Главная Церковь Беседы о главном Старец Паисий Святогорец

Борьба с осуждением

Смотри, ты начнёшь работать над собой, когда пре­кратишь интересоваться тем, что делают другие. Если будешь заниматься собой и прекратишь смотреть на других, будешь видеть только свои собственные недо­статки, а в других не будешь их замечать. Тогда ты от­чаешься в себе, в хорошем смысле, и будешь осуждать только себя.

Если мы будем заниматься собой, то осуждать не будем

Старец Паисий Свтогорец

— Геронда (отче – прим. ред.), когда я вижу непорядок на послушании, то в мыслях осуждаю.

— Ты у себя следи за порядком, а не смотри на чужой беспорядок, Будь строгой к себе, а не к дру­гим. Сегодня ты что делала?

— Пыль вытирала.

— С других пыль вытирала или с себя?

— К сожалению, с других.

— Смотри, ты начнёшь работать над собой, когда пре­кратишь интересоваться тем, что делают другие. Если будешь заниматься собой и прекратишь смотреть на других, будешь видеть только свои собственные недо­статки, а в других не будешь их замечать. Тогда ты от­чаешься в себе, в хорошем смысле, и будешь осуждать только себя. Будешь чувствовать свою греховность и стараться избавиться от своих слабостей. Потом, когда станешь видеть в других какую-нибудь слабость, будешь говорить себе: «Неужели я преодолела свои слабости? Так как я могу предъявлять к другим такие претензии?» Поэтому постоянно занимайся и следи за собой, что- бы избежать скрытой гордости, и имей самоукорение с рассуждением, чтобы избежать внутреннего осужде­ния. Так исправишься.

—   Геронда, авва Исаак пишет: «Если любишь чистоту… вошедши в виноградник сердца твоего, делай в нем, ис­требляй в душе своей страсти, старайся не знать зла чело­веческого». Что он имеет в виду?

—   Имеет в виду обратиться к себе и работать над со­бой. Как святые стяжали святость? Обратились к себе и видели только свои собственные страсти. Благодаря са­моосуждению и самоукорению, у них с душевных очей спала, завеса, и они стали видеть чисто и глубоко. Они ви­дели себя ниже всех людей и считали всех лучшими себя. Они видели собственные недостатки большими, а недо­статки других маленькими, потому что смотрели очами души, а не земными глазами. Поэтому они и говорили о себе: «Я хуже всех людей». Их душевные очи очистились и приобрели зоркость, поэтому они видели собственные недостатки — сучки — как брёвна. Мы, хотя наши недо­статки как бревна, видим их как сучки2 или вовсе не ви­дим. Разглядываем других в микроскоп. Нам чужие гре­хи кажутся большими, а свои собственные мы не видим, потому что у нас не очистились очи души.

Главное, чтобы очистились душевные очи. Когда Хрис­тос спросил слепого: «Как ты теперь видишь людей?» тот ему ответил: «Как деревья», потому что зрение его восстановилось не полностью. Когда вернулось все зре­ние, он стал видеть ясно. Достигнув хорошего духовного состояния, человек всё видит чисто, оправдывает все не­достатки других, в хорошем смысле, потому что видит их духовным зрением, а не- человеческим.

—   Когда ко мне приходят помыслы гордости и осуж­дения, я стараюсь оправдывать других. Это падение или борьба, геронда?

— Борьба. Когда человек глазеет, раскрыв рот, то в рот может влететь муха. Конечно, он её выплюнет, но лучше стараться, чтобы муха не влетала.

— Геронда, часто, глядя на других, я их осуждаю.

—   По    правде   сказать,    невозможно   не   видеть,   что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии.

— Геронда, во время службы мне приходят помыслы, почему одна сестра не приходит на клирос, почему другая поет тихо, и так я постоянно осуждаю.

—   Почему ты не думаешь, что, может быть, сестра ус­тала или, может, у неё что-то болело, и она не спала и поэтому не поёт? Я знаю сестёр, которые, даже больные и с температурой, еле волоча ноги, идут на послушания и стараются, чтобы никто ничего не заметил, чтобы их не освободили от послушания и не поставили другую сест­ру на их место и ей бы пришлось работать за двоих. Это тебя не трогает?

—   Трогает, но у меня не всегда получается оправдывать сестру, когда она грубо себя ведёт.

— Ты когда-нибудь думала о том, что, сестра ведёт себя грубо, чтобы скрыть свою добродетель? Я знаю людей, которые намеренно творят бесчинства, для того чтобы их злословили те, кто к себе невнимателен. Или, возможно, сестра ведёт себя грубо, потому что устала, но потом сразу кается. Она уже покаялась за своё поведение, а ты её всё осуждаешь. В глазах людей она выглядит унижен­но, но в глазах Бога высоко.

— Геронда, у меня какая-то узость: я не ставлю себя на место другого человека, чтобы оправдать.

—   Смотри с состраданием на того, кто ошибается, и прославляй Бога за то, что Он тебе дал, а иначе Он потом тебе может сказать: «Я тебе столько дал, так: почему ты со Мной поступила так жестоко?» Подумай о том, что было у человека в прошлом, какие у него были возмож­ности для саморазвития и какие были у тебя, а ты ими не воспользовалась. Так ты будешь радоваться благам, кото­рые тебе даровал Бог, прославлять Его и смиряться. Од­новременно почувствуешь любовь и сострадание к брату, у которого не было таких возможностей, как у тебя, и будешь за него от сердца молиться.

Есть люди, которые совершают тяжкие преступле­ния, но у них есть много смягчающих обстоятельств. Кто знает, каковы эти люди в глазах Божиих ? Если бы Бог нам не помогал, то, может, и мы были бы хулига­нами. Допустим, преступник совершил двадцать пре­ступлений, я его осуждаю, но не знаю, что у него было в прошлом. Кто знает, сколько преступлений совершил его отец!.. Может, с его детских лет посылали воровать ? А потом, в молодости, много лет он провёл в тюрьме, где его учили опытные воры. Он мог бы совершить не двад­цать, а сорок преступлений, но сдержался. А я со свои­ми наследственными задатками и воспитанием теперь уже должен был бы творить чудеса. Я творю чудеса? Не творю. Значит, извинения мне нет. Но даже пусть я совершил двадцать чудес, а ведь мог совершить сорок. Значит, опять же, извинения мне нет. Такими помысла­ми мы отгоняем осуждение и слегка размягчаем наше твёрдое сердце.

Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора», 2008

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.