Благое неверие

Пришёл человек.

– Мне бы, – говорит, – собачку отпеть. Очень душевная была…

Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку “отпеть” никак невозможно…

– Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…

– Что так?

– Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны…

– А “нам” – это кому?

– Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.

– А-а… с самого́́ значит?

– Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них…

И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.

– Простите, – интересуюсь деликатно, – а Вы на учёте не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

– Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: “Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..”

Опять перебиваю осторожно:

– А с “ним” – это, простите, с кем?

Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник – не догадался?!

– Ну как с кем… со Христом, конечно…

Вы скажете: “больной человек”, и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются “приятнейшими” из них!

В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово – “сказка”.

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом “наших”, собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за “свой” и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека “рабом греха”, вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.

Такое пленение, рабство греху называется “страстью”, то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие “собственным помыслам”.

Помните присловье: “Лучше ужасный конец, чем ужас без конца”? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни “ужасный”, то есть безбожный конец земного существования означает и начало “бесконечного ужаса”.

Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски… Да мало ли их? Имя им “легион”. Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: “Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!” И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё “благое неверие” во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: “Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!”

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: “Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу”.

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)”. Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана “принимает вид Ангела света” – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но – желающего жить духовной жизнью “по-своему”, руководствуясь “собственным мнением”. Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые “прелестью”. По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва – это необходимые средства для стяжания “Духа Христова”, того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Читайте также:

В чем причина психических заболеваний?

Пришёл человек.

– Мне бы, – говорит, – собачку отпеть. Очень душевная была…

Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку “отпеть” никак невозможно…

– Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…

– Что так?

– Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны…

– А “нам” – это кому?

– Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.

– А-а… с самого́́ значит?

– Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них…

И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.

– Простите, – интересуюсь деликатно, – а Вы на учёте не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

– Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: “Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..”

Опять перебиваю осторожно:

– А с “ним” – это, простите, с кем?

– Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник – не догадался?!

– Ну как с кем… со Христом, конечно…

– – –

Вы скажете: “больной человек”, и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются “приятнейшими” из них!

В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово – “сказка”.

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом “наших”, собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за “свой” и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека “рабом греха”, вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.

Такое пленение, рабство греху называется “страстью”, то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие “собственным помыслам”.

Помните присловье: “Лучше ужасный конец, чем ужас без конца”? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни “ужасный”, то есть безбожный конец земного существования означает и начало “бесконечного ужаса”.

Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски… Да мало ли их? Имя им “легион”. Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: “Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!” И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё “благое неверие” во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: “Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!”

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: “Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу”.

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)”. Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана “принимает вид Ангела света” – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но – желающего жить духовной жизнью “по-своему”, руководствуясь “собственным мнением”. Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые “прелестью”. По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва – это необходимые средства для стяжания “Духа Христова”, того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Читайте также:

В чем причина психических заболеваний?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
У моего сына аутизм. От меня никто не отвернулся

Своему ребенку я поставила диагноз по YouTube

Духовный дом быта

Давайте, раз она такая гадина колдунья, я попрошу всех людей помолиться, чтобы она умерла?!

Целительницы и гадалки – почему люди идут к ним?

Священники, психологи, врачи – о том, почему люди обращаются к колдунам и гадалкам