“Церковь и мир”: О святителе Николае, житиях, Санта-Клаусе и Рождестве

Источник: «Церковь и мир»

АИ: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире передача «Церковь и мир». Вести ее мне помогает обозреватель Иван Семенов.

ИС: Здравствуйте дорогие друзья. Свои вопросы архиепископу Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей передачи «Vera.vesti.ru».

Скачать

АИ: 19 декабря память одного из самых почитаемых святых — святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.

ИС: Владыка, за границей часто святителя Николая называют русским святым. Русские православные люди считают его особенным покровителем России и особенно молятся этому святому. Тем временем, святитель Николай не только никогда не был в России, но тогда ее как таковой не существовало. Как же так?

Церковь и мир

АИ: Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские (сегодня этот город называется Демре, он находится на территории Турции) и жил он в 4-м веке. Удивительно, что об этом святом осталось очень мало исторической достоверной информации. Но поразительно, что этот святой на протяжении веков настолько почитался Церковью, что, например, на Руси он стал самым почитаемым святым. У нас Никольских храмов было столько, сколько не было нигде. Бывало так, что в одном городе, из, допустим, сорока храмов двадцать были Никольскими. Это связано с особым почитанием святителя Николая в России и на Руси. А почитание это произошло не по какой иной причине, как только потому, что в опыте — в жизненном, в духовном опыте –сотен, тысяч и миллионов людей святитель Николай сыграл какую-то очень существенную роль. То есть, люди молились к нему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. Известно, например, что святитель Николай помогал многим людям, терпящим бедствие на море. И традиционно он воспринимается как покровитель моряков. Вообще, в путешествиях он помогает людям. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход, и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог святитель Николай, почему он вам дорог? И почти каждый, наверное, вам расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством святителя Николая. Таких историй много.

 ИС: Наших зрителей может удивить, владыка — но Вы уже про это упомянули, — что мало исторических свидетельств. На Западе даже возникло сомнение в историчности фигуры святителя Николая. В то время, как современная историческая наука находит подтверждение его жизни, даже его житию, и у нас об этом есть небольшой репортаж.

Этот факт был установлен еще полтора века назад.  Архимандрит Антонин Капустин обнаружил, что древние агиографы допустили смешение двух житий: Николая Угодника Мирликийского и Николая  Сионского. Началось все с того, что в середине 10 века, некий человек решил «дополнить» официальное житие Николая Мирликийского, написанное греческим монахом Михаилом Архимандритом. И два Николая слились в народном  представлении, а затем и в церковной памяти  – в один почитаемый образ.

Андрей Виноградов, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «Долгое время было непонятно, как смешались эти два текста. Пока мне не удалось в одной рукописи в ГИМе найти текст, в котором эти кусочки были прямо вставлены в материал Михаила Архимандрита. Потом этот обогащенный текст стал каждый переписывать по-своему».

Святой  Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский жил в 6 веке. Феофан и Нонна, упоминаемые в  житиях Николая Угодника – это имена ЕГО родителей. И паломничество на Святую землю совершил именно  Николай Сионский. Для исследователей, в числе которых   европейцы Густав Анрих, Нэнси Шевченко, Джерардо Чоффари, это – неоспоримые факты. Тем не менее, эпизоды из жизни Николая Сионского до сих пор публикуются в житиях Николая Угодника. Их можно увидеть и на иконах Святого – это и стояние младенца в купели, чудеса о кипарисе и об исцелении Ноны. И последовательное прохождение всех ступеней церковной иерархии – это Николай Сионский был чтецом, диаконом, священником… Николай Мирликийский – сразу стал епископом.

Андрей Виноградов, научный сотрудник  Института всеобщей истории РАН: «Он живет в родном городе Патары как мирянин и раздает бедным деньги. А затем по Божьему велению приходит в город Миры, где в этот момент выбирают епископа. Первым утром входит в храм. Одному из епископов было видение – кто первым войдет в храм – тот будет епископом».

Высокий лоб, нос, стремящийся к орлиному, округлая серая борода, рост 167 сантиметров. Облик святителя Николая на  иконах близок  к его реальной внешности, установили антропологи. И чем старше икона – тем она  достовернее. Исследовав мощи Святого, антропологи  нашли подтверждение  и фактам из  его жизни:  человек, останки которого хранятся в Италии, употреблял только растительную пищу, много лет жил в холоде и сырости – Николай Угодник 8  лет провел в заключении. Мощи, хранящиеся в Бари, были исследованы в 50-е годы прошлого века. В 1987 году антропологи открыли гробницу в Венеции – и выяснили, что там хранится именно та часть мощей, которых не хватает в Апулии.

Андрей Виноградов, научный сотрудник  Института всеобщей истории РАН: «Баряне похитили мощи ночью. Самые мелкие кости они не смогли забарать. И их как раз забрали венецианцы через несколько лет. Таким образом, больше чем на 4/5 тело сохранилось и лежит в Барии и Венеции»

Еще  одна пятая часть подлинных мощей разбросана по всему миру.  И вне Италии их  слишком много, чтобы ВСЕ были  подлинными. Прекратить хождение по миру лже-останков, возможно, в будущем поможет ДНК-анализ. Ну а ближайшая цель   николаевеедов –  выяснить, где именно был похоронен Святой в Мирах Ликийских.

Андрей Виноградов, научный сотрудник  Института всеобщей истории РАН: «Есть три основные версии. Русская церковь поставила памятник там, где считала нужным. Есть альтернативные версии: люди исходят из остатков саркофагов, которые в храме находятся; где самое почитаемое место в храме… Может быть, именно археологические раскопки прояснят этот вопрос».

Но какие бы открытия не сделали ученые, новые факты из жизни Чудотворца позволяют лишь дополнить его земной образ. Главным же вот уже 17 веков подряд остается вера в его чудесное заступничество.

Анастасия Машкина, Николай  Карташов, специально для программы «Церковь и мир».


ИС: Владыка, Католическая церковь стала сомневаться в историчности святителя, потому что возникло мнение, что в его житии перепутаны фигуры двух отдельно существовавших исторических личностей. Как к таким исследованиям относится Русская Православная Церковь? И вообще, могут ли такие вот исследования историков повлиять на житийную литературу и повлиять на отношение Церкви к своим святым?

АИ: Вот я бы ответил так: каждый святой проживает как бы 3 жизни. Одна – это его реальная жизнь, которую он прожил на земле в какой-то определенный исторический период времени. Иногда мы об этой жизни знаем очень много, иногда знаем очень мало. Другая жизнь святого – это житие. Хорошо, если оно пишется людьми, которые его знали, которые могут в этом житии рассказать реальные подробности жизни.

Очень часто жития писались много веков спустя, и тогда, по сути дела, житие писалось как икона. То есть, вообще житие — это не словесный портрет, а именно словесная икона святого. Очень часто житие может состоять из каких-то рассказов, которые являются общими для нескольких святых, которые кочуют из одного жития в другое. Вот, поэтому к житию нельзя относиться как к вполне достоверному историческому источнику. Точно также, как на икону мы не смотрим, как на портрет человека. Икона – это именно некий словесный символический образ.

Третья жизнь святого – это его жизнь как раз в опыте тех людей, которые на протяжении веков обращаются к нему с молитвой. И это та самая реальная жизнь святого, которую мы можем ощутить на своем опыте. Поэтому, когда нам говорят, что, такого человека как святитель Николай не было, а мы знаем, что именно этот человек, именно этот святой много раз нам в жизни помог, а может быть нас спас от смерти, то разговоры о том, что его могло и не существовать, совершенно для нас беспочвенны. Опыт Церкви не менее важен, чем любые исторические или археологические свидетельства.

ИС: Ну да, наверное для любого человека, у которого есть хоть какой-то духовный опыт, он важнее, чем, что бы то ни было другое.

АИ: Ведь, нам в советское время внушали, что такого человека как Иисус Христос вообще не существовало. А между тем, тысячи и миллионы людей приходят к Христу не как к какому-то призраку или фантому, а встречаются с реальной живой личностью Христа, они общаются с ним в молитве, они его, если хотите, лично знают. И такому человеку бессмысленно говорить о том, что Христа не существовало. Он знает по собственному опыту, он с ним встречался, он с ним общался. И общение с Христом составляет, может быть, самую суть его жизни. И тоже самое можно говорить о святых. Исторические свидетельства могут быть более или менее достоверными. Бывают жития, скажем святых, написанные их учениками. И тогда это житие, по сути дела, биография.

ИС: Жизнеописание.

АИ: Жизнеописание. Но бывает, как я уже сказал, жития написаны много веков спустя по определенным лекалам или канонам, также как пишется икона. И тут, конечно, какой-то фактической достоверности ожидать совсем не следует.

ИС: Владыка, давайте вернемся к фигуре святителя Николая, в его я бы сказал 4-й может быть уже жизни, если вы назвали три. Есть образ Санта Клауса, образ в смысле не икона, а представление о нем. Сейчас этот образ на Западе крайне коммерциализирован. Я предлагаю посмотреть небольшой обзор, подготовили наши международные журналисты о том, как вот в этом году перед Рождеством Санта Клаус в разных видах представляется.

ИС: Как, владыка, относиться к Санта Клаусу? Это такая получается кощунственная карикатура, или все-таки тут остается что-то от веры, от молитвы, от образа святителя Николая?

АИ: В современном западном обществе очень многое коммерциализировано. И очень многое из того, что имеет или должно было бы иметь ярко выраженный христианский смысл, по сути дела этого смысла лишено. Например, празднование Рождества. Сегодня не всякий человек на Западе знает, что Рождество — это Рождество Христово. Рождество связано просто с каникулами, с отпуском, с возможностью покататься на лыжах, с семейным праздником, с возможностью пригласить родственников или съездить к ним в гости.

ИС: Еще, к сожалению, в большинстве языков западных нет понятия рождения в слове  «Рождество». Потому что слово “Christmas” не содержит представление о том, что кто-то родился.


АИ: Но оно зато указывает на Христа. А между тем, часто вот это западное коммерциализированное и секуляризированное Рождество совершенно лишено какой-либо христианской составляющей. Тоже самое произошло со святителем Николаем. Ведь это один из святых, которого почитают не только взрослые, но особенно любят дети. И вот складывалась такая традиция, что на Новый год приходит святитель Николай, дарит детям подарки. Но постепенно вот эта христианская составляющая, представление о том, что это именно святитель Николай, христианский епископ, подвижник, ушло и осталась просто фигура вот такого Санта Клауса, который ничем не отличается от нашего Деда Мороза.

ИС: В связи с этим наши зрители задают нам вопрос: «Стоит ли в детях поддерживать веру – ну, в России нету понятия Санта Клаус, а вот в Деда Мороза — как Вы считаете»?

АИ: Ну, мне кажется, что какой-то элемент сказки всегда должен быть в детстве. И если детей воспитывать только на программе «Время» или даже на программе «Церковь и мир», то я боюсь, что дети будут лишены очень существенных элементов такого подлинно человеческого воспитания. Сказка является неотъемлемой частью детства. И поэтому элемент фантазии всегда должен присутствовать, и с возрастом дети прекрасно понимают, какой персонаж реальный, а какой персонаж сказочный.

ИС: Некоторые православные люди боятся — как правило это наверное все-таки неофиты -но тем не менее с таким вопросом мы тоже сталкиваемся: не перепутают ли дети веру в Деда Мороза, которого нет, с верой в То, во Что верит Церковь, и Что на самом деле есть?

АИ: Вы знаете, ведь перепутать могут и взрослые. Ведь известно, что на Руси существовало и сейчас существуют два праздника: «Никола зимний» и «Никола летний». 19 декабря празднуется «Никола зимний». А в мае празднуется «Никола летний!. Так вот, когда на иконах святитель Николай изображен в митре, то есть, в шапке, то говорили: вот это «Никола зимний». А когда он без шапки – это «Никола летний». Но это же такие народные представления. А что же нам беспокоиться, если у детей будут какие-то такие представления, которые со временем у них просто отпадут?

ИС: Наша зрительница Полина задает вопрос такой о святителе Николае: «В каких случаях надо молиться этому святому? Когда он поможет скорее других»?

АИ: Мне кажется, святителю Николаю можно молиться во всех случаях. Я, по крайней мере, много раз обращался к нему в самых разных ситуациях и получал помощь. Я могу привести такой простой пример. Мое священническое служение начиналось в очень бедных регионах Литвы, где у меня было 4 прихода, которые практически не были связаны между собой никаким транспортным сообщением. Конечно, тогда не было ни своей машины, ни даже своей телеги с лошадью, чтобы добраться. И для того, чтобы доехать из одного прихода на другой и совершить литургию, надо было километров 70 или пройти пешком, или голосовать, чтобы останавливались машины. И вот идешь, бывало, идешь, одна машина проезжает, другая, третья, пятая, десятая — никто не останавливается. Тогда начинаешь молиться святителю Николаю. И обязательно остановится какая-то машина. Конечно, можно сказать, что это все совпадение. Но это было столько раз и столь разных ситуациях, что я уже никогда бы не сказал, что это было просто совпадение. Ну и  были и случаи, когда святитель Николай реально спасал от опасности, может быть, даже спасал от смерти.

ИС: Владыка, а вот еще одно чудо, о котором даже сейчас снят и недавно вышел в прокат фильм в России. О так называемом «стоянии Зои», когда девушка кощунственно пригласила на танец икону святителя Николая и застыла, простояла много дней с этой иконой. Это тоже можно считать чудом святителя Николая?

АИ: Я бы сказал так: чудеса святителя Николая обычно бывают очень добрые и светлые. И святитель Николай, как правило, именно спасает людей, спасет от гибели, спасает от смерти, помогает им, в том числе, и в житейских делах. Здесь, конечно, было явлено, что-то свершено особое. Видимо, Господь через это чудо или, может быть, даже сам святитель Николай через это чудо хотел вразумить окружающих людей и напомнить им о том, что, несмотря на все атеистическое воспитание, которое существовало, к святыням нужно относиться без кощунства, а с уважением. И это, видимо, должно относиться не только к верующим, но и к неверующим людям. И мы знаем, что чудеса такие происходили, они, конечно, замалчивались, о них не писали. Но вот сейчас о каких-то из этих чудес становится известно.

Дорогие братья и сестры, наша передача, посвященная святителю Николаю, подходит к концу. Я хотел бы в заключение напомнить вам слова из послания апостола Павла к евреям: «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам». Я желаю вам всего доброго. Храни вас всех Господь!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
“Товарищи, скажем твердое «нет» канонизации Деда Мороза!”

Не был наш Дед Мороз никогда свт. Николаем, и никогда не претендовал на это

Религиозность внешняя vs внутренняя: в чем отличия?

Беседуют митрополит Волоколамский Иларион и руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!