Церковь и современное искусство – диалог или сдача позиций?

|

РИА Новости.

Авторы материала: Елена Гуткина, Андрей Золотов.

Можно ли выставлять современное искусство под крышей православного храма, или это кощунство? Возможен ли в принципе диалог Церкви и так называемого актуального искусства? Именно в такой радикальной постановке вопроса развернулась дискуссия вокруг выставки «Двоесловие/Диалог», которая открылась на прошлой неделе в притворе Татьянинского храма Московского университета.

© РИА Новости. Ольга Большакова

Полемика, начавшаяся в первую неделю июня 201о года на нескольких радикальных Интернет-сайтах, перешла к понедельнику в церковный мэйнстрим и вылилась в обмен статьями между двумя известными московскими священниками, а руководители трех синодальных отделов Русской православной церкви поддержали идею выставки и высказались за продолжение ответственного, цивилизованного диалога.

«Это сдача всего достигнутого, всего завоеванного», – сетует в своей статье на популярном православном сайте «Православие.ру» протоиерей Александр Шаргунов – известный священник фундаменталистского направления, который поддерживал Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года, потому что считал коммунизм меньшим злом, чем либерализм. Именно алтарники его храма св. Николая в Пыжах разгромили в 2006 году выставку «Осторожно, религия!» в Музее им. Андрея Сахарова, а возглавляемый им «Комитет за нравственное возрождение Отечества» затем выиграл судебный процесс, осудивший организаторов выставки по статье «разжигание религиозной розни».

Для протоиерея Шаргунова и его последователей, которые строят свою критику на том, что кто-то из участников нынешней выставки участвовал в прошлых, антирелигиозных по направленности художественных акциях, не может быть никакого диалога между Церковью и «богохульным» по определению современным искусством, носителей которого священник сравнивает с «нацистом-людоедом Эйхманом». Для него выставка в Татьянинском храме равносильна капитуляции в трудной борьбе.

Любопытно, что наиболее радикально настроенные по отношению к Церкви современные художники также обвинили своих коллег, принявших участие в выставке, в капитуляции – только уже в «сдаче попам».

Настоятель Татьянинского храма протоиерей Максим Козлов, который открыл притвор своего храма для художественного эксперимента, отвечает своим критикам, что он рад возникшей дискуссии, потому что «одна из целей, которая ставилась этой выставкой, – проговаривание слов и смыслов между людьми, которые являются носителями традиционного церковного сознания, и теми, кто относится к миру светской художественной интеллигенции».

В статье, также опубликованной на «Православии.ру», протоиерей Козлов призывает: «Давайте различим наших очевидных оппонентов, иные из которых прямо стоят на антицерковных и антихристианских позициях, от людей, находившихся в творческом поиске – отчасти заблуждавшихся, отчасти обманутых, которые своим последующим творческим развитием и своей решимостью (напомним, что их осуждает значительная часть коллег) принять участие в выставке под сводами храма, свидетельствуют о своем не только личном, но и творческом движении в сторону христианской культуры».

Руководители церковных ведомств сказали в понедельник, что диалог Церкви и художественного мира необходим.

«Диалог между художниками и представителями Церкви может быть сложным, иногда даже неприятным, но отсутствие диалога всегда хуже, – сказал в интервью РИА Новости председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, — Так бывает, когда оскорбляются чувства верующих или когда нет готовности к диалогу. В случает с выставкой в храме муч. Татианы, к счастью, диалог состоялся. Искренний человеческий поиск всегда вызывает уважение, и это уважение организаторами выставки было продемонстрировано, в том числе и настоятелем храма, протоиереем Максимом Козловым».

По словам Легойды, такой диалог очень важен для Церкви. «Я вижу в нем реализацию принципа открытости Церкви и готовности слушать и слышать то, что волнует людей. А диалог по природе своей предполагает несогласие, предполагает прояснение позиций. А обмен мнениями интересен тогда, когда эти мнения разные», – убежден собеседник агентства.

Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что дискуссия между Церковью и современными художниками должна быть продолжена.

«Важно, чтобы она была ответственной и серьезной, чтобы в ней все православные христиане одновременно проявляли верность истине Божией и христианскому долгу любви, даже если эта любовь к кающемуся грешнику”, – сказал протоиерей в интервью РИА Новости.

Он добавил, что существуют разные мнения относительно того, уместны ли эти работы в притворе храма, и некоторые работы на выставке могут кого-то “покоробить”.

“Не без моего участия ряд работ не вошел в эту экспозицию. Но некоторые из представленных на выставке художников, такие, как Гор Чахал, известны мне как люди с уважением относящиеся к Богу и Церкви. Зная того же Чахала, я могу утверждать, что его работы, даже выглядя необычно, с точки зрения людей с традиционным сознанием, не задумывались как кощунственные”, – сообщил он.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что необходимо разделять искусство богохульное и просто искусство на религиозную тему, по замыслу своему не вписывающееся в православные каноны.

«Вот была выставка «Осторожно, религия!», которая была откровенно богохульной, откровенно антицерковной, и она получила должный отпор в нашем обществе, — сказал митрополит в своей телепередаче на телеканале «Вести-24», – а если художники просто работают и пишут, в том числе, на христианские сюжеты, не следуя при этом иконописному канону, то никто им этого не запретит».

Сами кураторы заявляют, что хотят “обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня”.

“Но поскольку пока такую тенденцию проследить отчетливо довольно сложно (вероятно, мы, в какой-то степени, и подталкиваем художественное сообщество к этому), для первой выставки мы решили привлечь несколько известных современных художников, в работах которых богословская тематика, отсылы к христианской культуре прослеживаются ясно и, вместе с тем, бережно и неспекулятивно, сочетаясь в то же время с актуальным живым художественным языком их произведений”, – подчеркивается в пресс-релизе выставки.

Настоятель храма Покрова в Филях, искусствовед по образованию протоиерей Борис Михайлов не согласен, что представленные на выставке работы являются кощунственными.

По его мнению, сейчас художники начинают «духовно обновляться и трезветь».

«Это первый шаг, первая творческая встреча художников актуального искусства и Церкви на фоне того, что некоторые выступления представителей этого искусства на протяжении, скажем, десяти минувших лет, привели к острой конфронтации и даже судебным искам», – отметил протоиерей Михайлов. По его мнению, в работах, представленных на выставке в Татьянинском храме, нет «икакого эпатажа, никакой агрессии, никакого стремления сделать что-то в высшей степени не позволительное и тем привлечь внимание к себе. А церковь миссионерски и с любовью открывает себя на встречу этой перемене и приглашает к диалогу».

Последний нашумевший конфликт между Церковью и современным искусством был связан с именами бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и бывшего завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, которые организовали выставку “Запретное искусство-2006”. В итоге общественная организация “Народный собор” подала на Самодурова и Ерофеева в суд: они обвиняются в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения (пункт “б” части 2 статьи 282 УК РФ). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Процесс продолжается до сих пор.

В выставке “Двоесловие/диалог” приняли участие Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Владислав Ефимов, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа “Синий суп” (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Андрей Филиппов, Гор Чахал. Диакон Феодор Котрелев, художники Гор Чахал и Андрей Филиппов выступили в роли кураторов.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион одобрил творчество священника, который читает рэп

Он отметил, что в манере чтения рэпа и церковных молитв есть сходство

Александр Кравецкий: “Гражданская война продолжается в наших головах”

Одни сносят памятники Ленину, другие устанавливают памятники Дзержинскому

Людмила Иванова: Театр – наглядное пособие по тому, как надо жить

И если актеры играют по-настоящему, так, что ты им веришь, это и есть живое!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: