Что нам осталось от декабристов?

|
Историки, склонные к аналитическому обобщению прошлого, утверждали, что феномен декабристов в большей степени связан с их влиянием на умы, с домыслами восторженных комментаторов, чем с собственно декабрьскими событиями. Если бы не резонанс – события 14 (26) декабря остались бы острым, но не ключевым эпизодом в летописи Российской империи XIX века. Постепенно стал складываться и противоположный миф. Уж слишком красиво всё получалось у апологетов…

История, кульминация которой случилась 190 лет назад на Сенатской площади Санкт-Петербурга, гораздо сложнее, чем принято об этом думать. Политическая игра шла сразу на многих досках, отстаивались разнообразные интересы. Среди действующих лиц – не только умеренные и радикальные представители тайного общества, но и несколько придворных партий.

Что нам осталось от декабристов? Череда загадок, предположений, версий. Это в политическом ракурсе. Кроме того, это было сообщество талантливых молодых мыслителей, во многом опередивших свое время. Их наследие осталось в книгах, в публикациях, в научных трудах, у которых нашлись и последователи.

Они стояли у истоков противоположных направлений русской мысли, среди декабристов – как предшественники западников, так и предшественники славянофилов. И соратник Милорадовича, выдающийся наш поэт и богослов, православный мыслитель Федор Глинка входил в коренную управу Союза благоденствия.

Велик вклад декабристов (в том числе и ссыльных) в науку и просвещение. Своей деятельностью после разгрома восстания они во многом подтвердили собственную гражданскую состоятельность.

Фото: savepic.su

Фото: savepic.su

Понятие «декабристы» – условное. Сами декабристы себя так не называли – ни во время восстания, ни после него. Да, в декабре 1825 года, в период драматического междуцарствия, случилось вооруженное выступление, мятеж, организованный лидерами тайных обществ, стремившихся к реформам в республиканском духе. При этом декабристами мы традиционно называем и тех, кто участвовал в работе тайных обществ, но не был причастен к декабрьскому выступлению – вплоть до сочувствующих.

Это были люди разных воззрений. Объединяло их стремление что-то изменить в обществе, в государственной системе, модернизировать Россию – через сто лет после Петра Великого, которому империя поклонялась. А слово «декабрист» появилось в конце 1840-х в сибирской народной молве и в 1850-е годы в герценовском кругу, то есть – в русской эмигрантской печати.

Сегодня принято «пересматривать» романтическое отношение к декабристам. Несостоявшиеся диктаторы, цареубийцы, предатели, масоны, бунтовщики, космополиты… Это реакция на некогда влиятельную декабристскую легенду, которую создавал Герцен, которую культивировали революционно, да и просто оппозиционно настроенные наши писатели, которая в советское время стала позывным и коммунистической, и диссидентской традиции. И звеном в революционной цепочке, и знаменем аристократического вольнодумства.

Книги (очень разные) Нечкиной, Азадовского, Эйдельмана, Гордина, фильм «Звезда пленительного счастья» – всё это создавало ткань противоречивого, но ключевого для нас исторического феномена. Декабристы воспринимались как символ благородства – «обреченный отряд», всем пожертвовавший ради общественного блага. Как там у Некрасова?

Едва огласилось решенье суда,

Всем было неловко и жутко,

В салонах Москвы повторялась тогда

Одна растопчинская шутка:

«В Европе сапожник, чтоб барином стать,

Бунтует, – понятное дело!

У нас революцию сделала знать:

В сапожники, что ль, захотела?..»

Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, –

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена –

И ваша память для потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Фото: wapdon.net

Фото: wapdon.net

Некрасов воспевал декабристов, утвердил в нашем представлении образы преданных жён, которые отправились в Сибирь вслед за узниками. Ну, Некрасов – известный выразитель революционных настроений, и его декабристофилия вполне вписывается в классическую ленинскую схему из статьи «Памяти Герцена», которую 25 лет назад тысячи студентов нашей страны знали наизусть. Некрасов (как и Герцен, хотя с меньшим радикализмом) принял эстафету у декабристов, чтобы подтачивать основы самодержавия. Но вот Федора Ивановича Тютчева в революционеры записывать никто не решался. Он, не одобряя механику мятежа, писал о декабристах взволнованно:

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула –

И не осталось и следов.

Сила, сломившая декабристов, явно не вызывает сочувствия у Тютчева. Железная зима, вечный полюс… Не записать ли и его в предатели Отечества? Если смотреть на мир прямолинейным взглядом неистового инквизитора – почему бы и нет. Сейчас таких инквизиторов стало много – пожалуй, значительно больше, чем требуется.

Какими бы неистовыми патриотами мы ни были, нельзя отказываться от наследия русской демократической мысли. Как бы не затянуло нас в карикатурную крайность: «Не пущать!» Сегодня у нас хорошим тоном считается такой радикальный монархизм, которого и 190 лет назад «не носили». Считать декабрьское выступление святотатственным мятежом против законного царя затруднительно. Вооруженный мятеж, как известно, «в низах» вдохновлялся образом Константина.

Конечно, в пересудах тайных обществ возникали планы самые смелые. Речь шла и о превращении России в республику, и об уничтожении царской семьи, и о территориальной перекройке империи. Радикальная линия нашей аристократической оппозиции во многом станет фундаментом народнического террора. В то же время многие разработки декабристов были реализованы и при Николае I, и особенно в годы Великих реформ, которые неспроста считались реваншем декабризма.

Декабрьский мятеж не состоялся бы, если бы не династический кризис. У царя Александра Павловича не было сыновей. Наследником считался его брат Константин – следующий по старшинству. Но в августе 1823-го он подписал отречение от престолонаследия. Был составлен тайный Манифест императора Александра, провозглашавший наследником Николая Павловича.

Поводом к этому стал морганатический брак Константина. Но – лишь поводом. Прояви Константин Павлович волю к власти – и ему бы простили. Но он не хотел принимать на себя золотую ношу, сопряженную с риском. Беда в том, что этот манифест следовало предать огласке только после смерти императора Александра. Это решение было опрометчивым, собственно говоря, оно-то и породило кризис.

Николай I

Николай I

Николай Павлович в первые часы своего правления был небесспорным самодержцем, его положение оказалось шатким. В такой ситуации волнения, интриги – вполне предсказуемы. Драма 14 декабря в этом смысле была частью смутного междуцарствия. В ноябре страна присягнула Константину. Потом он несколько раз подтвердил свой отказ от престола, но всё выглядело сомнительно.

Наверное, если бы Николая Павловича своевременно провозгласили наследником престола – уж точно не случилось бы массового вооруженного выступления в центре столицы. А усилия радикальных представителей тайного общества по подготовке мятежа вряд ли привели бы к эффектному результату.

А тут – офицерам из тайного общества удалось сагитировать до трех тысяч солдат и многих обывателей, потому что доверие к власти пошатнулось. В том числе – и к архиереям, которые, как кричали в толпе, «на двух неделях двум императорам присягали».

Радикальные умыслы тайного общества остались в пересудах, в показаниях и в списках бунтарских «подблюдных песен»:

Уж как шел кузнец

Да из кузницы.

Слава!

 

Нес кузнец

Три ножа.

Слава!

 

Первый нож

На бояр, на вельмож.

Слава!

 

Второй нож

На попов, на святош.

Слава!

 

А молитву сотворя,

Третий нож на царя.

Слава!

Звучит весьма революционно – просто в духе ХХ века. Но это была попытка агитации, далекая от практики. В известной степени – поэтическая дерзость, порыв. Нечто подобное встречалось и у Пушкина, и у Лермонтова, хотя они к тайным обществам не имели никакого отношения.

Фото: openrussia.org

Фото: openrussia.org

Два главных принципа, которые объединяли всех декабристов – это стремление к освобождению крестьян от крепостной зависимости и новый взгляд на патриотизм. Они спорили с монархическими постулатами Истории Карамзина. Доказывали, что Отечество и народ выше самодержца и династии. В 1812 году проблески такого патриотизма были важны – и декабристы намеревались раздуть из них пламя. Разве история не показала их правоту?

Они считали, что верноподданнические чувства не универсальны, что любовь к Отечеству шире. Многих декабристов (в том числе – самого талантливого их идеолога Никиту Муравьева) оскорбляло унижение русского народа, придворное преклонение перед иностранщиной. Они воспевали великое прошлое Руси – от киевских и владимирских князей до Суворова. Боролись с национальным комплексом неполноценности.

А в официозе дозволялись только верноподданнические чувства, Церковь, ставшая государственным институтом, именно в этом духе воспитывала паству. Мир меняется, как бы ни хотелось некоторым закрыть на это глаза. Надолго законсервировать даже самое благолепное состояние невозможно, и необходимость перемен в 1820-е годы осознавали многие, а вовсе не только республиканцы.

Да, они пытались устроить переворот. Кого в России удивишь переворотом? После смерти царя Федора Алексеевича и вплоть до того самого декабря все наши монархи приходили к власти либо в результате прямого переворота, либо при обстоятельствах, напоминающих таковой.

Свержение Петра Третьего современники нередко называли революцией. А Петр Великий вообще был радикалом – и в годы отнюдь не бескровной борьбы за власть, и на троне. А ведь его – первого русского императора – считали отцом Отечества, образцом политика. Так имеем ли мы право считать тех, кто поднялся под лозунгом «За Константина!», замахнувшимися на святое?

Фото: rusimperia.info

Фото: upyourpic.org

В политике Николая I многое было антитезой надеждам декабристов. В особенности – уваровская триада, укрепившая (правда, ненадолго) идеологическую основу самодержавия. Но, например, деятельность Павла Киселева, его крестьянская реформа… Пожалуй, это начинание в Союзе благоденствия одобрили бы многие.

Киселев был близок к умеренным декабристам, скорее всего, знал о тайном обществе и сочувствовал многим его идеям. Новый взлет Сперанского тоже не противоречил планам декабристов. В нём видели будущего президента России. Сам Сперанский к вооруженному восстанию отнесся, разумеется, с резким демонстративным неприятием, но политическим антиподом по отношению к героям Декабря он не был.

Каков же вывод? В тот день, по самым смелым предположениям, в Петербурге погибло больше 1300 человек, включая блистательного генерала Милорадовича, по самым скромным – полторы сотни. В основном – солдаты. Румянцев, Суворов, Ушаков в генеральных сражениях теряли меньше солдат… Это трагедия.

Потом – пятеро повешенных. Следствие шло достаточно гуманно: виновными признали всего лишь 287 человек. Каторга, ссылка, лишение дворянства… Плата за авантюризм, но и за надежду «растопить полюс». Об этом событии нельзя судить одномерно – в особенности сегодня.

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Рылеев: от хулы до веры

Он не вымаливал себе юридического прощения. Его интересовало прощение другого толка

Милорадович где с нами, лавр повсюду там цветёт…

За всю историю России, включая ХХ век, граф Милорадович остаётся самым титулованным полководцем, погибшим от руки…

Епископ Якутский Роман освятил икону принадлежавшую ссыльному декабристу

Епископ Роман освятил кивот и икону Божией Матери «Умиление», ранее принадлежащую ссыльному декабристу.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: