также основателям монастырей на юге Франции: св. Иоанну Кассиану и преподобным Леринским отцам. Но поскольку сейчас мы ограничены временем, я вкратце расскажу о предстоящей поездке.
Она должна пройти через Брюссель, французский город Амьен, где с XIII века хранится глава святого Иоанна Предтечи, через два православных монастыря — Леснинский и преподобного Силуана, через города Пуатье и Тур, связанные с памятью свт. Мартина Турского и его учителя, известного православного богослова, Илария Пиктавийского, через аббатство св. Венедикта, в котором находятся его мощи, перенесенные из монастыря Монте-Касино, и конечно же через Париж с его величайшей святыней — Терновым венцом Спасителя, а также мощами прп. Геновефы, покровительницы Парижа, свт. Дионисия и мучеников Рустика и Елевферия, первых христиан Парижа. Паломничество должно закончиться в городе Реймс, где по древней традиции короновали всех королей Франции, начиная с первого короля Франции Хлодвига.
Я надеюсь, что мы еще встретимся в студии, чтобы подробнее освятить историю святынь неразделенной Церкви во Франции, и я смогу подробнее рассказать о них нашим радиослушателям.

Сергей Герасимов:

Большое спасибо, Максим Сергеевич, и я жду Вас вновь в гости на нашей радиостанции.

Интервью в формате Ogg: http://la-france-orthodoxe.net/ru/palom/od_2005

Более подробно узнать о предстоящей поездке можно на следующих сайтах:
http://www.o-d.ru/

http://la-france-orthodoxe.net/ru/

На этих сайтах Вы можете прочитать рассказ паломника о первой поездке в 2002 году, посмотреть фотографии, узнать подробную программу предстоящей поездки с описаниями мест и святынь, которые планируется посетить, а также ознакомиться со списком вещей, который рекомендуется взять с собой в дорогу.

Стоимость поездки: 650 евро (включая все).

Желающие принять участие в поездке могут звонить по телефонам:
+7 095 445 6758 (дом.), +7 926 566 1945 (моб.) – Анна Строганова,
+7 095 266 0132 (автоответчик), +7 903 185 8721 (моб.) – Илья Чистяков.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: