Бог на нашей стороне?

|
Что общего у правоверных маоистов и участников ожесточенных богословских споров? О том, как искать Бога вместе, меняться, не изменяя себе, получить свой собственный христианский опыт, рассуждает филолог и библеист Андрей Десницкий.

Я не люблю богословских дискуссий и стараюсь от них уклоняться. В этих спорах я почти без исключений вижу одно и то же: разные и очень при этом пристрастные люди начинают объяснять друг другу, как устроен и как действует Бог. При этом каждый из них полагает, что самые правильные схемы действия и инструкция по пользованию находятся у него и только у него в кармане. Все остальное – только аргументы, которые подбираются под этот тезис.

Андрей Десницкий

Андрей Десницкий

В Китае во времена Великого Кормчего издавались краткие сборники цитат из него на все случаи жизни, и правоверному маоисту не нужно было знать ничего, кроме этого сборника. Так и нынешние участники дискуссий твердо знают, к примеру, что святой Николай Мирликийский заушал еретика Ария, а святой Иоанн Златоуст призывал «освятить руку ударом».

Да, что-то там было еще у них и про них, но это не важно, это нам не нужно, главное, оба разрешили драться, когда захочется.

Это, конечно, карикатурный, хотя и совершенно реальный пример – эту цитату из Златоуста я в последнее время вижу чаще, чем вместе взятые все остальные слова из его многотомного собрания сочинений. Но можно найти что-то более тонкое: спор о пресуществлении или преложении Даров во время Евхаристии, к примеру. Ведь невероятно важно, каким словом мы это назовем! Или… или нет?

Принципиальная схема такого спора всегда одинакова: «Бог на нашей стороне, и сейчас я всем это докажу». В лучшем случае начинается пинг-понговый обмен избранными цитатами, в худшем – бездоказательными обвинениями и пафосными восклицаниями, но все равно спор напоминает ссору малышей в песочнице: «а мой папа твоего побьет! нет, мой сильнее!» И в роли папы здесь – Отец Небесный, а еще точнее, удобный идол, занявший Его место.

Всё это, конечно, не ново было уже и в Ветхом Завете. И может быть, самое главное откровение, которое принесли израильтянам пророки, состояло в том, что Бога надо не использовать в качестве дубинки-аргумента, а… искать.

Что ж, соблюдая правила нашей богословской игры, приведем побольше цитат. Вот слова из книги пророка Исайи (55:6): «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Из книги пророка Амоса (5:14): «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых». И у Софонии: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (2:3). Хватит, пожалуй?

Пятикнижие, то есть Моисеев Закон – разве недостаточно точно и полно расписывает, как нужно жить? Как же это – «искать Бога»? Вот Его храм, вот священники, которые приносят Ему положенные жертвы и рассказывают о Нем народу, вот дарованный Им закон… Давайте лучше поспорим, какие жертвы самые угодные, какие слова самые правильные, какие священники самые духоносные.

Внешние формы важны, спору нет. Но Дух дышит, где хочет, и не всегда соблюдение этих форм гарантирует Его присутствие. Правила и рамки установлены для нас, а не для Него. Собственно, это и пытались объяснить израильтянам пророки.

Мы легко скажем о Боге: Он вечен, всесилен, всемогущ, всеведущ… Иными словами – абсолютен. Мы не можем Его положить в карман и оставить у себя, не вправе за Него говорить или Его ограничивать. Но в основном именно это и пытаются сделать участники богословских дискуссий, по-моему.

А что значит Его искать? Полагаю: сознавать в каждый момент своей жизни, как далеки мы от Него, как приблизительны наши представления о Нем… и в то же время насколько Он нам необходим!

Вчерашние правильные ответы и успешные методики не обязательно будут такими же правильными и успешными сегодня хотя бы уже потому, что меняемся мы и меняется окружающий мир, а значит – перед нами встают несколько иные задачи. В общении с любимым человеком мы постоянно открываем что-то новое, мы ищем этого общения, не довольствуясь старыми письмами и фотографиями, которые нам бесконечно дороги – но они не заменяют собой живого. Тем более верно это о Боге.

Пожалуй, единственное, о чем тут можно осмысленно говорить – это о своем опыте поисков, находок, а иногда и потерь. Говорить, заранее признавая, что у каждого этот опыт разный, а общих рецептов нет. Но как раз этого избегают в богословских дискуссиях: чужой опыт объявляется сходу «неправильным», как будто поиски Бога – компьютерная игра-квест, которую можно пройти строго определенным единственным путем, и всякое отклонение от него должно быть исправлено.

Я понимаю, что эти мои слова можно понять как проповедь полного релятивизма: дескать, Бог у каждого в душе, все религии говорят об одном и все дороги ведут к нему. Я этого совершенно не имею в виду и так не считаю. Ошибки, грехи, отпадения, – все это безусловно существует, и если есть Истина, необходимо существует и ложь как ее отрицание и искажение. Я сейчас о другом.

Опыт христианина и вообще любого человека никогда не бывает безоблачным и безошибочным, но в этом и состоит его ценность. Христианство понимает путь святости не как постепенную «прокачку добродетелей до 80-го уровня», как в тех же самых компьютерных играх, а как поиск своего уникального пути, поиск трудный, полный проб и ошибок. Святой – не тот, кто не падал и не уставал, а тот, кто поднимался и шел дальше. Тот, кто искал. И его путь часто казался другим скандальным, неправильным, немыслимым. Но это всегда был его путь.

А вот в богословских дискуссиях я слышу, как правило, другое: «я нашел, у меня уже есть, все идите ко мне и слушайте, что скажу вам я!» И я понимаю, что даже если этот человек действительно нашел свой ответ на свой вопрос, его ответ, каким бы правильным он ни был, не заменит мне Бога Живого и личной встречи с Ним. Очень грустное зрелище – это первый ученик воскресной школы, затвердивший катехизис наизусть и не готовый к встрече с реальной жизнью, которая задает непредусмотренные катехизисом вопросы.

Давайте не будем убеждать друг друга, что мы Его поняли лучше всех и записали к себе в надежные союзники. Давайте попробуем поискать Его вместе, здесь и сейчас. «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы» (Амос 5:4).


Читайте также:

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Метафоры спасения

Каким образом Христос спас человека – «уплатил штраф» или же «был наказан вместо нас»?

Миссия и агрессия

Если вы еще не православные, тогда мы идем к вам?

Нам не хватает христоцентричности

Прилагательное «православный» обретает смысл, только соединившись с существительным «христианин»

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: