Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

www.kotoroy.net

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест…

Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 – 1647 гг. владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 – 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы. Тогда же она освящена патриархом Иоакимом. Это был большой соборный храм, на стенах с четырёх сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие выбрали эти иконы не случайно, они вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определённой фразе молитвы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти (самая крупная – западная). Неподалёку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – «слухов». Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а лишь колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями. Однако у бутырской церкви была особенность – её колокольня не примыкала к самой церкви, а стояла отдельно, на некотором расстоянии. Колокольня состояла из трёх уровней, которые весьма изящно сочетались: нижний ярус был проходным на территорию церкви. На втором ярусе (здесь хранилась ветхая церковная утварь) между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (это точно такая же икона, как на Спасских воротах Кремля до революции). Под карнизом этого яруса, а также при входе в храм были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображались вазы с цветами (на колокольне) и райские птицы (при входе в храм). Наконец, третий ярус был восьмиугольным с пролётными арками (он выполнял главную функцию – здесь располагалась непосредственно звонница), который увенчивался конусообразным восьмигранным шатром с окошками «слухами».

К 1917 г. эта колокольня вместе с практически идентичной колокольней церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Интересно, что внешне церковь с XVII в. практически не изменилась, а внутри были лишь некоторые обновления, но образа в новом иконостасе XIX века оставались старые.

 Наиболее тяжёлым временем для храма стало нашествие французов, которые изрядно попортили храм изнутри, но потом всё было бережно восстановлено. В конце XIX – начале XX рядом были также построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После 1917 года храму вроде бы ничто не угрожало, он был признан ценным архитектурным памятником и поставлен на государственную охрану. Регулярные богослужения прекратились в 1920-е, окончательно же церковь была закрыта в 1935 году. Так бы и стояла церковь закрытая, но хотя бы не разрушенная. Но… Храм перешёл в собственность заводу «Знамя» Глававиапрома, который сначала, не ломая здание, превратил его в склад, затем приступил к медленному его разрушению (чем заводу помешала церковь?).

Уже к началу Великой Отечественной войны часть зданий вокруг церкви (приходская школа и богадельня) сломали, затем срезали шатёр и главы храма, разрушили большую часть уникальной трапезной. Впрочем, надо радоваться, что от церкви вообще что-то сохранилось – были планы снести всё (этому с трудом помешала группа историков и искусствоведов). Варварский процесс получил завершение в 1970 году, когда завод «Знамя» выстроил свой новый корпус прямо между обрубком колокольни, от которой остались два этажа, и остатком основной части храма. Так Бутырская улица стала превращаться из тихого окраинного уголка Москвы, каким она была, судя по фотографиям, до революции, в серую, неуютную улицу, полную гигантских прямоугольных зданий.

 Колокольня стояла на замке, храм использовался как заводской цех. Даже в советское время такое обращение с памятником архитектуры вызвало протесты, Совет министров СССР потребовал от завода прекратить безобразие, но завод требования проигнорировал. В 1990-е требования стали настойчивее. В результате, церкви в феврале 1996 г. был возвращён хотя бы обрубок колокольни. Пользуясь этим куском храма, приход решил устроить там алтарь с приделами. Для этого с восточной стороны к колокольне пристроили абсиду для алтаря, а с юга – небольшую звонницу. Храм был освящён в апреле 1999 года и пока остаётся единственной действующей частью храма на Бутырках. Настоятель – о. Алексий Талызов.

Иконостас хотя и новый, но сделан в древнерусском стиле, совсем не смотрится как новодел. В храме (по размерам он, правда, больше напоминает часовню) есть несколько старинных икон – дары прихожан. Когда приход соберёт достаточно средств, будет начато восстановление колокольни в первозданном виде – сейчас идёт сбор необходимых документов. А пока стоит лишь этот обрубок, кое-как покрашенный, со следами загрязнений от завода, без иконы между окнами, с кое-где пробивающимися полуразбитыми изразцами XVII века.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы  А что же остальная часть храма? Её можно увидеть, свернув в близлежащий переулок и перейдя на Новодмитровскую улицу. Там стоит обрубленный, обшарпанный четверик храма, его основная, соборная часть. Свою роль сыграло положение нового корпуса – из-за бюрократической волокиты памятником архитектуры считается только обрубок колокольни (на нём висит соответствующая надпись), стоящий на Бутырской улице, д. 56. А остальная часть храма юридически находится на Новодмитровской улице, д. 47, и поэтому памятником не является. Храм изуродован донельзя: прямо в древних стенах сделаны щели, сквозь них проходят трубы, сбоку, где были приделы, и вовсе надстроено непонятно что. Прямо из центральной абсиды уродливо торчит труба, слева пробито окно, вывалились отдельные кирпичи.

За храм идёт борьба между церковью и дирекцией завода: последняя до сих пор отрицает ценность этого здания и считает его своим цехом. В 90-е гг. Правительство РФ несколько раз предписывало передать храм верующим, но завод игнорирует это. 15 апреля 2000 года Путин, будучи ещё премьер-министром, подписал указ, предписывающий ММЗ “Знамя” в течение одного месяца передать здание храма верующим. Прошло 6 лет – завод и не думает сдаваться. Последний суд церковь выиграла, но дирекция завода подала апелляцию. Такая борьба показывает, что храм действительно нужен обеим силам, только верующим – на благо, а заводу – для прибыли. И остается только желать, чтобы уникальный храм возродился, и Бутырская улица снова обрела своё главное украшение!

P.S. Cвежие известия относительно судьбы храма Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках. Изуродованнный четверик церкви, использовавшийся ММЗ “Знамя” в качестве цеха, по судебному решению изъят из собственности завода и передан во владение государству. Таким образом, завод больше не имеет никаких прав на остаток храма и сейчас выносит оттуда своё имущество. Но этим проблемы не заканчиваются: предстоит долгая процедура передачи храма из рук государства во владение церкви, затем начнётся восстановление разрушенного. Кроме того, вопрос о сносе огромного корпуса завода 70-х гг. пока не стоит, что серьёзно затрудняет воссоздание всего комплекса церкви в первоначальном виде.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

самое читаемое
  • N/A
  • лучшие авторы

    N/A

    Дорогие друзья!

    Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

    Помогите нам работать дальше!

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: