Батюшка, а не грех ли это?

Уже несколько лет мне приходится отвечать на разные вопросы, присылаемые священникам на «Правмир», где есть соответствующая рубрика «Ответы священников на вопросы» (в 2007-2010 годах отвечал эпизодически и с начала 2012 года непрерывно). Всегда было интересно это делать, и со временем приходишь к выводу, что задающие вопросы, количество которых за последние годы никак не уменьшается, представляют собой определенный срез нашей Церкви, а типы этих вопросов могут быть определенным образом классифицированы. Какие вопросы больше всего и чаще всего задаются?
Священник Филипп Парфенов. Фото: sinergia-lib.ru

Священник Филипп Парфенов. Фото: sinergia-lib.ru

Прежде всего, люди пытаются поделиться своими проблемами и ожидают, что, быть может, отвечающий священник сможет как-то помочь в их разрешении. Такие вопросы часто присылаются из глубокой провинции. Видимо, в тех местах с пастырским попечением бывает совсем не просто. Также это может свидетельствовать и о немалом пока еще кредите доверия к церковному институту в целом и к священникам в частности, даже если они совсем не знают лично тех, кто их о чём-то спрашивает.

Большая часть вопросов, и вполне важных и серьезных, и весьма второстепенных, фактически начинается со слова «КАК».

К примеру, вопросы следующие:

  • как лучше поступить в той или другой жизненной ситуации (обмен квартир, споры о наследстве, злоупотребление начальников, священнослужителей в том числе);
  • как простить обидчиков;
  • как быть с пьющими родными и как помочь им преодолеть зависимость;
  • как бороться со страхами, укрепить в себе веру;
  • как правильно сделать то, другое, третье и т.д.

Заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задает человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал. Но пишущие на сайт, как правило, это не всегда хорошо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода «палочку-выручалочку», либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем.

И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность. На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьезную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

PR20130124144317-600x338

И задающим, и отвечающим на вопросы хорошо бы помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет четких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей). Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся прежде всего вероучения, основных догматов или понимания разных библейских текстов, да и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально!

Поэтому отвечающим священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция… И из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Этот тип вопросов часто перекликается или дублируется другим, очень похожим типом: 1) «А не грех ли это?» (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на… или относится к… Эти два последних вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.

Примеры:

  • грех ли брить или стричь бороду?
  • грех ли желание путешествовать?
  • является ли грехом физиогномика и графология?
  • не грех ли православному христианину коллекционировать нэцкэ?
  • является ли моя работа грехом (увлечением науками мира сего)?
  • как Церковь смотрит на охоту?
  • как религия относится к бодибилдингу? Является ли он греховным?
  • грешно ли увлекаться рыбалкой?
  • является ли грехом то, что я в кофе для разведения горячего напитка налила святую воду?
  • не грех ли играть в шахматы?

И даже до такого доходит:

  • правда ли, что родить ребенка – это грех?

К сожалению, таким вопросам способствовали разные сомнительного качества издаваемые брошюрки в помощь, так сказать, кающимся, где давались перечисления сотен или даже тысяч всяких «наименований»…

Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, – по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode).

Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, касающимся вероучения, и для вынесения их созывались Соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить.

В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях – относительное, если речь не идет о нарушении одной из 10 Божьих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними и весьма посторонними по отношению к вере факторами.

К сожалению, эта грехобоязнь часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаженного Августина, люби – и делай, что хочешь).

Фото: mediakuzbass.ru

Фото: mediakuzbass.ru

Какие вопросы не так уж часты по сравнению с предыдущими? Конечно же, о том, как понимать те или другие мысли Писания. Иногда присылаются весьма интересные и даже глубокие вопросы, над которыми самому не приходилось задумываться. Но, конечно, это единицы процентов, если говорить об их доле в общем количестве. Хотя вопросы по Ветхому Завету и его жесткости или даже жестокости присылаются довольно регулярно (что это за «злой Бог» такой в Ветхом Завете, повелевающий убивать).

Разумеется, достаточно регулярно присылаются вопросы, касающиеся суеверий, сект или семейных отношений, но по этим вопросам обычно специализируются другие священники, могущие на них ответить лучше меня самого.

И еще не может не радовать то, что среди задающих вопросы увеличилось число совсем юных участников – от 12 до 16 лет!

Ну и есть еще определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию. Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта – не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объем задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков). А для того, чтобы вникнуть в сложную жизненную ситуацию задающего вопрос, которую требуется описать максимально подробно, и дать какую-то наводку, – если только это возможно сделать, то лучше связываться со священником по личной электронной почте.

56796797

Что же касается Писания, то насчет греха там есть два кратких определения: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) и «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим. 14:22), поскольку «Всё, что не по вере, грех» (14:23). Но поскольку вера у всех неодинаковая, то и сознание греха может быть более или менее искаженным, либо в сторону нечувствия, либо в сторону преувеличения каких-то несущественных деталей, а нередко и того, и другого вместе – «отцеживания комара» и «поглощения верблюда» (Мф. 23:24).

Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми. И это тоже бывает результатом не обязательно сознательного лукавства, но их ограниченной и субъективной меры в понимании, что есть грех и добродетель для христианина.

Но видения только отрицательных сторон в себе совершенно не достаточно, а сосредоточение только на них – большая ошибка. Важно не просто осознать себя грешником, склонным к плохому: еще важнее стремиться к хорошему, положительному, светлому, пробуя вытеснять свои страсти противоположными им добродетелями. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте…, и Бог мира будет с вами» (Флп. 4:8-9).

Важно понять, что мы грешники не обязательно потому, что творим дурное – в нас просто мало хорошего, его заведомо недостаточно!

Но в то же время именно к грешникам пришел Иисус, а не к праведникам, чтобы их призвать и спасти! И если я искренне чувствую, что это ради меня Иисус пришел в этот мир и пострадал, и доверяюсь Его любви, то неужели какая-то греховная мелочь, с моей ли точки зрения или с точки зрения кого-то еще, сумеет отдалить от любви Божией и разлучить меня с ней?..

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи

Нужно ли поститься современным паломникам? В чем отличие дней поста от обычного времени? Обязателен ли пост…

Уходить ли с работы в табачной компании?Греховно ли много сил отдавать работе?Можно ли получать зарплату из…

Как правильно понимать слова: слово священическое попраша? Я не могу выдержать пост монастырским уставом...Можно ли читать…