Что мы будем делать с искусственным интеллектом, у которого есть свои планы

Как технологии влияют на мозг и образование, чему учить современных школьников и на что стоит ориентироваться сегодня, чтобы остаться человеком. Выступление Татьяны Черниговской на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Татьяна Черниговская –  доктор биологии и филологии, заведующая Кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ

Знание работы мозга поможет понять, как устроено общество

Если бы мы знали, как функционирует мозг, то получили бы информацию о том, как функционируют сложные системы, включая социальные. Социум – сложная система, которая подчиняется определенным законам. А мозг – сложнейшая из систем, это такая модель, в том числе социума.

Так, существуют когнитивные алгоритмы принятия решений. Для тех, кто об этом никогда не размышлял, хочу разочаровывающе сказать: не думайте, что мы принимаем решения, вспоминая Аристотеля или Декарта.

Ничего подобного. Большинство решений – истерические, они совершенно неадекватны и опасны. Взял и сделал так, совершенно не размышляя. Стоит это иметь в виду, это не шутки.

Мозг учится всегда и везде

Организация профессионального общего и высшего образования – это то, где нам умения мозга могут быть полезны.

Если и есть что-нибудь, чего мозг не умеет делать- это то, что он не умеет не учиться. Он учится каждую секунду, всегда, везде. Это происходит не только в классе или в студии какой-то. Вот сейчас, во время дискуссии, происходит очень мощное воздействие на наш мозг.

Средства коммуникации изменятся, если мы будем знать, как эта коммуникация происходит в мозгу.

Подготовка интеллектуальных и социальных элит, которые соответствуют уровню и типу развития цивилизации в данный момент, – это очень важный пункт. Это то, что в мире не разработано почти никак.

Мы знаем, что есть элитарные школы, кстати, с очень жесткой дисциплиной, готовящие детей, которые будут управлять миром. Они подготовлены очень серьезно с детства. Дальше они идут в Гарвард. Но как их готовить?

Нужно учить школьников правильно работать с информацией

Образование должно быть построено по другому принципу. Возможно, нам надо учить школьников совершенно другим вещам. Учить извлекать информацию из внешнего мира, говорить, какую и где. Мы все понимаем, что такое интернет и сколько там непроверенной информации, я уже не говорю об опасной. Значит, детям нужно рассказывать, где искать и чему верить.

Как научить их учиться? Как научить контролировать внимание и память? Как научить правильно классифицировать информацию, куда ее девать?

Мозг – это сложнейшая нейронная сеть. Если все нейроны вытянуть в одну линию, то получится страшная величина – 68 раз можно облететь Землю или семь раз слетать на Луну. И это есть в голове каждого из нас. Более того – эта сеть все время меняется. За то время, что мы разговариваем, она у каждого изменилась. И для обеспечения всего этого требуется огромные вычислительные мощности.

Обучение меняет наш мозг физически

Я всегда говорю студентам: учиться надо не потому, что лучше быть умным, а не дураком – это нам всем известно, а потому что обучение физически меняет нашу нейронную сеть. И это не метафора, есть научные исследования, которые доказывают, что плотность и качество нейронной сети и окружающей ее среды меняются.

Обучение приводит к росту дендритов и аксонов, даже к увеличению числа нервных волокон. То есть это физические изменения в лучшую сторону.

Татьяна Черниговская. Фото: ТАСС

Эффективность серого и белого веществ растет у тех, чей мозг занят трудной работой, а не вообще какой-то – она должна быть сложной. Но у каждого сложность своя. Если старушка сидит на лавочке и решает кроссворд, для нее это сложная работа, пусть решает.

Нужны сложные книги, доказательства мощных теорем, написание сложной музыки. Мозгу должно быть трудно, только тогда он улучшается.

Кстати, в лучших школах детей еще и натаскивают на это. Их воспитывают не на том, у кого лучшая машина. В одной гимназии я потеряла дар речи: один мальчик говорит другому: «И ты хочешь сказать, что ты Платона по-русски читаешь, что ли?».

Он имел в виду, что никто не отменял греческий или латынь. Не потому что не переведено, а потому что, извините за банальность, это такой кайф особый – «Я могу сделать то, чего вы не можете».

Со временем человечество решит все главные задачи

NBIC технологии – нано- био-, информационные, когнитивные и социальные технологии приводят к конвергенции образования, развития креативности и междисциплинарности мышления, начиная со школы.

Мы не должны недооценивать того, что сейчас происходит. Дети на самом деле умнее. У них очень большая скорость переработки информации, и они любят решать новые, никем не решенные задачи.

Когда мы студентами обсуждаем темы для научных работ, я говорю: «Имейте в виду, это не задачка, ответ на которую у меня в кармане лежит. Это реальная научная проблема, и ответа нет ни у вас, ни у не меня. Возможно, вам удастся ее решить, а если нет, то ничего страшного, потому что большинство главных задач человечество не решило, но со временем решит.

У людей с компьютерной зависимостью есть серьезные отклонения в памяти

Поколение «Гугл» или так называемый «плоский мозг» – это серьезная вещь. Раньше мы записывали информацию на что-нибудь, чтобы она осталась, когда ее реальный носитель, то есть человеческий мозг, отправится к праотцам. И это то, что двинуло нашу цивилизацию.

Но сейчас-то что? Сейчас внешняя память – это то что, рядом лежит. Научная информация говорит нам: у людей, которые не вылезают из интернета, есть серьезные отклонения в памяти, даже в качестве серого и белого вещества.

Я могла бы показать сканы головного мозга у тех, кто находится в компьютерной зависимости. Эти картинки похожи на сканы мозга людей в наркотической и алкогольной зависимостях. Значит, сам факт зависимости приносит вред.

Билл Гейтс разрешает у себя дома включать вай-фай только в течение двух часов, а потом все отключается.

Как изменится мир? Роботы с сознанием, с более сильным, чем у нас, интеллектом уже есть. Говорю об этом с ужасом, потому что мы можем не знать о том, что у них в сознании. Это не разговоры на кухне, это обсуждается в серьезных научных дискуссиях.

Может появиться искусственный интеллект, который не просто помогает по квартире, а имеет своё сознание, а значит, свои планы, цели и эгоизм. И мы можем не входить в эти планы.

Срастание людей с компьютерами возможно уже сейчас. Это не происходит массово, но техническая возможность есть. И вот тут встанут огромные правовые и этические вопросы.

Человек, у которого в голове чип, никогда не устает, у него нет нервов, зато есть гигантская память. Этот человек и просто человек – это что? Нам что с ними делать? С этими личностями, которые страшно от нас отличаются.

Наш мир стал текучим, прозрачным, нестабильным и мерцающим

Мы прозрачны. Развитие персональной геномики – это потрясающая вещь, даже не надо рассказывать насколько: это мощный скачок в медицине.

Но если есть секретная, индивидуальная информация, то это она. Я очень сомневаюсь, что ее удастся удержать в коробочке. Потому что не вы расшифровывали геном, значит, где-то же он лежит.

Всерьез обсуждается вопрос о том, что искусственный интеллект можно признать личностью. Личность! Значит, она попадает в правовое поле. Но в какое правовое поле и кто попадает? Автор программы, владелец, сама эта железная штука?

Или мы превращаемся в людей, у которых есть ключики, как у старых игрушек, или у нас есть свобода воли, и мы можем принимать личные решения.

Татьяна Черниговская. Фото: spbu.ru

Нужно увеличивать гуманитарную составляющую образования

Науку никогда никому остановить не удавалось и не удастся. Поэтому я вижу только один выход – гуманитарная составляющая нашего образования и знания для всех, включая маленьких детей, студентов, взрослых людей. Она должна быть поднята на очень большую высоту. Человек должен не делать каких-то вещей не потому, что ему по рукам дадут, а потому что это его личное решение.

Мой любимый философ Иммануил Кант сказал очень много мудрейших вещей, в частности о том, что ориентироваться надо на звездное небо над головой, то есть на высшие ценности и на нравственные законы внутри нас, что не менее высокая ценность.

Если мы хотим остаться на этой планете не в качестве останков, а в качестве homo sapiens – людей с достоинством, с интеллектом, с пониманием того, кто они и где находятся, то это то, что мы должны видеть утром каждый день.

Спасибо вам за терпение!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дмитрий Быков: Дети способны делать великие вещи, если им это доверить

Почему школе срочно нужны экстремальные педагоги и вузовская система

Леонид Кацва: Я бы не гордился успехами московского образования

Невыносимая трудность бытия на фоне блестящих отчетов чиновников

самое читаемое
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: