Протоиерей Дмитрий Климов: Батюшка-блогер как экзотика

«Из контекста можно вырвать что угодно, какую угодно фразу и как угодно ее использовать, поэтому тут я, извините, бессилен все отслеживать и контролировать», – сказал, кроме прочего, протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) на встрече с читателями «Правмира». Продолжаем публиковать фрагменты встречи.

Казаки настоящие

Я не хочу сказать, что как-то особенно выделяю ту проповедь на казачьем круге. И мне удивительно, что до сих пор идет какой-то резонанс. Я, честно говоря, уже два года ее не смотрел, не слушал. Думаю, пересмотреть, что ли? Что ж там такого? Настолько большой диапазон отзывов – от очень одобрительных до очень неодобрительных. И мне сначала было интересно на все это реагировать. А потом – интерес притупился.

С другой стороны, может быть, через эту проповедь и к другим моим материалам интерес проснулся у людей. То, что в этой проповеди я сказал, – не конкретно мои эксклюзивные идеи, мысли: если бы это сказал не я, то обязательно бы высказал кто-нибудь другой.

Служу я уже 12-й год в городе Калач – это районный центр в Волгоградской области. Городок у нас небольшой, около 25 тысяч человек. Много казаков. Причем таких казаков, которые не просто нарядились в красивые одежды, а именно родовых, которые помнят своих предков, знают, что с этими предками произошло в 20-30-х годах.

img-31

То, что та проповедь была произнесена как раз на казачьем круге, тоже очень многих удивляло, и люди думали, что после этой проповеди казаки чуть ли не линчевать меня должны. На самом деле, конечно, с этими людьми мы общались давно, мы друг друга знаем. То есть я ничего опасного не чувствовал для себя и просто поделился теми мыслями, которые у меня в тот момент были.

И вообще, в основном мои проповеди – ситуативные. То есть отталкиваюсь от ситуации – куда-то пригласили, какой-то вопрос задали, какую-то тему подняли, и я пытаюсь на это реагировать.

Интернет в этом плане дает очень большие возможности. Я интернетом, соцсетями пользуюсь года с 2008-го. Выхожу на проповедь, прихожу на встречу и обязательно включаю диктофон. Потом мои друзья, помощники помогают выкладывать в Ютубе, в соцсетях и так далее.

Я многим батюшкам нашим это рекомендую: если ты стесняешься выкладывать в сеть, хотя бы просто записывай, чтобы самому слушать.

Потому что когда сам себя со стороны слышишь, учишься говорить: столько слов-паразитов, столько незаконченных мыслей, открытых фраз каких-то. И когда ты себя слышишь, то появляется возможность что-то подшлифовать, поработать над своими мыслями и над формой их изложения.

У нас очень много священников, которые не хуже меня говорят проповеди, у которых много полезных, нужных мыслей. Я уж не говорю о том, что много священников, которые в личностном плане гораздо более интересные и уж тем более добродетельные, чем я. Как-то вынесло меня просто информационной волной…

Блогер и аквалангист

Мне в конце прошлого года позвонил редактор районной газеты и говорит: «Отец Димитрий, вы попали в какой-то рейтинг самых известных священников Русской Церкви». Открываю этот рейтинг: батюшка-байкер, батюшка-аквалангист, батюшка-парашютист, батюшка-рокер, и отец Димитрий – батюшка-блогер.

То есть батюшка-блогер – это такая же экзотика, как батюшка-парашютист и аквалангист.

Хотя, казалось бы, блогер – это напрямую связано со священнической деятельностью. Потому что именно это и должен священник делать – беседовать, общаться, говорить, это его прямая обязанность и прямая функция.

img-12

В «Фейсбуке» и «ВКонтакте»

Интересно разделить аудиторию по сетям. Есть «ВКонтакте», есть «Фейсбук», есть «Одноклассники», в которых тоже много наших прихожан. В последнее время я себе наложил аскезу, небольшое табу на просмотр новостной ленты во всех этих сетях, потому что большинство времени уходит как раз на это. Я только свое публикую, отвечаю на вопросы. Это ограничение экономит много времени.

– Вы говорите, что много общаетесь в блогах, пишете. Наверняка вам отвечают, комментируют, вызывают на какой-то разговор, на ответный комментарий. И все это создает большой информационный шум. Как вы ориентируетесь в этом информационном шуме?

– Диалог – это не шум. Диалог – это когда два человека общаются. А вот несколько дней назад возник шум такого плана: Борис Гребенщиков приезжал в Волгоград, я его пригласил к себе в гости. Мы с ним буквально час пообщались, пофотографировались, я выложил фотографию. И под ней начались комментарии. В основном: «Ух ты!», «Эх ты!» и так далее. А один человек, которому не нравится Гребенщиков, написал: «Что это такое? Это совсем не имеет отношения… Все это галиматья».

Ему начали отвечать, я в обсуждении не участвовал. Тот, кто не любит Гребенщикова – хороший человек… На гитаре тоже играет, поет песни, а главное – много занимается социальной работой с детьми. И другой, с которым они сцепились – тоже хороший, они только не знают друг друга.

Тогда я уже вмешался. Один комментарий удалил. А им говорю: «Ребята, все нормально. Любите друг друга», – и так далее. Вот если в таком плане информационный шум, в котором мне приходится участвовать, то я его пытаюсь просто подавить и утишить.

А если это диалог, то это все-таки не шум, это один говорит, другой отвечает. Тут шум может быть смысловой.

img-56

На телевидении, в интернете – это шум, в котором люди просто не умеют общаться друг с другом. Когда люди начинают говорить, еще когда не закончил говорить твой собеседник. Вот на этих нахлестах шум-то и возникает. Просто люди говорят не для того, чтобы услышать другого, а для того, чтобы высказать свое мнение, а реплику другого воспринимают только как повод сказать опять что-то следующее.

Этот шум мешает понимать друг друга, общаться друг с другом, мешает осознать людям, как и в обсуждении фотографии в «Фейсбуке», что они не враги, что они, на самом деле, может быть, даже нужны друг другу, и оба они хорошие.

Но нет у нас культуры диалога. Я считаю, что должно быть все по-другому, особенно, конечно, среди людей верующих, православных. А мы считаем, что наш вероучительный категоризм обязательно должен переходить в категоризм по отношению к каким-то оценочным суждениям мнений человека или его личности.

Но здесь все-таки на первом месте должна быть заповедь о любви, заповедь о милосердии, об уважении, а не догматическая суровость.

img-19

Не засоряя эфир

– Площадку социальных сетей используют в первую очередь для того, чтобы поделиться своими, в основном хорошими новостями: машина новая, ребенок родился, замуж вышла, работу поменял на лучшую. Не является ли это хвастовством?

– Это как раз и есть информационный шум. Есть «Фейсбук» как дневник, есть «Фейсбук» как средство массовой информации. Я все-таки считаю, что для меня как для священника, как для проповедника это больше способ донести информацию.

Купил я машину или нет – никому не интересно. А интересно то, что касается служения, проповеди. Для чего засорять эфир? Эфир должен быть чистым.

Одна женщина из Волгограда недавно мне написала в социальной сети: «Батюшка, вам не страшно, что ваши мысли используют либералы и вы способствуете разобщению страны? Смотрите, сколько споров».

Я говорю: «Спор – это же еще не синоним разобщения. Если люди спорят, это же не значит, что они разобщены».

Кроме того, из контекста можно вырвать что угодно, какую угодно фразу и как угодно ее использовать, поэтому тут я, извините, бессилен все отслеживать и контролировать.

Конечно, какая-то мера ответственности должна быть за тот материал, который размещаешь в интернете.

Но, опять же, мне выказываются претензии нередко потому, что мне на лоб наклеили ярлык «либеральный священник». Один умник на каком-то сайте написал «ответ либеральному священнику». А я даже не предполагал никаких ответов, потому что вопросов не задавал. И вот когда этот ярлык наклеен, уже дальше можно все, что касается критики либерализма, относить к критике отца Димитрия.

Многие, может быть, думали, что отец Димитрий – это что-то среднее между отцом Гапоном и Че Геварой. И думали, что я дальше буду обострять ситуацию.

img-36

Сколько было всяких гадостей в интернете. Начиная от того, что «а батюшка-то еврей, оказывается, нос большеват». Я на самом деле и не против был, но нос – это турецкие корни: на 1/16 я – турок. Просто это «обвинение» показывает уровень «дискуссии».

Но на этих людей и обижаться как-то странно. Они такие. Много лет назад в администрации Калача был какой-то круглый стол, обсуждали то ли проблемы толерантности, то ли проблемы межконфессиональных отношений. И была очень молодая женщина, которая выступала от одной из партий. Ей кто-то сказал: «Послушайте, голубушка, вы же недавно совсем в другой партии были». Многих людей вопрос вогнал бы в краску, а она ничуть не смутилась: «И что? Партии я меняю, а убеждений своих я не меняю». Как можно таких людей обвинять в лицемерии? Они искренни. Как искренен волк, поедающий ягненка.

Фото: Ефим Эрихман

Видео: Дмитрий Островский

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: