Библия с калькулятором

|
Библеист Андрей Десницкий – о проблеме цифр и чисел в Ветхом Завете

Раскроем 20-ю главу книги Судей. Там описан небольшой эпизод ранней израильской истории: сражение вениамитян с прочими коленами или племенами Израиля у города Гива. Со стороны прочих колен в битве участвовало 400 000 человек. Со стороны вениамитян выступило всего 26 700 воинов.

Андрей Десницкий

Сравним: в Бородинском сражении со стороны Наполеона принимало участие 138 000 солдат, с российской стороны чуть меньше.

В самой грандиозной битве Наполеоновских войн, сражении под Лейпцигом, французская армия насчитывала около 200 000 солдат, им противостояли объединенные силы союзников числом до 350 000 – и получается, битва при Гиве Вениаминовой оставалась самым грандиозным сражением в мировой истории вплоть до 1813 года, но она не упоминается нигде, кроме Библии!

Попробуем разобраться. Для начала посмотрим, как описаны там потери сторон:

«Воины племени Вениамина вышли из Гивы, напали на них – и перебили в тот день двадцать две тысячи израильтян… и в этот день вышли из Гивы, напали на израильтян – и перебили еще восемнадцать тысяч воинов, вооруженных мечами… Они, как и прежде, стали убивать израильтян, гнались за ними вдоль дороги, соединяющей Бет-Эль и Гиву. Они убили около тридцати израильтян» (20:21,25,31 перевод РБО)

Сначала цифры буквально наполеоновские – десятки тысяч убитых в день, И вдруг особо оговаривается потеря тридцати бойцов! Да что они значат на фоне десятков тысяч? И дальше точно такая же нелогичность:

«В тот день израильтяне перебили в их войске двадцать пять тысяч сто человек, вооруженных мечами… Воины племени Вениамина убили уже около тридцати человек и думали: “Израильтяне разбиты, как и в первом сражении”… Они потеряли восемнадцать тысяч человек – и все это были могучие воины!» (20:35,39,44)

Гибель тридцати человек выглядит как явная победа – и это на фоне многотысячных потерь!

А исход боя решила засада, которую устроили израильтяне: когда войско вениамитян увлеклось преследованием, эти воины неожиданно напали на город. И было их… 10 000 человек (20:34). Как можно было спрятать в укромном месте целую дивизию?

Здесь напрашивается простое предложение: убрать слово «тысячи». Тогда все выглядит очень логично и реалистично: в сражении участвовало 400 израильских воинов, а со стороны Вениамина было только 26 бойцов, зато к ним присоединились еще 700 пращников (20:15) – может, именно потому израильтяне и несли тяжелые потери, пока пращники обстреливали их с городских стен, оставаясь неуязвимыми. Эти потери составляли 22, 18 и наконец 30 человек – действительно, существенный урон для отряда в 400 бойцов! Ну, а в засаде тогда могли быть всего лишь десять самых умелых воинов, которые в нужный момент могли нанести решающий удар в тыл вениамитянам. Им явно было нетрудно спрятаться на пересеченной местности.

Есть гипотеза, что вместо слова «тысяча» в оригинале изначально стояло похожее на него слово, означающее вооруженного воина (в отличие от ополченцев-пращников). Проверить, так это было или нет, мы едва ли можем, но звучит достаточно убедительно.

А могли ли вкрадываться подобные ошибки в священный текст? Безусловно, могли, и мы видим тому ясные свидетельства. Вот что сообщает нам 2 Цар 24:1-9:

«Снова разгневался Господь на израильтян и стал подстрекать Давида действовать против них. Он дал такое повеление Давиду: “Иди, пересчитай Израиль и Иуду!”… Иоав предоставил царю данные переписи народа: в Израиле было восемьсот тысяч мужчин, носящих меч, и в Иудее – пятьсот тысяч».

А вот параллельный рассказ о той же переписи из 1 Пар 25: 1-5: «Сатана напал на Израиль и стал подстрекать Давида устроить в Израиле перепись… Иоав предоставил Давиду данные переписи народа: в Израиле было миллион сто тысяч мужчин, носящих меч, и в Иудее – четыреста семьдесят тысяч». Здесь есть одна интересная проблема: в первой версии все происходит по воле Божьей, во второй – по наущение сатаны. Мы бы сказали сегодня, что это было одновременно Божье попущение и искушение от сатаны, но мы сейчас не об этом, а только о цифрах.

Никола Пуссен. Битва израильтян с амалекитянами

Никола Пуссен. Битва израильтян с амалекитянами

Итак, сколько там было человек? По одной версии – 800 000 и 500 000 взрослых мужчин, по другой – 1 100 000 и 470 000. Эти цифры невозможно свести воедино, они явно различаются, и различаются сильно. Единственный разумный вывод – в одну из версий вкралась при переписывании ошибка. В какую? Это не известно.

А может быть, в обе? Итак, в Израиле при Давиде проживало около полутора миллионов взрослых мужчин, что дает нам общее население (включая женщин, детей и стариков) минимум в пять миллионов.

Когда в 1922 году в британской Палестине провели перепись населения, там проживало всего 750 000 человек. К моменту провозглашения независимости государства Израиль в середине века это число выросло почти до двух миллионов, и им уже было довольно тесно на этой земле. Сегодня, разумеется, в государстве Израиль и на арабских территориях проживает еще больше людей, но прокормить и, главное, напоить себя они могут только с применением современных технологий.

Согласно приблизительным оценкам археологов, традиционные методы сельского хозяйства в Ханаане позволяли там прокормиться примерно одному миллиону человек – кстати, примерно столько жило там во время Второй мировой войны, когда подвоз продовольствия извне прекратился, а хозяйство велось достаточно примитивными методами. Еды хватало, но в обрез.

Так что же, оба варианта неточны? Видимо, да. Может быть, слово «тысяча» (и это еще одна гипотеза!) обозначало здесь вовсе не 1000 человек, а некий военный отряд, ведь и считали не просто население, а бойцов, способных держать оружие. Вряд ли переписчики ходили по домам и лично считали каждого взрослого мужчину, тем более, что днем все они были на работе, а ночью подсчетами заниматься неудобно. Скорее всего, они приходили к старейшинам каждого селения и спрашивали, сколько бойцов сможет селение выставить в случае необходимости.

«Тысячу!», – отвечал старейшина, и это могло быть хвастовством, столь привычным на Ближнем Востоке. А может быть, это было обозначением воинского отряда вроде казачьей сотни – в ней же не обязательно было ровно 100 казаков. В начале XX века казачья сотня в России насчитывала 120 штатных единиц в мирное время и 135 в военное, но это максимальный состав, конечно. В походе, неся потери убитыми, ранеными и больными, сотня сокращалась в размерах, но не переставала называться сотней.

Может быть, и «пятьсот тысяч» надо понимать не как 500 000 бойцов в едином строю, но как пятьсот отрядов, каждый из которых назывался «тысячей», но насчитывал значительно меньше человек? Опять-таки, тут мы можем только догадываться. Единственное, что мы знаем точно – понимать буквально эти огромные цифры израильского населения едва ли возможно с точки зрения науки.

Но ведь в древности и отношение к цифрам было другое. Вот контрольный вопрос: сколько было в Израиле колен или племен? Все, разумеется, ответят: двенадцать. А теперь давайте подумаем: у Иакова, он же Израиль, было двенадцать сыновей. От одного из них, Иосифа, произошло сразу два племени: Ефрем и Манассия, – а от остальных по одному. Сколько это дает нам в сумме? Разумеется, тринадцать.

Но тринадцать – некруглое число, «некрасивое», у него нет такого символического значения полноты, как у двенадцати. И вот Ефрем и Манассия засчитываются за одно «племя Иосифа» (которого в реальности не было), или же племя левитов, не имевших собственной территории, не входит в исчисление племен – и так сохраняется красивое число с символическим значением.

И последний пример. Как относится длина окружности к диаметру? Иными словами, чему равняется знаменитое число π? Наверняка первое, что придет в голову – 3,14. Но это приблизительный ответ, это число не может быть абсолютно точно выражено с помощью нашей десятичной системы: 3,1415926535897932 – и дробь можно продолжать дальше, за каждым знаком будет следовать новый. Надо полагать, что при изготовлении высокоточного оборудования в вычислениях оно учитывается до какого-нибудь десятого знака после запятой, а в быту нам и одного бывает много.

В библейские времена, если подходить строго буквально, это число равнялось трем. Вот как 3 Цар 7:23 описывает огромный медный чан для омовений, стоявший у входа в Храм: «Хирам сделал Море – литое, круглое; в десять локтей от края до края; высота его – пять локтей; окружность, если померить шнурком, – тридцать локтей». Нетрудно посчитать, что диаметр этого чана равнялся десяти, а окружность – тридцати локтям.

И ведь мы даже не знаем точно, чему был равен локоть – около полуметра, на наш счет, но эталона локтя, одинакового для всех, (подобного современным эталонам метра, килограмма и т.д.), в те времена не существовало. Локоть у каждого был при себе, и у каждого был разный. При такой точности измерений достаточно было определять число π с точностью до целого.

Цифры только выглядят одинаковыми во все времена. Их считают люди, а люди видят мир неодинаково – и потому могут предъявлять к древнему тексту ожидания и требования, которые соответствуют нашей, а не древней реальности.


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Забытая Библия: если бы книга умела говорить

Меня много раз хотели продать, выбросить или сжечь

Документальная гипотеза для Пятикнижия

Почему специалисты говорят о нескольких авторах Пятикнижия? Противоречит ли это Православию?

Точно ли автором Пятикнижия был Моисей?

Неужели правы те, кто говорит, что Моисей не писал всего Пятикнижия? Тогда, получается, верить этим книгам…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: