Беседы с Архипастырем. О Великом посте

15 марта вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.
Беседы с Архипастырем. О Великом посте

Вед.: Здравствуйте! Мы продолжаем беседовать о Великом посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. У наших телезрителей много вопросов о том, как лучше провести время поста, чтобы он принес духовную пользу. «Владыка, нужно ли ставить себе конкретные задачи в грядущий пост, например, бороться с какой-то одной страстью, например, ограничить себя в том, что действительно любишь. Я вот не могу жить без кофе. Или узких задач лучше не ставить, а воспринимать пост в целом?»,― спрашивает Арсений.

Митрополит Лонгин: Лучше воспринимать пост в целом. Но если есть желание расстаться с каким-то пристрастием (кофе, мне кажется, не очень достойная цель в этом отношении), можно поставить себе такую задачу. У святых отцов есть такие советы, что в пост можно особо побороться с какой-то страстью, с каким-то недугом души, который беспокоит человека. Но нужно очень хорошо рассчитать собственные силы.

Вед.: «Простите, но я все-таки не понимаю, почему пища рождает страсти?»,― спрашивает Иван.

Митрополит Лонгин: Это чисто физиологическое действие. У сытого человека сразу возникают какие-то желания, стремления плотского характера. Это естественно и, собственно говоря, факт медицинский, даже не духовный.

Вед.: Следующий вопрос: «Если нарушил пост, сорвался в чем-то, есть ли смысл продолжать поститься?»

Митрополит Лонгин: Это очень важный вопрос, то, что очень многих людей останавливает и искушает. Если каким-то образом нарушил пост, то в ту же минуту нужно его продолжать, даже не ждать нового дня или следующего понедельника. В любом случае, когда человек нарушил какие-то свои обещания, обеты, он должен обязательно продолжить исполнение этого обета или обещания. К примеру, бросает человек курить и вдруг — раз!  — не удержался, выкурил сигарету. Но это не значит, что можно теперь курить следующую. Надо тут же бросить ― и опять держаться, тогда есть надежда, что бросишь. Так же и с любым грехом. Если человек падает, то, как только пришло осознание того, что совершилось падение, нужно немедленно вставать и идти дальше, в этом залог победы. А если упав, человек продолжает лежать, если сорвавшись, допустим, нарушив пост, он махнет рукой и скажет: «Ну все, теперь мой пост пропал» — это обман, на который поддается огромное количество людей. Это бесовское искушение, голос слева, который говорит: «Ничего у тебя не получилось, все равно это все не твое, ты все испортил…». И нужно встречать такие вещи мужественно и идти дальше.

Вед.: Следующий вопрос очень актуален для многих: «По работе мне необходим интернет. Но часто получается, что я захожу в него по делам, а потом не могу выйти, потому что получила сообщение от друзей в соцсетях, ссылки на какие-то интересные статьи или, например, захотелось поучаствовать в полемике на фейсбуке, и не просто так, а в защиту Церкви. Как быть? Как понять, что твое пребывание в сети уже лишнее и отучиться от этого? Мне кажется, было бы легче, если бы я могла совсем отказаться от интернета, но из-за работы я не могу себе этого позволить. С уважением, Анна».

Митрополит Лонгин: Сложный вопрос и очень актуальный. Нужно испытывать свою собственную волю. Если для работы интернет необходим, то конечно, совсем отказаться от него невозможно, но ограничить себя в хождении по тем или иным сайтам, в бесцельном времяпрепровождении в Интернете, думаю, необходимо. Здесь нужно вести себя по тому же принципу: держаться, а сорвавшись, тут же начинать все снова, и опять держаться. И помнить слова апостола Павла, который высказал замечательно мудрую мысль: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Надо, чтобы человек научился определять, полезна ли ему та или иная вещь, и в соответствии с этим к ней относиться.

Вед.: Тут есть еще такой подвопрос: Анна вступает в полемику в защиту Церкви, как она говорит…

Митрополит Лонгин: Знаете, в этом тоже есть какой-то самообман. Я не сочувственно отношусь к этому, потому что, по-моему, это совершенно бесполезно.

Вед.: Ирина спрашивает: «Как можно во время поста увеличить свое домашнее молитвенное правило? Я знаю, что во время поста акафисты не читают».

Митрополит Лонгин: Акафисты можно читать дома и во время поста. Здесь нет строгих правил, это, скорее, благочестивое предание. Лучше всего можно увеличить свое домашнее правило чтением Псалтири. Собственно говоря, и наше богослужение во время Великого поста увеличивается, в основном, за счет Псалтири. Если по Уставу в течение недели за богослужением в храме прочитываются полностью все двадцать кафизм Псалтири, то Великим постом за неделю они читаются дважды. Так же можно поступить и с домашним правилом. Скажем, если человек обычно читает одну кафизму, в пост можно читать две. И, в принципе, дома можно читать все, что угодно, к чему лежит сердце.

Вед.: Владыка, вопрос от Алексея: «У нас семья большая, но никто не верует. Есть атеисты. Читая о подвижниках, не раз встречал, что в дни поста, оказавшись за столом с непостящимися, они позволяли себе есть скоромное, лишь бы не ввести остальных  в смущение. Как тут быть? Ведь я знаю, что мой пост вызовет недовольство родителей и других родственников».

Митрополит Лонгин: Не понятно, сколько лет Алексею. Если он подросток, или молодой человек, который живет с родителями, все же можно найти возможность поститься и близким это как-то объяснить. Если такой возможности нет категорически — что ж, укорять себя и стремиться к тому, чтобы в свое время, когда не будет зависимости от родителей, начать поститься. Но мне кажется, что в любом случае можно найти способ держать пост, хотя бы умеренный, например, отказавшись от мяса или каких-то других продуктов.

Не поститься, чтобы не смущать — на мой взгляд, в этом есть лукавство. А если кого-то смущает вера, то что же, я откажусь и от нее, не буду верить в Бога? Это неправильно.

Вед.: Владыка, Ксения задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько православному христианину во время Великого поста допускается просмотр телепередач, фильмов, чтение светских книг? Уместно ли посещение кафе для встреч с близкими друзьями с умеренным вкушением постной пищи?»

Митрополит Лонгин: Могу только еще раз повторить слова апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно. Человек должен научиться оценивать, как на него влияет и просмотр телепередач, и встречи в кафе, и тому подобные вещи. В строгие периоды Великого поста, такие, как первая и последняя неделя, думаю, надо все это исключить полностью, а в другие дни сократить по сравнению с обычным временем года. Собственно говоря, это даже гораздо более важно, чем ограничения в пище,― пост как воздержание от развлечений, от рассеянности, от лишних впечатлений, отдаляющих человека от Бога. Ведь что значит «посмотреть кинофильм», или долго смотреть телевизор? Это некий параллельный мир, в который человек погружается порой настолько, что уже не замечает не то, что Бога, ― он даже своих близких перестает замечать. Поэтому пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений и того потока информации, который обрушивается на нас каждый день и час. Для того, чтобы где-то в глубине найти свою собственную душу, которую мы зачастую теряем, и чтобы в этой душе начала совершаться какая-то работа, нужно отойти в сторону от этих потоков информации. Это очень важно.

Вед.: Следующее письмо: «У моей сестры двое детей: шести и двенадцати лет. Они с мужем постятся, и дети. Но разве можно детям в таком возрасте оставаться без белковой пищи? На мой взгляд, это наносит вред их здоровью. Права ли я, и как мне убедить сестру? С уважением, Ольга»

Митрополит Лонгин: В шесть лет, конечно, поститься рано. В двенадцать, я думаю, можно, но для детей пост должен быть облегчен. И белковая пища допустима: молочная, творог, изделия из него и, конечно, рыба. От мяса в двенадцать лет уже можно воздерживаться, ничего страшного, я думаю, не произойдет.

Вед.: Наша телезрительница пишет: «Подскажите, пожалуйста, как мне поститься? У меня хронический панкреатит с периодическими обострениями. Батюшка сказал: ″Надо посоветоваться с врачом″, а врач настаивает, что мне необходимы белки животного происхождения. Но одновременно я вижу и то, что врач, уже пожилая женщина, настроена резко против постов и Церкви, в принципе, что она судит об этом только по тем атеистическим штампам, что она восприняла в молодости. Что тут делать? Инна, 45 лет».

Митрополит Лонгин: Батюшка правильно сказал Вам, что нужно посоветоваться с врачом. Есть белки, доступные для постящегося, — это рыба и морепродукты. Морепродукты можно есть, по уставу, весь пост,  среди них есть достаточно недорогие.

Беседовала Юлия Литневская

Фото Николая Шешина

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Великий Вторник. Пять ослепших лампад

Постное письмо № 38. Почему не поделились маслом?

Леденцы для Лазаря

Постное письмо № 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам!

Неуклюжий пост

Он был, конечно, диетой, но душа искала настоящего

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: