Антропология апостола Павла

|

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Илья Вевюрко в своем докладе в рамках секции «Экзегеза Библии в современной церковной традиции» на  конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» рассказал об антропологии апостола Павла. 

Странная антропология апостола Павла

Илья Вевюрко. Фото: pstgu.ru

Илья Вевюрко. Фото: pstgu.ru

Свой доклад «Святой апостол Павел и начало христианской антропологии» Илья Вевюрко начал с напоминания о том, что апостол Павел первым изложил новозаветное учение по ряду «вечных» вопросов бытия человека — смерть, смысл жизни, положение человека в мире, закон, свобода, равенство, вера и т. д.

Д.Д. Данн. Фото: www.internetmonk.com

Д.Д. Данн. Фото: www.internetmonk.com

Британский исследователь Нового Завета Джеймс Д. Данн отмечал, что в целом антропология Павла представляется современному человеку чрезвычайно странной, даже чуждой (strange). Этому же учёному принадлежит мысль о том, что богословские категории Павла чрезвычайно трудны для изучения, так как употребляются нерегулярно. По мнению докладчика такая ситуация объясняется тем, что апостол не был отвлечённым богословом, кабинетным основателем паулинизма. Употребляемые в его Посланиях категории — плод не схоластических рассуждений, но живой молитвенной и церковной практики.

Соответственно помочь пониманию апостольских Посланий может зачастую изучение гимнографии, зафиксировавшей употребление тех же понятий в Священном Предании.

Мы все умрём…или изменимся

Ключевые моменты любой системы мысли, по мнению докладчика, становятся хорошо видны, если найти в ней самое парадоксальное. У Павла это — сосуществование в Посланиях двух утверждений, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9: 27) и «Не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока». (1 Кор. 15:51).

На самом деле, по мысли исследователя, эти утверждения не противоречат друг другу, но указывают на то, что христианин должен быть готов к будущему преображению своей плоти и всей падшей природы. Причём произойдёт этот процесс не после и не во время смерти, в нём, собственно, и состоит смысл жизни христианина.

Фото: www.laperfettaletizia.com

Фото: www.laperfettaletizia.com

Отношение к ключевым оппозициям человеческой природы весьма различно для католического и православного богословия. Так, архиепископ Анджело Скола в своих работах развивает мысль о том, что подобные оппозиции нельзя преодолеть, но можно «стабилизировать». Суть православного взгляда на проблему состоит в том, что христианин меняет не свою природу, но соотношение между сторонами базовых оппозиций. Тогда, при перемене точки зрения на проблему, некоторые противоречия просто снимаются.

Так, неразрешимой оппозицией кажется, на первый взгляд, противопоставление жизни и смерти. Однако, вопреки обыкновенному взгляду, который полагает смерть итогом жизни, апостол учит, что человек рождается уже в ситуации смерти. Осознание собственной греховности, испорченности падшего мира (то есть смерть) для христиан — повседневная данность. Тогда как жизнь — христианское покаяние, логично завершающееся вечной жизнью после воскресения — дело незавершённого настоящего и искомого будущего.

Физиологический пол как…послушание

В одних фрагментах своих Посланий апостол различает роль мужчины и женщины в Церкви, тогда как в других — отвергает различие между полами. Отсюда можно сделать вывод о том, что мужчины и женщины в Церкви лишь «овнешняют», представляют собой различные аспекты «человеческого».

При таком подходе «пол» становится лишь социальной ролью — своего рода сценарием поведения, который предписан каждому с рождения, как послушание.

Такой подход, кроме прочего, позволит современным православным богословам выработать чёткое отношение к вопросам пола. В то время как их католические коллеги более склонны «неудобные» вопросы Писания объявлять «туманными» и «неопределёнными».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
“Если бы мужчины каялись в абортах как женщины, мы бы жили в другой стране”

Протоиерей Федор Бородин о катастрофе, которая происходит с мужчинами

Над ней смеялись, а в портфель кидали мусор

А где новое кино, способное перевернуть мир детей?

“Когда меня забрали в СИЗО, дочке было два года”

Ей предстоит вернуть детей, забыть прошлое и простить свою мать

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: