Чулпан Хаматова: «Египетские ночи» и повышенное внимание

В рамках Московского Пасхального фестиваля 24 апреля в Большом зале Московской консерватории можно будет услышать Симфоническую сюиту Сергея  Прокофьева «Египетские ночи».

Участвуют:

  • Чулпан Хаматова (чтец)
  • Евгений Миронов (чтец)
  • Алексей Володин (фортепиано)
  • Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Дирижер — Валерий Гергиев

Своими впечатлениями делится Народная артистка России актриса Чулпан Хаматова:

Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова

– В тридцатые годы прошлого века спектакль «Египетские ночи» шёл  в Камерном театре Александра Таирова. В главной роли – Алиса Коонен. Специально для двух спектаклей Таирова – «Евгений Онегин» и «Египетские ночи» – Сергей Прокофьев написал музыку.

Для своей постановки Таиров соединил в одно целое отрывки из «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу, «Антония и Клеопатру» Уильяма Шекспира и «Египетских ночей» Александра Пушкина.

Самым сложным для драматических актёров фрагментом постановки является выдуманный Пушкиным эпизод, составленный на основе легенд, когда царица Клеопатра предлагает:

– В моей любви для вас блаженство.
Блаженство можно вам купить…
Внемлите ж мне: могу равенство
Меж нами я восстановить.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю;
Скажите: кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?

Сложным потому, что он подразумевает мелодекламирование. Это жанр, совершенно ушедший из нашей профессии. Когда стихи декламируются под музыку, вместе с оркестром, в едином с ним ритме, практически по нотам.

Первый раз к этому материалу я прикоснулась вместе с Михаилом Юровским и Берлинским Национальным оркестром. Фрагменты из постановки были записаны на немецком радио.

Второй раз – с Лондонским филармоническим оркестром под руководством Владимира Юровского

И вот теперь – с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра.

– Чем мелодекламация может привлечь современного актёра?

– Это невероятно интересно, очень жаль, что этот жанр ушел из театральной школы. Его утеря говорит об утраченном понимании языковой музыкальности. Актёры сегодня мало думают о том, что такое ритм, как разложить роль по звуковой тесситуре, и как роль должна вписываться в музыкальную составляющую спектакля.

–  Насколько тяжело работать с музыкой, которая обладает силой акцентировать на себе внимание? Есть риск, что музыка «переиграет» актёров-чтецов?

– Поскольку в данной ситуации текст подобран  для исполнения под музыку и музыка создана специально, чтобы под неё шёл текст, который читается голосом, здесь не происходит какого-то перетягивания, всё очень органично связано одно с другим. Голос работает как дополнительный инструмент в оркестре, он вливается в эту музыку…

–  Получается, Вам интересен опыт синтеза различных жанров. Например, в спектакле «Бедная Лиза» в постановке Аллы Сигаловой, в данном произведении…

– Не думаю, что в спектакле «Бедна Лиза» происходит смешение жанров. В профессиональном  смысле  я существовала на сцене так же, как обычно, только была лишена слов, но их заменяли движения.

«Египетские ночи» – это больше музыкальная история и непосредственно к актёрской природе имеет немного отношения. Этот текст нельзя разыгрывать, как бы я играла в современном театре, даже в формальном современном театре. Потому, что главное в этом произведении – гениальная музыка Прокофьева. А голос просто  в неё вписывается.

– А как быть с выражением актёрского «я»?

– Оно тут совсем не причём.  И это интересно. Поскольку перед тобой –  уникальный и очень сложный жанр. Он требует напряжённо повышенного внимания, чтобы не подвести оркестр. Ведь  ты находишься на сцене вместе с огромным количеством людей, профессионалами своего дела. Поэтому стоишь, как суслик в поле, глядя на дирижёра, ловя каждое его движение.

Читайте также:

Московский пасхальный фестиваль посетят более 250 тысяч человек

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
В Третьяковке уже не первый раз повредили картину «Иван Грозный и его сын Иван»
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: