Батюшка, а как поститься моему ребенку?

«Единственная категория детей, за которую несет ответственность священник – свои собственные дети. За всех прочих отвечают (что им есть и пить, как часто приходить в храм, во что одеваться и играть, какие мультфильмы смотреть и так далее) их родители. И вот тут мне снова тревожно…» Священник Сергий Круглов о свободе и ответственности.
Священник Сергий Круглов

Священник Сергий Круглов

Начало Рождественского поста ознаменовалось двумя церковными медийными событиями: собственно, самим началом поста и публикацией интервью известного священника Павла Великанова «Многодетность – высокое призвание, а не печать православия», которое вызвало немалый резонанс.

Называя оба эти события «церковными», я вижу их важными в первую очередь именно для христиан, а не для тех, кто считает сообщение «У православных начался пост» всего лишь строчкой в топе светских новостей или поводом изучить перемены в меню модного ресторана. И многое из того, что сказал отец Павел о проблеме многодетности, важно для осмысления в первую очередь именно людьми Церкви, ведь от века и поднесь актуальны слова из Первого соборного послания апостола Петра: «Время начаться суду с дома Божия»…

У этих тем я усмотрел одну общую черту, о которой сейчас и думаю… Обе они побудили задуматься о том, чего нам, на мой взгляд, катастрофически не хватает во всех областях жизни: об ответственности как одном из аспектов свободы.

О многодетности

История №1

А теперь о многодетности без имен и точных координат. Случай первый – оба родителя из церковной среды. Семеро детей, старший еще учится, младший еще ясельный. Трудно ли им? Конечно, трудно. Устают ли папа и мама, и не только с детьми, но и от того факта, что дети рождаются раз за разом? Да, подчас устают, они – обычные живые люди, со своими немощами, но люди глубоко верующие: раз Бог дал ребенка – надо рожать. И принимают новопришедшего в семью, и любят его.

Еще у них есть важная черта: чувство собственной ответственности за семью и детей. Оба они трудятся, чтобы вырастить детей, дать им полноценное воспитание, организуют семью как небольшую коммуну: папа с мамой со всем не справятся, поэтому у всех детей есть обязанности по дому, в огороде, и с каждого спрашивается за его участок ответственности (нет-нет, там нет никаких ужасов домостроя: в доме есть и телевизор, и компьютер, много хороших книг, никого не истязают вожжами, дом очень гостеприимен, посты соблюдают неукоснительно, но без фанатизма). Детские болячки, нехватка средств, столкновения с чиновниками всех мастей и другие проблемы многодетных семей им знакомы. Но они справляются.

Притом, что очень важно, им бы и в голову не пришло из своей многодетности сделать лозунг, гордиться ею и так далее. И еще: эти папа и мама сделали важное – они сделали в своей семье УКЛАД. Ту естественную атмосферу многодетного домашнего уюта и любви, не сусальной, фонтанирующей эмоциями, а настоящей, которую, верится, выросшие дети унесут с собой в свою взрослую жизнь. Эта семья для меня – один из примеров свободного выбора людей и ответственности за эту свободу.

История №2

И второй случай. Правда, не «семьи» в полном смысле слова – там только мама. У нее тоже семь детей (не уверен, что от одного и того же мужчины – был какой-то муж, наездом из дальних краев, но бросил их…). И никакой гарантии, что не появятся следующие.

Мама, молодая и здоровая, никогда не работала и не работает, живет на пособия. Она регулярно приводит ребятишек к причастию, возит их по больницам, нельзя сказать, что не занимается детьми. Но глубоко убеждена, что львиную долю заботы о ее детях должны брать на себя все вокруг: работники храма, подкидывающие им еду с панихиды, умиляющиеся «подвигу матери-героини» прихожане, приносящие детям то учебники, то поношенную одежду, крестные, которые по доброте сердечной посчитали когда-то, что святой долг – отвечать за крестников, и так бывают вымотаны решением проблем этой мамы, что в собственных семьях нажили проблемы, социальные службы, которые то и дело улучшают этому семейству жилищные условия…

Я не осуждаю эту женщину, никоим образом. Но мне не по себе. Потому что я помню ее девочкой из неблагополучной семьи, прибившейся когда-то к Церкви, постоянно обитающей в храме и воскресной школе. И именно здесь ее научили тому, что «рече закон Божий: женщина спасается чадородием, а предохраняться – смертный грех», но совершенно не научили другим наиважнейшим вещам: что, кроме чадородия, должна быть семья и любовь, что надо брать на себя ответственность за свою жизнь.

Мы не научили. Священники, преподаватели воскрески, благочестивые прихожане, те, кто был рядом. И она так и осталась по сути своей девочкой из неблагополучной семьи, совершенно не умеющей жить, с множественными потребностями, но с глубокой травмой в области любви и свободы.

Художник Вильям-Адольф Бугро. "Бедная семья"

Художник Вильям-Адольф Бугро. “Бедная семья”

О посте

О посте: на размышления об ответственности меня навел тот факт, что в дни начала поста, когда в Церкви начинается определенная, простите за такое слово, «движуха», когда церковные витии в сотый раз вдохновенно говорят с амвонов, страниц газет и мониторов о необходимости поста и его духовном значении, когда в соцсетях возникают кулинарные холивары о том, являются ли креветки пищей животной или растительной, появляются и многочисленные материалы, в СМИ, в тех же соцсетях, на тему «Как постить детей». Равным же образом и многие прихожане приступают к батюшкам с одним и тем же вопросом: «Как поститься моему ребенку?»

Частный случай, но в нем, как в капле воды, отражаются многие серьезные проблемы…

Казалось бы, чего проще: в очередной раз пересказал такому вопрошателю типикон о посте, когда у нас сухоядение, а когда разрешение на елей, потому ребенку давайте то-то и то-то, да благословил, и вопрошатель ушел умиротворенный… Но нет. Этого я делать не стану.

По одной простой причине: считаю, единственная категория детей, за которую несет ответственность священник – свои собственные дети.

За всех прочих отвечают (что им есть и пить, как часто приходить в храм, во что одеваться и играть, какие мультфильмы смотреть и так далее) их родители.

И вот тут мне снова тревожно…

Я слышу голос: «Ну хорошо, согласны с вами, свобода есть ответственность, и все такое. Но ведь если мы, прихожане, сами начнем отвечать за себя, сперва за свою семью, а потом и за Церковь, за свой пост, за свое молитвенное правило и так далее – зачем тогда вы-то, батюшки, будете нам нужны?..»

Уместный вопрос. Ведь, чего греха таить, мы, священнослужители, к этой несвободе так часто приучаем прихожан – сами… Проповедями про то, что «на все воля Божья», про «послушание паче поста и молитвы». Страхом за то, что, если прихожане сами начнут читать стопы записок о здравии и упокоении, а не нести их в алтарь, то и ручеек денег за эти записки оскудеет. Опасением: вдруг услышат «тайные» молитвы священника, научатся понимать смысл Литургии – и чего-то неблагочестивого натворят. Тайным наслаждением властью, желанием «вязать и решить» жизнь и судьбы приходящих к тебе людей. Боязнью потерять «жреческий статус», если народ Божий станет более самостоятелен во многих церковных вопросах, а ведь так, чего доброго, и до революционных переворотов недалеко… И так далее – каждый священник может сам продолжить этот ряд.

Да и сам-то я – свободен ли?..

Что такое вообще свобода, возможна ли она в нашем падшем мире? К какой именно свободе призывал нас Христос, говоря, что истина сделает нас свободными?

Что со всем этим делать, надо ли что-то делать вообще?

Всё, что я здесь пишу – не статья. Это пришедшие в голову мысли, пометки на полях того, что прочитано в эти дни. Публикую их только для того, чтобы кто-то, прочитав, искал на все эти вопросы свои ответы.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Диета заячья, травоядная

Христос сошел с неба не ради сухоядения

«Силком тащить в наш лагерь никого не нужно»

Священник, психолог и мама шестерых детей - о многодетных семьях

Цель брака – любовь, а не количество детей

Если у мужа и жены нет сбалансированных отношений, то многодетность только усугубит и приблизит гибель семьи