Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы»

|
17 августа состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля УПЦ. На следующий день после такого знаменательного события в жизни Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий дал интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви "Церковной православной газете".

– Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, о задачах, стоящих сегодня перед Украинской Православной Церковью.

– Во все времена первоочередная задача Церкви – помочь человеку очиститься от греха и примириться с Богом. Примирять наших сограждан с Богом – сегодня важнейшая задача Украинской Православной Церкви.

Второе, на что мы должны обратить внимание, – социальное служение Церкви. В этом направлении Церковь находит совместную сферу сотрудничества со всеми слоями общества – с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и др. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения – одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утешения, если необходимо – предоставлении материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают.

– Главное служение – все же молитва …

– С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы.

– Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы в нем исчезли или хотя бы уменьшились ненависть и напряжение?

– Надо искоренять грех, который делает человека агрессивным, злым, способным на самые негативные поступки.

– А что в этом контексте должна делать Церковь? 

– Мы сообщаем и напоминаем людям о том, как Господь учит нас вести при таких жизненных обстоятельствах. И не только напоминаем, но и молимся о людях, если они сами не могут освободиться от греховного бремени, чтобы по молитвам Церкви Господь помог им расти духовно, чтобы война была прекращена прежде всего в сердце человека, потому что именно оттуда начинаются все беды. Если человек не имеет мира с Богом, он не имеет мира с самим собой, не имеет мира с людьми – отсюда начинается вражда. Сначала – вражда против собственной совести, потом ненависть к тем, кто нас окружает, а потом – война. Война – это печальный плод крайней внутренней испорченности человека.

– Владыка, в недавнем интервью Вы сказали, что одна из функций Церкви – быть посредником между государством и обществом. Какова специфика такой посреднической функции? 

– Церковь всегда защищала и защищает те слои населения, которые страдают от произвола и нищеты. Она напоминает государству о их существовании. Возможно, через озабоченность или по иным причинам чиновники не все замечают, не на все обращают внимание, и Церковь напоминает, что есть такие люди, которым нужно помочь.

– Большинство наших граждан крещены еще в детстве. Однако регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются сравнительно небольшой процент крещеных. В чем наша недоработка, что необходимо изменить?

– Чтобы повысить духовный уровень наших прихожан, нужно повысить уровень каждого из нас – служителей Церкви. Если этого не будет, нам станет трудно что-то изменить. Учитель низкого ранга никогда не сможет воспитать ученика высокого ранга. Чтобы улучшить духовное состояние общества, нужно улучшить наше собственное духовное состояние.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи возле тебя спасутся ». Ты сам по-настоящему примирись с Богом, и можешь ничего не говорить – тысячи вокруг тебя найдут умиротворение и спасение.

– Может Церковь содействовать прекращению конфликта, например, диалогом с властью или с обществом?

– Церковь сама по себе не ведет такой диалог, потому что не участвует в этом конфликте. Она только призывает противоборствующие стороны к диалогу, чтобы они сели за стол переговоров и нашли решение, как прекратить кровопролитие.

– Помогает Церковь беженцам с востока страны?

– Мы отправили почти 150 тонн гуманитарного груза в пострадавшие районы Донбасса, собрали около миллиона гривен пожертвований для материальной помощи, предоставляем приют беженцам при храмах и монастырях.

В Святогорской Лавре нашли временную крышу около 400 беженцев, из них – 200 детей. В обители ежедневно кормят по 10 тысяч человек, которые приходят из города, где все разрушено, отсутствует поставки, нет еды и предметов первой необходимости.

Многих беженцы мы приняли в Днепропетровской области.

– Функционируют ли епархиальные управления в Донецке и Луганске?

– Да, функционируют. Ситуация в Луганске сложнее, чем в Донецке. Луганский епископ не может туда добраться – разрушены пути сообщения, взорваны мосты. Донецкое управление работает, хотя сегодня неизвестно точно, в каком помещении оно находится, поскольку все каждый день меняется. Однако и там, и в Славянске, и в других «горячих точках» есть епископы, и они несут миссию служения, находясь вместе со своей паствой.

– Владыка, Вы уже 24 года несете епископское послушание Церкви. Наверное, много времени и сил отнимает административная деятельность. Опираясь на собственный опыт, посоветуйте мирянам, отягощенным различными обязанностями, где брать силы, время для молитвы, для духовной жизни?

– Человек должен сам выделять время для своего духовного становления, за него это никто не сделает. Духовное обновление происходит в храме и в личной молитве. Надо находить время для посещения храма: пересмотреть свой режим, изменить привычки, от чего лишнего отказаться. Человека восстанавливает благодать Божия. Она дается, когда человек приходит в храм на совместную молитву или уединяется в домашней, личной молитве.

– Какие главные качества должен иметь архипастырь?

– Общеизвестно, что это должны быть живая вера, заверенная делами, терпение, страх Божий, смирение и покорность. А к этому уже добавляется и мудрость. Если человек проявляет и приумножает эти добродетели, Господь увеличивает и мудрость.

– А какие черты Вы цените в людях?

– Веру и страх Божий. Если человек имеет это в себе, значит у нее есть большой потенциал для того, чтобы духовно совершенствоваться. Если этого нет, то с таким человеком очень сложно работать и сложно помочь ему в духовном развитии.

– Блаженнейший митрополит Владимир писал о важности таких категорий, как свобода и соборность в Церкви. Как надо понимать эти категории?

– Свобода означает отсутствие греха, то есть освобождение от греха. Если человек освободился от греха, то он по-настоящему свободен. Если же нет, то он не может быть свободным. В Церкви свобода ограничивается Божественным законом. Есть закон, который определяет то, что человеку полезно и вредно. Вот в рамках этих заповедей и заключается нормальная свобода человека. Если человек не выходит за эти рамки, то он освобождается духовно.

Когда в человеке преобладает единоличность, то он представляет себя большим и неповторимым. А соборность побуждает людей уважать друг друга, повиноваться друг другу. А за смирение Господь дает человеку понимание истины и помогает ему.

– На Соборе епископов Вы инициировали создание стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира. Что это за стипендия и кто ее может получить?

– Это стипендия для лучших студентов академии и воспитанников семинарии. Блаженнейший митрополит Владимир находил возможности поощрять таких студентов. Мы тоже будем искать некие источники, чтобы эта традиция продолжалась.

– Владыка, иногда Церковь становится объектом внешнего давления и нападок. Как Церкви достойно осуществлять спасительную миссию при таких обстоятельствах?

– Мы должны обратить внимание на свое основное служение, сделать все возможное, чтобы люди знали и понимали мнение Церкви. От людского не укроешься пеленой: невозможно отгородиться от скорбей, позора, нареканий, да и не стоит этого делать. У нас пример – Сам Спаситель, Единый Безгрешный. И на Него возводили ложные обвинения, что Он ест и пьет с грешниками. Но Господь терпел это. «Меня гнали – и вас будут гнать», «Меня оскорбляли – и вас будут оскорблять». Такой путь Церкви. Духовно не искушенные люди, которые слушают темных духов, всегда были теми источниками, откуда возникали неправда, поношение и оскорбление Церкви.

Для нас главное – выполнять свою миссию. Мы должны думать о том, как нас Бог рассудит, а что люди говорят – кто хвалит, кто позорит – это уже дела людские.

– Как при таких обстоятельствах научиться любить?

– Если есть определенный уровень духовного совершенствования, то человек перестает обижаться на обидчика. Если этого нет, то он начинает обижаться и ищет пути, чтобы отомстить.

– Что бы Вы пожелали читателям «Церковной православной газеты» и Вашей пастве в эти сложные и трагические дни?

– Желаю вам терпения, чтобы мы терпели друг друга такими, какие мы есть; чтобы каждый находил время для молитвы, потому что в молитве человек очищается и освобождается от греха и в ней же духовно совершенствуется; всем – здоровья и Божьего благословения.

Беседовал протоиерей Владислав Софийчук, главный редактор «Церковной православной газеты»

Перевод с украинского: редакция портала “Православие и мир”

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Митрополит Онуфрий: Пришло время показать, насколько мы христиане

Интервью Предстоятеля Украинской Церкви Правмиру - о национализме, служении Предстоятеля, трудном положении на Востоке страны и…

Митрополит Онуфрий призвал остановить ведущуюся против УПЦ информационную войну

Глава УПЦ призвал священнослужителей активно опровергать недостоверную информацию

Митрополит Онуфрий: Самая трудная любовь — это любовь к врагам

Предстоятель Украинской Православной Церкви завершил архипастырский визит в епархии Донбасса