Большинство пришедших на молебен в защиту веры – люди с высшим образованием

Исследовательская служба Среда предлагает Вашему вниманию результаты опроса 219 участников Молебного стояния в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени, прошедшего перед Храмом Христа Спасителя 22 апреля 2012 года.

Кто пришел?  Высшее образование, хорошее настроение, в храм – еженедельно

 

1. Почти две трети пришедших на Молебен составили женщины (63%), более трети — мужчины (37%). Половина пришедших старше 45 лет (55%), и только один из десяти моложе 25 лет (10%).
2. Высок уровень образования: 70% пришедших имеют высшее (54%), неполное высшее образование (10%) или учёную степень (6%).
3. Основная масса пришедших — люди среднего достатка. Не проигнорировали Молебен и люди с высоким доходом — 10% опрошенных могут позволить себе покупку жилья. Тем временем, не хватает на еду 3%, не хватает на одежду и обувь – 15%.
4. По образованию участники Молебна чаще оказывались инженерами (15%), педагогами (12%) и экономистами или бухгалтерами (11%). Каждый пятый пришедший — неработающий пенсионер (22%), примерно поровну студентов (6%) и домохозяек (5%), ещё 4% временно не трудоустроены, все остальные — работают.
5. Пришедшие на молебен регулярнее посещают интернет (56%), чем смотрят телевизор (43%). Ещё 38% опрошенных отметили, что регулярно читают газеты и журналы, 32% — практически ежедневно слушают радио.
6. Опрошенные регулярно посещают Богослужения: 60% бывают в храме каждую неделю, еще 21% — каждый месяц. Наиболее активные прихожане — самые бедные и самые богатые из пришедших, а также опрошенные в возрасте 55-65 лет, при этом от пола регулярность посещения Богослужений не зависит.

Что чувствовали? «Голова к небу»

1. Более половины опрошенных (52%) описывали свое эмоциональное состояние как Пасхальное и восторженное (41%) или хорошее и позитивное (11%). Самая «радостная» группа — в возрасте от 55 до 64 лет.
2. 12% респондентов отметили, что испытывают сильное чувство единения с другими православными и восхищены большим числом пришедших.
3. Спокойное или «обычное» настроение было у 9% молящихся.
4. Негативные эмоции, как гнев, негодование или ярость, переживали лишь 8% респондентов.
5. Интересно, что количество «радости» у опрошенных после Молебна не изменилось по сравнению с опрошенными до Молебна.

Откуда узнали о Молебне? Листовка и телеинтервью против интернета

1. Более трети пришедших (36%) узнали про Молебен из листовки, раздаваемой в храмах на Пасху.
2. Примерно одинаковое число респондентов отметили, что о Молебне им стало известно из телеинтервью Святейшего Патриарха (21%) и из интернета (22%).
3. Интересно, что мужчины узнавали о Молебне из интернета чаще женщин, в то время как листовки и телеинтервью привлекли одинаковые доли представителей обоих полов.

Почему пришли? Не митинг, а всеобщая молитва

1. Каждый четвёртый опрошенный (24%) своё участие в Молебне объяснял словами «Я православный верующий человек» — это самый распространённый ответ. Каждый десятый (12%) на вопрос о причинах участия отвечал «Мой долг», «Не могу иначе» и «Кто, если не я».
2. 7% опрошенных пришли на Молебен из патриотических побуждений, уважения к памяти предков, чувства ответственности перед Россией и чтобы помолиться о судьбе страны.
3. Часть респондентов пришла с целью выразить свою поддержку Русской Православной Церкви (14%) и Патриарху Кириллу (3%). Интересно, что участники Молебна, испытывающие негативные эмоции, чаще других указывали именно эту причину.
4. Наконец, ещё одна группа респондентов приняла участие в Молебне из побуждений защитить Церковь и веру (3%) и противостоять вандализму и кощунству (6%).
5. Ещё 6% пришли, чтобы «ощутить чувство единения с верующими».

Что является основной причиной нападок на Церковь? Безбожие и безверие

1. Четверть опрошенных (25%) считает причиной нападок на Церковь духовный и нравственный упадок современного российского общества: каждый десятый опрошенный (12%) указал на безверие и безбожие, ещё 13% отметили падение морали и нравственности, особенно среди молодёжи. Ещё 4% в качестве причины указали общий упадок в стране.
2. Каждый пятый (22%) видит причиной участившихся нападок на Церковь «происки врагов». Враги, по мнению респондентов, прежде всего «масоны», затем «евреи», «США», «заграница» и «богатые люди». Чаще на эту причину указывали мужчины. 4% отметили, что нападки вызваны пропагандой в СМИ.
3. Часть опрошенных посчитала, что нападки спровоцированы усилением Церкви (5%) и ростом числа верующих (4%).
4. Ещё 3% отметили, что нападки на Церковь могли быть вызваны её вмешательством в политику.
5. Наконец, 6% респондентов указали на темные силы и борьбу добра и зла.

Должна ли Церковь меняться? Да, считает треть пришедших

1. Большинство опрошенных высказались против изменений в Церкви (68%), при этом, респонденты, испытывающие негативные переживания, отрицают необходимость перемен чаще, чем настроенные позитивно или спокойно. Последние, напротив, чаще оказываются сторонниками изменений.
2. Выступающие за изменения (32%), указывали на необходимость Церкви быть ближе к людям, обратиться к народу (5% от общего числа опрошенных).
3. Запрос на усиление роли Церкви в обществе и в государстве высказали 6% респондентов, при этом мнение, что Церкви, напротив, необходимо стать аполитичной высказали 3%.
4. Ещё 4% опрошенных затронули проблему коррупции и стяжательства священнослужителей.
5. Наконец, ещё один запрос — на обновление и развитие Церкви (в том числе в плане информационной политики) — был высказан 6% опрошенных.

Факты о пришедших на Молебен

1. Мнение о Церкви формирует личное общение, а не СМИ

Мнение подавляющего большинства участников Молебна о Церкви практически не зависит от позиции СМИ: 63% пришедших складывают своё впечатление о Церкви исходя из личного общения с представителями духовенства, в то время как средства массовой информации влияют лишь на 12% опрошенных. Сложности с поиском информации о вере и Церкви также испытывают лишь 12% респондентов.

2. Общественные задачи для Церкви: работа с молодежью и нравственная оценка происходящего в обществе

Наиболее важными и полезными для общества задачами Церкви пришедшие считают работу с молодежью (65%), нравственную оценку происходящего в обществе (63%), а также работу в области образования (58%). Треть пришедших к таким задачам отнесла «участие в разработке законопроектов» (33%), треть — «работу в медиа-пространстве» (29%).

3. Доверенные православные СМИ: Радио Радонеж (15%), канал «Союз» (10%), канал «Спас» (6%)

В ответ на вопрос «Каким православным СМИ Вы доверяете больше всего?» пришедшими также были упомянуты интернет-сайты Православие.ru, Патриархия.ru и ПравМир.ru, а также журналы «Фома» и «Hескучный Сад». При этом значительная группа опрошенных (12%) указала на своё доверие интернет-ресурсам в целом, хотя лидирует среди типов СМИ телевидение (15%), затем следуют православные журналы (12%), и наконец — православные радиоканалы (10%.)

4. Доверенные авторы: архимандрит Тихон Шевкунов, протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев

На вопрос «Есть ли авторы, которые пишут о вопросах веры наиболее интересно и близко для Вас?» 12% опрошенных ответили, что таких авторов нет. Каждый третий (34%) – отметил, что такие авторы есть, но не смог вспомнить их имён. Оставшимися были названы архимандрит Тихон Шевкунов (13%), протоиерей Димитрий Смирнов (9%), протодиакон Андрей Кураев (7%), священник Даниил Сысоев (5%) и Святейший Патриарх Кирилл (4%).

5. Прогноз о жизни в России: станет лучше, станет хуже?

Мнения пришедших о том, какой станет жизнь в России в ближайшие годы, разделились примерно поровну: 30% считают, что станет лучше, 27% – что станет хуже, и ещё 27% затруднилась с ответом. Оставшиеся 10% считают, что жизнь в России в ближайшие годы не поменяется. С тем, что станет лучше, чаще согласны самые обеспеченные из пришедших и те, кто редко посещает богослужения, с тем, что станет хуже, – опрошенные старше 65 лет. Почти половина респондентов в возрасте до 24 лет затруднилась с ответом.

Источник: Некоммерческая исследовательская служба “СРЕДА”

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: