Чем мы готовы делиться?

|
Как сообщает life.ru, некие “православные дружинники”,  “представители общественной организации, ранее участвовавшей в акциях против абортов, в поддержку семейных ценностей и против празднования Хэллоуина, подключились к обеспечению реализации закона Яровой”. Они задержали восемь представителей "свидетелей Иеговы" за незаконную миссионерскую деятельность в пригородных поездах и на Ярославском вокзале, и передали их полиции. По фотографиям похоже, что это не “свидетели” - на Новом Завете, который человек держит в руке, видно изображение креста - но это не так важно.
Чем мы готовы делиться?
Фото: nashe.pravorg.ru
Сергей Худиев

Сергей Худиев

У меня слово “дружинник” давно вызывает некоторые религиозные ассоциации – когда я был комсомольцем 80-тых, меня пытались в качестве дружинника отправить на Пасху к местной церкви, чтобы я стоял в оцеплении и не пускал людей молиться. Я тогда уклонился. Не по идейным соображениям, я тогда был совершенно неверующим – а просто из лени.

Но сейчас я время от времени вижу как православные “дружинники” или “активисты” наезжают на сектантов.

Это, в общем, понятно – человек, который присоединяется к той или иной группе (племени, дворовой шайке, болельщикам определенной команды и т.д.) старается вписаться, показать свою преданность, выражая враждебность в другой группе – чужому племени, шайке из соседнего двора, болельщикам другой команды. Как понятно и то, что это не имеет отношения к вере – православной или какой-либо еще. Какие-нибудь члены “правого сектора” устраивающие нападения на тех, кого считают недостаточно патриотичными, действуют, повинуясь ровно тому же психологическому механизму.

Более того, это не приносит вере, Церкви, и делу спасения душ ничего, кроме вреда. Нападки на сектантов при помощи полиции, попытки как-то запугать их и продемонстрировать им свою враждебность – это не свидетельство о Православии. Это свидетельство против него.

В самом деле – вот есть сектанты. Они радостно расскажут вам о своем вероучении, о том, как их вера изменила их жизнь, и приветливо призовут вас присоединиться к их общине. Вот есть православные – они угрюмо расскажут вам о том, какие сектанты плохие и призовут городового. Это немедленно вызывает вопрос – а какое-то свое вероучение у православных вообще есть? Во что они сами-то верят, кроме городового? Есть у них какое-то положительное послание, которым они хотели бы поделиться?

Сектант вам охотно расскажет, что в вере его общины он нашел утешение, смысл жизни, с ним произошли глубокие перемены – а что нашли в своей вере его православные гонители? Религиозное оправдание для того, чтобы гонять сектантов? И все? Когда читаешь бодрые рассказы о том, как те или иные “православные активисты” атаковали сектантов, увы, складывается впечатление, что больше ничего – православие сводится к тому, чтобы по возможности портить жизнь тем, кто верит в Бога.

Сектанты ведут себя как люди, которые всегда готовы вовлечь вас в свою веру. Православные борцы с сектантами – как люди, которым просто некуда вас вовлекать. Борьба с сектами выглядит как отсутствие веры, а не как ее проявление.

Это, в общем-то, понятно – люди всегда склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Православие – это духовный путь, который требует от нас глубокой перемены, утомительной работы над собой.

Чтобы обратить еретика или иноверца, нужна богословская грамотность и духовная зрелость, очень много усердия и терпения и, прежде всего, любви к ближнему. Всему этому предстоит учиться всю жизнь – и это большой труд. Но вот чтобы еретика гонять, выказывать ему свою враждебность и призывать на него городового, ничего этого не нужно. Нужна вполне мирская и плотская агрессия, которую можно гордо именовать «православной» – хотя она ничуть не православнее, чем, например, у футбольных болельщиков.

Разумеется, так никого невозможно обратить к Церкви – а возможно только отвратить. Прежде всего, самих сектантов, которые пойдут “радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие” (Деян.5:41), в полном убеждении, что вот, мирские и неверующие люди выказали им ровно ту враждебность, которая и предсказана в Евангелии. Внешние наблюдатели – и те, кто читает о происшедшем в новостях – в лучшем случае  останутся столь же равнодушными к Православной Вере, как до этого, в худшем  – испытают отвращение к Церкви, которая взращивает активистов, злобно преследующих каких-то безобидных чудаков.

Конечно,  в отношении Церкви это будет совершенно несправедливо – настоящими православными активистами следовало бы называть тех, кто моет полы в больницах, или посещает дома престарелых, или заботится об одиноких матерях, или – действительно – мягко и с любовью разъясняет заблуждающимся истину Православной Веры.  Но в топ новостей попадают не они, потому что – таков уж интернет – массу перепостов собирают, прежде всего, сообщения о скандалах, конфликтах и безобразиях. Таким образом, послание, которое дойдет до обычного интернет-пользователя, будет выглядеть так: «православие – это религия людей, которые гоняют сектантов; если вас интересует любовь Божия и вечное спасение, вам точно не туда»

Каково же должно быть православное отношение к сектантам? Прежде всего, оно должно исходить из православного отношения к людям вообще. Нам заповедано любить ближнего. Нам открыто, что этот ближний драгоценен в очах Бога, что Бог создал Его по своему образу, и возлюбил настолько, что стал человеком и принял муку и смерть ради его спасения.

Это отношение совершенно противоположно мирскому – «чтобы доказать преданность своему племени,  ненавидьте и презирайте его врагов».

Фото: nashaplaneta.su

Фото: nashaplaneta.su

Нам заповедано любить и чтить людей – в том числе, несомненно заблуждающихся. Как говорит святой Апостол Павел, “рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю” (2Тим.2:24-26)

Сектант – это не просто наш ближний, это человек, ищущий Бога. Это его искание само по себе драгоценно и почтенно. Среди людей религиозно равнодушных, совершенно заблокировавших себя от любых духовных вопросов, сектант выделяется как человек духовно открытый, человек, которого интересует воля Божия и вечное спасение. Отвечать на этот его поиск враждебностью значило бы показывать, что люди духовно глухие и равнодушные устраивают нас гораздо больше.

Церковь не борется с сектами – Церковь борется за спасение душ, а это совсем, совсем другая цель. А чтобы привлечь людей в Церковь, нужен совершенно иной образ действий.

Прежде всего, нужно вызывать доверие, а не враждебность. Чтобы люди захотели вас выслушать, они должны быть уверены в вашей благожелательности, в том, что вы руководствуетесь любовью к ближнему – и к ним конкретно.  В вас должны видеть друзей, а не врагов – тогда люди будут готовы внимательно отнестись к тому, что вы скажете.

Чтобы человек поверил вам – и вашему посланию – к нему нужно приближаться очень бережно, уважая его достоинство и его Богом данную свободу. Нужно являть в себе плоды того духовного пути, который вы хотите проповедать.

Сдавать человека полиции за то, что он проповедует свою веру – значит полностью уничтожать доверие к себе, и у него, и тех, кто станет свидетелем ваших действий. И, увы, не только к себе – но и к Церкви в целом.

Потрудившись над установлением отношений определенной взаимной открытости и доверия – иногда на это уходят годы, иногда – минуты, нужно будет быть готовым рассказать о православной вере и ответить на возможные недоумения и возражения. И сделать это с любовью и терпением – если вас по-человечески раздражает упорство собеседника во взглядах, которые вы считаете явно ложными – что же, выходите из этого разговора и идите домой оплакивать свои грехи.

Служение Церкви – в том числе, служение людям заблуждающимся – есть служение любви. Если вы пока не можете его понести – значит не можете. Но ни в коем случае не надо выдавать ксенофобию и агрессию за ревность о правой вере.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Ненависть в тренде

Количество чужих в обществе увеличивается. Своих скоро не останется

Смерть у храма

Врачи посмотрели и сказали: "Он просто пьяный, разбирайтесь сами". А люди подумали: "Ничего страшного. Протрезвеет и…

Как распознать «православную» секту?

Прежде чем войти в доверительный контакт с руководителем и последователями любой религиозной группы, желательно ответить себе…