Что внутри, то и снаружи: Церковь и царства мира сего

Что внутри, то и снаружи: Церковь и царства мира сего
Дождь на Троицу. Елена Черкасова

Слушайте в себе клич живого огня,
званые, до последнего дня!
В каждом из живых – звонница родника,
званые – через века.

od2Это из песни “Званые”. Автор – Константин Кинчев (рок-группа “Алиса”). И эта строфа-припев именно о чуде Пятидесятницы. Прикровенно, не в лоб, для имеющих уши слышать, для читавших Писание были написаны эти слова. Чтобы никого не смущать ни формой (русский рок, жесткие ритмы), ни содержанием (общение с Богом в Духе и истине).

Ведь главная тайна христианства, действительно, не умещается ни в сердце, ни в сознании: Бог и поныне являет нам Себя во плоти в таинствах Церкви, родившейся в этот час схождения Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Тем важнее эту тайну при передаче не исказить. По крайней мере, именно так пояснял притчевость своих образов и метафор сам Кинчев, когда мы беседовали с ним об этой песне.

В той же миссионерской тональности, без пафоса и надрыва, без экзальтаций и эйфорий, не опаляя огнем гнева, но просвещая благодатью Духа первые христиане проповедовали, обращали и крестили народ, пришедший в те дни в Иерусалим. Свое служение Церковь начинала мирно, светло и спокойно, в бесконечной радости и внутренней тишине. 

Именно этот внутренний свет, эта правда, оплаченная узами и казнями, эта любовь, а отнюдь не только чудеса как таковые, ибо чем-то подобным могли похвастать и язычники, и иудейские заклинатели, приводили людей в стан рыбаков, ставших ловцами человеков.

Не стоит забывать о том, что христианство начинало свой путь как сетевой зонтик. Никаких властных земных пирамид, никакого папоцезаризма или цезарепапизма, никакой симфонической идиллии между Афинами и Иерусалимом, имперским Римом и Христовой Церковью. Так, сосуществование, соседство, смежность, свидетельство…

Общины во главе с епископами, каковые в свободное время нередко, как заправские пастухи, пасли стада, были рассеяны вдоль тех путей, по которым прошли апостолы. Гонения, идущие волна за волной, отсеивали зерна от плевел. 

И вся надежда была на то, что Господь не оставит в беде, что пасхальная весть окажется убедительней и платонизма, и стоицизма, и языческих оргий, и культа солнца (митраизм), и ветхозаветного иудейского благочестия, что сама жизнь христиан станет их благовестием.

И эта надежда не подвела. Без офисов и без законов об оскорблении религиозных чувств христианство преобразило мир. Для этого не потребовалось запрещать аборты, репрессировать идолопоклонников или устанавливать жесткую прохристианскую диктатуру. В первые четыре века христианской истории Церковь просто была Церковью, взыскующей не земного, но небесного, не царств, но Царствия. 

И все остальное постепенно, пошагово, как теперь говорят, стало в свете этого свидетельства обретать новые черты, новое качество, новую глубину, доселе неизвестную ни язычеству, ни иудаизму.

Хорошо бы нам не забыть об этих древних наших корнях, заботясь о благолепии нынешних вершин. Не лелеять мечты о том, что государство нам поможет (с чего вдруг? – у него другие задачи на этой земле). А брать свою судьбу в свои руки. И быть просто Церковью, Христовой Церковью, взыскующей Царствия, а не царств. И тогда всё прочее приложится и станет на свои места.

С днем рождения, Церковь!

и. Дм. (Першин)

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии