В рамках Московского Пасхального фестиваля 24 апреля в Большом зале Московской консерватории можно будет услышать Симфоническую сюиту Сергея  Прокофьева «Египетские ночи».

Участвуют:

  • Чулпан Хаматова (чтец)
  • Евгений Миронов (чтец)
  • Алексей Володин (фортепиано)
  • Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Дирижер — Валерий Гергиев

Своими впечатлениями делится Народная артистка России актриса Чулпан Хаматова:

Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова

— В тридцатые годы прошлого века спектакль «Египетские ночи» шёл  в Камерном театре Александра Таирова. В главной роли – Алиса Коонен. Специально для двух спектаклей Таирова – «Евгений Онегин» и «Египетские ночи» — Сергей Прокофьев написал музыку.

Для своей постановки Таиров соединил в одно целое отрывки из «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу, «Антония и Клеопатру» Уильяма Шекспира и «Египетских ночей» Александра Пушкина.

Самым сложным для драматических актёров фрагментом постановки является выдуманный Пушкиным эпизод, составленный на основе легенд, когда царица Клеопатра предлагает:

— В моей любви для вас блаженство.
Блаженство можно вам купить…
Внемлите ж мне: могу равенство
Меж нами я восстановить.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю;
Скажите: кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?

Сложным потому, что он подразумевает мелодекламирование. Это жанр, совершенно ушедший из нашей профессии. Когда стихи декламируются под музыку, вместе с оркестром, в едином с ним ритме, практически по нотам.

Первый раз к этому материалу я прикоснулась вместе с Михаилом Юровским и Берлинским Национальным оркестром. Фрагменты из постановки были записаны на немецком радио.

Второй раз — с Лондонским филармоническим оркестром под руководством Владимира Юровского

И вот теперь — с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра.

— Чем мелодекламация может привлечь современного актёра?

— Это невероятно интересно, очень жаль, что этот жанр ушел из театральной школы. Его утеря говорит об утраченном понимании языковой музыкальности. Актёры сегодня мало думают о том, что такое ритм, как разложить роль по звуковой тесситуре, и как роль должна вписываться в музыкальную составляющую спектакля.

—  Насколько тяжело работать с музыкой, которая обладает силой акцентировать на себе внимание? Есть риск, что музыка «переиграет» актёров-чтецов?

— Поскольку в данной ситуации текст подобран  для исполнения под музыку и музыка создана специально, чтобы под неё шёл текст, который читается голосом, здесь не происходит какого-то перетягивания, всё очень органично связано одно с другим. Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку…

—  Получается, Вам интересен опыт синтеза различных жанров. Например, в спектакле «Бедная Лиза» в постановке Аллы Сигаловой, в данном произведении…

— Не думаю, что в спектакле «Бедна Лиза» происходит смешение жанров. В профессиональном  смысле  я существовала на сцене так же, как обычно, только была лишена слов, но их заменяли движения.

«Египетские ночи» — это больше музыкальная история и непосредственно к актёрской природе имеет немного отношения. Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, даже в формальном современном театре. Потому, что главное в этом произведении – гениальная музыка Прокофьева. А голос просто  в неё вписывается.

— А как быть с выражением актёрского «я»?

— Оно тут совсем не причём.  И это интересно. Поскольку перед тобой —  уникальный и очень сложный жанр. Он требует напряжённо повышенного внимания, чтобы не подвести оркестр. Ведь  ты находишься на сцене вместе с огромным количеством людей, профессионалами своего дела. Поэтому стоишь, как суслик в поле, глядя на дирижёра, ловя каждое его движение.

Читайте также:

Московский пасхальный фестиваль посетят более 250 тысяч человек

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.