Что ответил Патриарх журналистам

12 октября 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».

Патриарх Кирилл относит проповедь на рок-концертах к сфере риска


Он предостерег проповедующих среди рокеров от отождествления себя с этой культурой

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл видит смысл в православной миссии на рок-концертах, но призывает делать это талантливо и помнить о рисках.

“Такого рода миссионерские эксперименты не могут жестко предлагаться всей Церкви в виде синодальных постановлений, хотя меня кое-кто в свое время подталкивал: одобрить, благословить”, – сказал патриарх на встрече с участниками IV международного фестиваля православных СМИ “Вера и cлово” во вторник в храме Христа Спасителя.

“Не будем одобрять и не будем благословлять, но и не будем мешать тем, кто находит возможность будить в людях религиозность, поддерживать то, что уже затухло на глубине сердца, через умное, правильное слово, обращенное в том числе и через такого рода выступления”, – сказал он.

По словам предстоятеля, у Церкви нет приказов: “Все идите с завтрашнего дня на рок-концерт”. Точно так же, продолжил патриарх Кирилл, Церковь никогда не скажет священнику, который нашел общие слова с огромным количеством молодежи, посещающей рок-концерты, и с помощью этих слов помог ей обратиться к Христу: “Не ходи туда, потому что батюшка с соседней улицы против”.

Одновременно он обратил внимание на то, что миссия по своей природе сопряжена с риском, “потому что предполагает инкультурацию, вхождение в другую культуру”, и те же риски были у святых Кирилла и Мефодия, у апостолов.

“Если другая культурная среда должна вас понять, то вы должны стать для нее понятным. Здесь очень тонкая грань. Те, кто видят эту грань и не переходят границу, осуществляют свою деятельность безупречно”, – подчеркнул патриарх и предостерег миссионеров от перехода к апологии той среды, в которой они проповедуют, от отождествления себя с ней.

Предстоятель рассказал, что ему приходилось дважды в жизни выступать на рок-концертах, и он понял, что “ни о какой проповеди речи быть не может, потому что разогретая публика никакой логики повествования не уловит, улавливается только логика ритма и шума”. Значит, по мнению патриарха, нужно говорить “лозунгами, одну-две минуты, этот лозунг должен лечь на сознание людей и обратить их мысль к Богу”.

О реформе органов церковного управления

Пиар и рассказ о добрых делах


Представители духовенства во время проповедей и выступлений не должны подменять свое высокое предназначение саморекламой, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

“Если пиар направлен на достижение материальных, политических целей и личной выгоды, что, к сожалению, нередко просматривается в деятельности отдельных иерархов и священников, то это вызывает у людей неприятие, говорят так: “Он сам себя пиарит”, – сказал патриарх на встрече с участниками IV международного фестиваля православных СМИ “Вера и слово” во вторник в храме Христа Спасителя.

Как подчеркнул предстоятель, “такого, конечно, в Церкви не должно быть”, поэтому, когда священнослужитель или архиерей выступает, “он всегда должен помнить: цели этих публичных выступлений должны быть тесно связаны только с его непосредственным служением, с главной целью его жизни – с проповедью Христа”.

В то же время, продолжил патриарх Кирилл, кто-то может представить как пиар и многотомное собрание сочинений Иоанна Златоуста, но “не было бы этого “пиара” – не было бы огромной части святоотеческого наследия”.

По его словам, у каждого человека есть честолюбие, стремление двигаться вперед, но важно, чтобы в Церкви выработалась “новая психология, новое отношение к служению”.

“И движение вперед, и честолюбие (которое, кстати, помогает людям очень многое делать, это некая пружина, которая заставляет человека работать; если ее нет, то плохо) – все это должно корректироваться нашим христианским отношением к себе и к окружающим”, – подытожил предстоятель Русской церкви.

Говоря о современных задачах церковных СМИ, патриарх отметил, что последние должны с большей полнотой освещать деятельность Церкви.

“Если мы не будем говорить людям о важных делах, которые совершает Церковь, значит, не будет примеров, информации, понимания того, какую важную роль сегодня Церковь имеет в общественной жизни”, – сказал патриарх.

Он указал на то, что православная проповедь, в том числе через каналы церковных СМИ, должна сегодня “актуализировать христианское послание и все священное предание Церкви”, и только если современный человек “на кончиках пальцев почувствует, что все то, что сказано, имеет отношение к нему, его жизни, его соседям, коллективу, стране, роду человеческому, тогда вера станет сознательной и сильной”.

“А в осознанном исповедании веры люди воцерковленные нуждаются не меньше невоцерковленных. Поэтому было бы большой ошибкой считать, что церковные СМИ должны быть заточены исключительно на неофитов или сомневающихся”, – добавил патриарх Кирилл.

О развитии волонтерского движения

Читать ли церковному человеку периодические издания?

Наместник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, главный редактор журнала «Отрок.ua» архимандрит Иона (Черепанов) попросил Его Святейшество прокомментировать распространенное мнение, что воцерковленный человек должен читать или Священное Писание, или святых отцов, или другую серьезную литературу. «Насколько правильно такое утверждение? — спросил отец Иона. — Нужны ли православным воцерковленным людям православные средства массовой информации — газеты, журналы, Интернет и тому подобное?»

«Ответ однозначный: нужны», — немедленно прозвучал ответ Предстоятеля.

«Конечно, чтение газет не может заменить чтения Священного Писания и святых отцов», — продолжил Святейший Патриарх, выразив сожаление, что в Церкви, как и в целом в обществе, процент читающих людей вообще невелик. В то же время Предстоятель обратил внимание на то, что современный человек лучше воспринимает информацию через видимые образы, а не через тексты, и в этом смысле информация электронных СМИ и газет в виде фото- и видеоматериалов может быть доступнее.

«Но что самое главное, именно в наших церковных газетах, рассчитанных на православного верующего человека, Слово Божие, святоотеческая письменность должны обретать современное звучание, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Тексты, созданные в глубокой древности, несущие на себе культурную печать того времени, а потому не всегда понятные для разумения, через СМИ должны становиться понятными и включенными в контекст современной жизни».

Святейший Патриарх напомнил, что уже в своем слове после интронизации он говорил о том, что современная проповедь «должна актуализировать христианское послание и актуализировать все Священное Предание Церкви».

«Только если современный человек реально почувствует, что все услышанное им имеет прямое отношение к нему, к его жизни, к его коллективу, к его стране, к роду человеческому, — только тогда его вера станет сознательной и сильной, — подчеркнул Святейший Патриарх. — А в осознанном исповедании веры люди воцерковленные нуждаются не меньше, чем невоцерковленные».

«Поэтому было бы большой ошибкой считать, что наши православные церковные СМИ должны быть рассчитаны исключительно на неофитов или сомневающихся», — заключил Предстоятель, выразив уверенность, что эти средства массовой информации призваны помочь и воцерковленному читателю «осознать свою веру и стать действительно воином Христовым».

Разномыслие в Церкви


В Русской православной Церкви никогда не подавлялось разномыслие. Об этом заявил сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы участников Международного фестиваля православных СМИ “Вера и слово”.

“Если разномыслие исчезает, что общество перестает человеческим обществом. Значит, либо оно жестко регулируется, управляется, либо подавляются человеческие свободы. И поэтому в Церкви никогда не подавлялось разномыслие”, – сказал он. “Церковь вела борьбу с расколами, которое разрушает церковное единство, но никогда не входила в те вопросы, решение которых зависит от людей, их взглядов на жизнь, убеждений, от их мироощущения”, – подтвердил патриарх. Отвечая на вопрос о возможности проповеди на рок-концертах, он отметил, что каждый священник волен в своем выборе. “У церкви нет никаких приказов, типа, пожалуйста все с завтрашнего дня идите на рок-концерты или не ходите туда. Такого никогда не будет”, – пояснил предстоятель РПЦ.

Он подчеркнул, что любая “миссия по своей природе сопряжена с риском, потому что предполагает вхождение в другую культуру”. “Те же риски были у Кирилла и Мефодия, князя Владимира, апостола Павла. Если другая культурная среда должна вас понять, то вы должны стать для нее понятным”, – сказал патриарх. Одновременно он призвал, не переступать тончайшую грань, переходя к апологии той или иной среды, ее пропаганде. “Миссия на рок-концерте не означает для священника признание этой культуры лично для него”, – считает патриарх. Предстоятель РПЦ рассказал, что ему самому два раза в жизни приходилось выступать на рок-концертах. “Я понял две вещи. Что ни о какой проповеди там речи быть не может, потому что разогретая публика никакой логики повествования не уловит. Улавливается только логика ритма и шума. Значит, в такой среде вы можете говорить только лозунгами, говорить одну- две минуты”, – сказал он. Однако, по словам предстоятеля РПЦ, “этот лозунг должен лечь на сознание людей и обратить их мысли в Богу”.

“Если этого не происходит, священнику надо отказаться от того, чтобы в этом участвовать, – убежден он. “Такого рода миссионерские эксперименты не могут жестко предлагаться всей Церкви, хотя меня кое-кто к этому в свое время подталкивал”, – признался патриарх Кирилл. “Мы не будем одобрять и благословлять, но и не будем мешать тем, кто находит возможность будить в людях религиозность через умное и правильное слово, обращенное в том числе и в контексте такого рода выступлений”, – заключил он.

Поддержка семей священнослужителей

Русская православная церковь формирует систему материальной поддержки семей умерших или погибших священнослужителей. Об этом патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил на пресс-конференции в Москве.

«Мы сейчас прорабатываем возможность, чтобы в Церкви была своя собственная поддержка, как священникам, вышедшим на пенсию, так вдовам и сиротам. Потому что нередко жены священнослужителей в случае утраты кормильца тоже не защищены материально на постоянной основе,— заявил патриарх.— Им, конечно, приходы помогают, но важно, чтобы у людей было чувство защищенности»,— отметил он, подчеркнув, что церковные структуры «сейчас над этим работают». Предстоятель РПЦ также отметил, что в ближайшем будущем хотелось бы создать систему, которая смогла бы достойно поддерживать духовенство.

Патриарх сказал, что с недавнего времени священники стали получать государственную пенсию, чего не было в советский период. «Но эта пенсия не обеспечивает того уровня жизни, который был бы достаточным для человека, имеющего обязательства по отношению к другим людям»,— уточнил патриарх.

Как правило, семьи священников многодетные, и поэтому возникает большая проблема обеспечения их жизни в случае отсутствия постоянного дохода, добавил он.

Особенно остро эта проблема встала, когда в недавнем прошлом, около года назад, в России произошла целая серия убийств священнослужителей, а у них остались в основном многодетные семьи, передает ИТАР-ТАСС слова патриарха Кирилла.

Рост числа верующих

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привел во вторник статистические данные, согласно которым в ближайшие 20 лет число постоянных прихожан Русской православной церкви в России может возрасти до 40 млн человек, сообщает портал “Интерфакс-Религия”.

“Есть такие еще статистические прогнозы, что в течение двадцати лет в нашей стране, если так будет развиваться дело, как сейчас, должно быть 40 миллионов постоянных прихожан, то есть воцерковленных людей”, – заявил Патриарх на пресс-конференции в Москве, призвав, однако, не ориентироваться на цифры и продолжать “делать свое дело”.

Патриарх Кирилл особо отметил, что в последние годы происходит заметное омоложение паствы Русской церкви. Если раньше, в период своего иподьяконского служения, выпавший на 1960-е годы, он насчитывал не более четырех-пяти молодых людей среди прихожан, посещающих службу в праздничный день, то сейчас ситуация кардинальным образом изменилась.

“Когда сейчас совершаешь службу, особенно в дни праздников, в пасхальную ночь, поражаешься тому, что перед тобой не пожилые люди, не молодые люди, не люди среднего возраста, а перед тобой народ, точно в тех же пропорциях, в которых люди ходят по улицам”, – поделился своими наблюдениями Патриарх.

Среди прочих статистических данных Патриарх привел и сведения, касающиеся образованности православных семей: так, в православных семьях детей, имеющих высшее образование, на 5% больше, чем во всех остальных семьях.

Страны Балтии

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что сможет посетить страны Балтии лишь с 2012 года и рассчитывает, прежде всего, на активный труд местных православных духовных лидеров.

“В предстоящем году я точно не смогу приехать. А вот уже с 2012 года надеюсь, что смогу посетить и Латвию, и другие суверенные государства”, – сказал предстоятель Русской православной церкви, отвечая на вопрос латвийской участницы международного фестиваля православных СМИ “Вера и слово” во вторник в Москве.

Он пояснил, что “в плане стоит посещение Латвии”, где “самая многочисленная православная конфессия среди других стран Балтии”. Однако у него “в портфеле лежит уже столько задач, связанных с выездом”, что приходится откладывать.

При этом патриарх подчеркнул, что придает очень большое значение укреплению православия в странах СНГ и Балтии. “Но учитываем законодательство и то, что происходит в этих странах”, – добавил Московский первосвятитель. Поэтому, по его словам, деятельность Московского патриархата осуществляется не непосредственно, а через правящих архиереев и связана с “высокой автономностью” церковных структур в этих странах.

“Помогать, поддерживать, но чтобы активность осуществлялась, в первую очередь, под руководством местных церковных руководителей”, – подчеркнул патриарх.

Он убежден: все, что происходит в Московском патриархате, должно происходить и в Латвии, но “с поправкой на местный колорит, условия жизни и возможности Церкви”.

“Я нередко высказываю свои пожелания, предложения – и радуюсь, что это находит добрый отклик”, – отметил патриарх.

Укрепление единства с РПЦЗ

Никаких реформ на пути укрепления единства Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) с Церковью в Отечестве не будет, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы участников 4-го международного фестиваля православных СМИ “Вера и слово” во вторник в храме Христа Спасителя.

“Повышенное желание интегрировать в приходы, епархии может вызывать у людей обратную реакцию…. никаких реформ и революций на пути дальнейшего укрепления единства не предвидится”, – сказал предстоятель РПЦ.

Он подчеркнул, что главное уже сделано – это восстановление единства, евхаристического общения, ознаменованное подписанием Акта о каноническом общении в мае 2007 года. В дальнейшем же интеграция должна осуществляться спокойно и степенно, “по воле Божьей”, как это и происходит.

Патриарх отметил, что огромное значение в этом процессе сыграло принесение главной святыни РПЦЗ – Курской Коренной иконы Божией Матери “Знамение” – на родину для поклонения верующих. “Более 300 тысяч людей коленопреклоненно встречали образ Курской Коренной”, – добавил первосвятитель.

Патриарх отметил также, что первоиерарх РПЦЗ Митрополит Нью-йоркский и Восточно-Американский Иларион “сейчас является членом Священного Синода Русской православной церкви”, а архиепископ Берлинский и Германский Марк и другие архиереи и священнослужители РПЦЗ вместе с духовенством РПЦ участвуют во многих социальных проектах.

“Мы обсуждаем и вопросы, касающиеся многоплановой поддержки приходов Русской зарубежной церкви”, – добавил патриарх Кирилл.

Фото: Анатолий Данилов

По материалам открытых источников интернета, РИА-Новости, Интерфакс-Религия

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Год Патриарха: служение в фотографиях

Все важное, что произошло за год с Первосвятителем – в день его именин

Что можно есть в Рождественский пост?

Что делать, если во время поста возникла нестандартная ситуация? Отвечают священники

Рождественский сочельник и Рождество Христово

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: