Что значит “юродство во Христе”?

|

В одном из посланий апостола Павла христианской общине города Коринфа есть такие слова : ” Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих “(1Кор.1,21) .

Обычно, когда речь заходит о юродстве, мы вспомнаем один из видов христианского подвижничества, связанный с отречением от суетного плотского ума и лицемерных мирских обычаев – примеры этого мы видим в жизни некоторых известных святых. Однако, страницы Слова Божьего не содержат свидетельств о том, что апостолы шли этим путём – наоборот, проповедь и обычаи апостолов были весьма рациональны и чужды всякой странности, ассоциируемой с юродством. Если мы откроем перевод Нового Завета, принадлежащий епископу Кассиану (Безобразову), одному из богословов Русского зарубежья, то вместо слова “юродство” увидим другое – “безумие”. Однако и “безумие” имеет самые негативные коннотации, являясь, по сути, синонимом сумашествия, а при этом мы знаем, что апостолы не были и сумашедшими. Что же имел в иду апостол?

Ответ на это содержится в самом стихе: богодухновенный писатель рассуждает о “юродстве” (“безумии”) в противовес мирской мудрости, оказавшейся бессильной постигнуть Божию премудрость и Спасение.

То есть, апостол рассуждает о том, что поскольку рациональный путь богопознания хоть и позволяет “через размышление над творениями” созерцать ” то, что незримо в Нем ” (Рим.1,20/пер.еп.Кассиана/), но недостаточен для того, чтобы принять спасение во Христе – поэтому Бог в своей премудрости избрал иной путь.

В чём же он заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, в чём была характерная особенность апостольской проповеди – это была свобода от формальной премудрости, свобода от абстракций, какими бы верными они не казались. Апостолы проповедовали Христа не в логических схемах, не разложеным на догматические “полочки” (как того требует мирская мудрость), а как цельную живую личность, не делимую на ratio. Причём способ такой проповеди только один: не говорить, а показывать. Вспомним античную поговорку: ” Verba movent, exempla trahunt ” (слова волнуют, примеры влекут) – именно так и строилась апостольская проповедь: не говорить о Христе, а показывать Его в себе.

Действовать как Христос, говорить как Христос, рассуждать в духе Евангелия Христова – быть отражением Его личности для того, чтобы дать другим испытать на себе Его спасительное очарование. В этом и заключается смысл призыва апостола Павла: “Подражайте мне, как я Христу” (1Кор. 11, 1): не собирайте знаний о Нём – станьте Его образом, Его иконой . Именно эта свобода от абстракций, предельная конкретность, жизненность проповеди и названа апостолом “юродством”. Таково должно быть и наше апостольское служение – ведь каждый из нас, а не только священнослужители, несёт его печать: вся Церковь во всех её членах является “апостольской”. Однако именно этого “юродства”, этого “безумия” нам и не хватает – мы слишком правильны, слишком конформны и умны для того, чтобы в простоте изображать в себе Господа Иисуса (см. Гал.4,19). Поэтому наш добрый порыв, наша ревность к убеждению ближних оказывается простым морализаторством, умничаньем или “ездой по мозгам”, надмевающей говорящего и озлобляющей слушателя.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.