Главная Новости Аналитика и комментарии

Бессмертные в этот день воскрешают бессмертных

Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?
Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло? В чем смысл Дня Победы и шествия с портретами победителей – размышляет священник Димитрий Трибушный.

Священник Дмитрий Трибушный

Благодарю Бога за то, что принадлежу к народу, не верящему в существование смерти.

Русский человек после «со святыми упокой» не растворяется в мировом ничто, не исчезает с нашего жизненного горизонта. И вопреки молитве совсем не успокаивается. Мертвые беспокоят нас во сне, мы ощущаем их поддержку с той стороны бытия.

Мы не боимся прикасаться к мощам, ходим на кладбища, зная, что нас слышат. Опуская человека в землю, мы не отпускаем его.

Русский человек не готов смиренно принимать свой уход как факт, свойство мира, изначально устремленного к смерти. Он творит невозможное. Противостоит последнему врагу (1 Кор. 15:26). И скромный библиотекарь всерьез готовится воскресить своих предков.

Есть что-то федоровское в идее Бессмертного полка. Даже удивительно, что он появился так поздно.

С самого начала событие Великой Отечественной войны было осмыслено в перспективе вечности. Вспомним вечный огонь, классических «Вечно живых» Розова и пронзительных «Сошедших с небес» Натальи Трощенко. Вся страна повторяла как пароль:

Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие как часовые.

Сегодня много спорят о Георгиевской ленте, но вне всяких сомнений ее семиотика – семиотика жизнеутверждающего мученичества, пасхальной победы жизни над смертью.

Нужна особая духовная оптика, чтобы узреть силу в слабости, торжество в поражении. Евангельская оптика.

Но для нашего современника, уже снявшего нательный крест, подобные истины не очевидны. В мире победившей смерти не удивляешься вопросу: «Что вы празднуете 9 мая – столько людей погибло?» А еще несколько лет назад такой совопросник воспринимался как марсианин.

Есть что-то федоровское в идее бессмертного полка, но сам Николай Федоров опирался в том числе и на литургическое предание Православной Церкви. И сегодня шествие с портретами героев Великой Отечественной ассоциируется с такими священнодействиями, как проскомидия и крестный ход.

Литургия – общее дело. В ней нет живых и мертвых, пассивных созерцателей и активных участников. Все, кто вспоминается во время священнодействия, воспринимаются как сослужащие Тому Богу, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32).

Вспоминать – и есть воскрешать, наполнять жизнью, размыкать границу между мирами.

Что-то подобное совершается во время шествия Бессмертного полка. Здесь наши предки не просто упоминаются. Они присутствуют. Шествуют как живые.

9 мая – День Великой Победы. Мертвые видят его как день смерти, а бессмертные в этот день воскрешают бессмертных.

Священник Димитрий Трибушный, Донецк

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.