Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!

29 марта 2010 года, в Святой и Великий Понедельник Страстной Седмицы, в столице России произошла страшная трагедия. В результате двух взрывов на станциях Московского метрополитена погибли 39 человек, еще 74 человека получили ранения и контузии. При этом до настоящего времени никто не может сказать, является ли приведенное выше число жертв окончательным …

Было ли случившееся проявлением далекой от завершения войны с терроризмом? Бесспорно!

Имеет ли оно отношение к духовной войне, которую, по выражению Достоевского, дьявол ведет с Богом в сердцах людей?  Безусловно!

В Евангельском чтении, которое Православная Церковь предлагает Своим чадам в Страстной Понедельник, Христос прямо говорит нам: «услышите о войнах … не ужасайтесь, ибо надлежит … тому быть» (Евангелие от Матфея, глава 24, стих 6).

Чего же, по слову Священного Писания, надлежит опасаться бесконечно более любых войн и террористических актов? Святое Евангелие в том же отрывке дает нам ответ и на этот вопрос. Опасность приходит к нам тогда, когда по причине умножения беззакония во многих охладевает любовь (Евангелие от Матфея, глава 24, стих 12).

По словам одного из наиболее выдающихся православных подвижников современности, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), наше время стало периодом невиданного прежде умножения беззакония. «Да, дорогие» – говорил незадолго до кончины о. Иоанн, «совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире – это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться?! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!».

Современный православный публицист игумен Игнатий (Бакаев), вторя великому старцу, детализирует описанную выше картину умножения беззакония:

«Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”. Я как-то … услышал… от одного парламентария: “Деньги – это святое”. Вспоминаю, что ещё недавно люди не поклонялись мамоне как божеству…

“Не убий”. В стране совершаются миллионы  убийств – аборты. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и так далее. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство – это обыденность?

“Не прелюбодействуй”. Почти невозможно отыскать людей, которые всерьёз воспринимают эту заповедь, наоборот, жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.

И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает…». И как страдает! Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отмечает, что в последние годы «Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе, и на одно из первых мест в мире по абортам». Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир указывает, что соответствующие показатели, в переводе на язык цифр, означают, что «первое обеспечивает … ежегодно 500 тысяч преждевременных смертей взрослых людей, а последнее – почти полтора миллиона ежегодно убиваемых в утробе младенцев». Вот вам те самые миллионы убийств, оценив масштабы которых современные священнослужители восклицают: «Это же массовая гибель, страшнее войны!».

И действительно, самоистребление нашего народа куда страшнее любой войны или терактов. Но необходимо понимать, что это самоистребление – лишь следствие извращенной духовной жизни, немыслимого для нас ранее сочетания внешнего благочестия и внутреннего цинизма, а по сути – практического неверия Богу.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси постоянно обращал и обращает особое внимание на то, что события, подобные произошедшей трагедии, должны побудить нас к тому, «чтобы мы переоценили те идеалы, ради которых живем, обратились внутрь себя и поняли, что единственное, что бессмертно и может войти в вечность – это наша душа». Душа, а не материальные ценности, человеческие почести, потакание собственным страстям, пресловутое «чувство глубокого удовлетворения» тем, что «жизнь удалась» или еще что-либо подобное, исчезающее как дым. Дым от взрывов…

До трагедии в московском метро был катастрофа «Невского экспресса», был пожар в «Хромой лошади»… Однако подавляющее большинство наших сограждан не пользуются высокоскоростными поездами и не посещают ночных клубов. Теперь взрывы в метро показали, что смерть может настичь каждого – молодого и старого, бедного и обеспеченного, москвича и приезжего…

Для чего подобного рода страшные события попускаются нам Господом? Давайте вспомним небольшой отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1 – 5).
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

Внемлем ли мы этому грозному предупреждению Христа? Или виновными в произошедшем у нас будут исключительного «власти», «кавказцы», «богачи-олигархи», «плохие» сотрудники правоохранительных служб? Кто угодно, но только не мы сами, не все наше общество в целом… В пьянстве, разврате, абортах и в практическом безразличии едва ли не доминирующего большинства наших соотечественников к собственной (временной и вечной) жизни мы тоже будем обвинять кого-то другого?
А собственно, почему «будем»? Это уже давно происходит на практике. В подтверждение процитирую вам весьма показательные слова кинешминского священника Димитрия Иванова, не понаслышке знающего народную жизнь самой что ни на есть «глубинки».

«Проблема в том, что наш народ не видит себя…. Тут мой друг говорит: “Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков”. Он теперь в трансе – живёт под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. “Ну, да”, – отвечаю, – “это печально”. А [друг] драматично так: “Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чём не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают – вот и всё. Как же так можно жить-то, батюшка?” А я что… я, конечно, знаю… Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и всё списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих- четвёртых лиц. Цыгане виноваты во всём, мигранты вот ещё. Да, и непременно жиды. И ещё “Единая Россия” … и Ленин. Ну, ещё сергианство и РПЦ МП. Барак Обама – само собой, а вот ответ из книги Бытия: “Жена, которую Ты мне дал….” [согрешила и ввела меня в грех]…. Люди не живут любовью – это значит, что живут ненавистью».

Вот так, именно таким, неприметным и будничным образом, умножение беззакония приводит ко второй стадии процесса нашего отступления от Бога – к охлаждению любви. Наше беззаконие приводит к охлаждению нашей любви. А все остальное, в том числе и трагедии «Невского экспресса», «Хромой лошади» и Московского метрополитена – это следствия. Следствия, осознав которые, мы должны задуматься над вопросами о том, чем и как мы живем и куда мы идем…

Задуматься о том, что в обществе, поклоняющемся эгоизму, разврату и мамоне, такие трагедии – не случайность, а закономерность!

Задуматься о том, что если мы не начнем каяться, то есть исправлять свой образ жизни и, соответственно, вносить свой вклад в исправление образа жизни нашего общества, то скорее рано, чем поздно цепь разного рода трагедий и катастроф может утянуть нас в такую бездну, по сравнению с которой пресловутые «лихие девяностые» будут казаться недостижимым образцом спокойной жизни…

Задуматься о том, что каждый из нас и все мы вместе можем сделать для того, чтобы этого не произошло.

Кстати, а что мы в действительности можем сделать? Общество и государство у нас светское, и основным законом его жизни является не Библия, а Конституция Российской Федерации.

К счастью, основной закон нашей страны и Священное Писание нашей Церкви роднит не только то, что как первый, так и последнее народ в массе своей не особенно стремится читать. Главное, что роднит указанные тексты, заключается все же в том, что в каждом из них содержится истина.

Давайте откроем первую страницу Конституции России и прочтем её преамбулу:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации».

В этих немногих строчках сформулированы конституционные цели жизни российского общества. Как бы мы ни относились к самой Конституции, её авторам, порядку её принятия, конкретным носителям власти и т.п., эти цели не перестанут быть истинными, так же как в любых устах и в любом документе не перестанет быть верной фраза «дважды два – четыре». Ни у какого нормального человека не возникнут сомнения в том, что народ России соединен на нашей земле общей судьбой, что он должен сохранять мир и согласие, чтить память предков, любить свою Родину, верить в добро и справедливость, обеспечивать благополучие и процветание страны и нести за неё ответственность. Никто из находящихся в здравом уме россиян также не усомнится в том, нужно ли ему право на жизнь или жилище, свобода вероисповедания или передвижения, а также в том, должна ли Россия быть независимой, а её народ – равноправным с другими народами мирового сообщества.

Так, может, нам стоит стремиться жить ради того, чтобы все изложенные выше бесспорно благие цели каждодневно воплощались в реальность? Жить не ради мамоны или удовольствий, а ради своей страны и своего народа, ради своих ближних, ради ежедневно оказывающих нам бесчисленные милости наших сограждан, заповедь о любви к которым заповедал нам Христос как путь к достижению вечной жизни. Жить для других, а не только для себя и своих собственных интересов. Ведь не даром святитель Иоанн Златоуст говорил своей пастве, что человек, думающий только о себе и не радеющий о ближних, не может спастись ни в этой, ни в будущей жизни.

Может быть, нам стоит перестать стремиться исключительно к «спокойной жизни», к «свободе от спиногрызов» или к стяжанию материальных благ и задуматься о том, что упомянутая выше «демократическая основа нашего государства» – это вообще-то прежде всего «демос» (народ), а потом уж «кратос» (власть). Что «плохие» милиционеры и прочие «нехорошее начальство» – это вообще-то наши с вами сограждане, такие же люди, как и все мы. И становиться лучшими они будут тогда и только тогда, когда будет улучшаться духовно-нравственное состояние всего нашего общества (и прежде всего его православного большинства).

А до тех пор, пока многие православные с упоением будут пересказывать друг другу националистические байки о том, что согласно мифическим «нормам ООН» наша Родина будто бы не является многонациональной страной, а все наши беды идут «от нацменов» – до тех пор именно теракты будут возвращать нас к реальности, напоминая о том, что статус православного христианина как представителя наиболее распространенной в России религии, а равно и статус русского человека, как представителя государствообразующего этноса, предполагает прежде всего обязанности перед Церковью и Отечеством и ответственность за их исполнение. В конце концов, Христос пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Может быть, и нам следует поступать так же? Ведь именно в следовании Христу заключается подлинное покаяние. И принести его никому из нас пока что не поздно. Ведь Бог ждет нашего покаяния! Бог еще ждет!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!