Чужие деньги

Как священник, я испытываю массу профессиональных проблем. Одна из них – меня избегают всякие «богатенькие буратино». Это прямо-таки «комплекс священнической неполноценности».

То есть у всех нормальных батюшек есть спонсоры, а я, как Золушка, – ни крёстной, ни принца. Пришлось даже обратиться к словарям – может, я что-то не понял, не разобрался, ведь так бывает в жизни. Словари, важные и степенные, подтвердили мои смутные догадки.

Действительно, английское sponsor – «попечитель», «покровитель» – имеет латинское происхождение, и древние римляне слышали в нем семантику договора, поручительства. Sponsa это у латинян «невеста», «обручённая», а sponsalia – «помолвка», «обручение». А вот этимологический словарь английского языка даже отсылает к древнегреческому σπονδή, которое имело значение договора или возлияния по поводу договора…

Фото: ЮРИЙ МЕЛЬНИКОВ, photosight.ru

Фото: ЮРИЙ МЕЛЬНИКОВ, photosight.ru

Тут мой праздный приятель, что сидит рядом и шатает стол, когда честные люди пишут, беспечно изрек: «Вот потому у тебя и спонсоров нет…». Мы пропустим эту неуместную инвективу (слово-то какое!), даже скорее диатрибу (дышится легче!), если не филиппику (именины сердца!), и заметим, что приснопамятный Тертуллиан применял слово sponsor по отношению к крестным отцам.

В итоге: договор, помолвка, крёстный отец, и, конечно же, возлияния (здесь без плюралиса никак нельзя – уважать не будут).

Ну а если без шутовства, без юродства… Попы и деньги – устойчивый сюжет не только фольклора, но и жизни нашей, в которой гораздо больше прозы, чем стихов. Деньги и спонсоры становятся не только искушением, но довольно часто почти неразрешимой проблемой для многих храмов и обителей.

Я сейчас говорю не о моем случае, когда спонсоров нет, а наоборот, когда они «слишком есть» и своей помощью душат и шантажируют священника, беспардонно вторгаются в жизнь прихода или монастыря. Когда сами священники своим угодничеством и лестью, или наглостью и неприкрытым диктатом, развращают этих самых «благотворителей и благоукрасителей», открыто охотятся на всякого обеспеченного человека.

Думаю, у каждого читателя этих строк всплывет один-два и более примеров того, о чем я пишу. Но мне совсем не хочется разбирать эти случаи, обличать или увещевать, я просто хочу знать, как правильно?

Недавно приезжал мой друг из Америки. Он там давно и счастлив. Перебрался с семьей на заре перестройки и там же, на чужбине, обрел веру, и уже достаточно взрослым человеком окончил семинарию. Не православную, правда, протестантскую, но речь не о том.

Он цельный и верующий человек, и это не мешает ему быть глубоко порядочным и воспитанным. Поет на клиросе, читает лекции, помогает людям. Я его спрашиваю: как ты без гроша в кармане смог поступить в семинарию и получить степень? В чужой стране! В Америке!

Всё очень просто. Мой друг просто подходил к людям, замечу – к незнакомым людям, объяснял им свою ситуацию и просил оплатить не всё, а некоторую часть, показывая, что он сам над этим работает и некоторую сумму уже нашел.

Он мне сказал: Америка – христианская страна, страна, пропитанная библейской культурой, что бы о ней ни говорили, и каждый американец с детства воспитывается в сознании того, что десятая часть его средств – это чужие деньги, это деньги, которые ему не принадлежат, их следует отдать или на благотворительность, или на церковные нужды, по крайней мере, их нельзя тратить на себя, это – не твоё.

В нашей стране очень низкая библейская культура. Это правда. К сожалению, правда. Писание мы не читаем. В лучшем случае вычитываем. А Писание говорит, что вера Христова не просто моё частное дело, что я прихожу в церковь не только решать свои личные проблемы, удовлетворять религиозные потребности.

Прививаясь Христу, врастая в Церковь, я вливаюсь в церковную общину. Принимая Чашу Евхаристии, я приобщаюсь Тела Христова, Его Кровь начинает течь в моих жилах, оживлять меня, наполнять подлинной Жизнью. Но я приобщаюсь также и тем, кто вместе со мной подходит к Чаше.

В этой Чаше жизнь Христова, моя жизнь и жизнь всех, кто стоит рядом со мной у Чаши, сливаются вместе. Это плавильный котел, тигель, в котором преодолевается раздробленность, отчуждение, в котором торжествует любовь и единство, жизни разных людей начинают пронизывать друг друга, жизнь брата и сестры во Христе проживается мною, жительствует во мне, а я в них, и все мы живем одной Жизнью Христовой.

Это опыт таинственный и мистический. Но его нет и быть не может, он превращается в фальшь и обольщение, если осязаемо и жертвенно моя жизнь не пересекается с жизнью моих братьев со-причастников.

Десятина – это некий образ, символ того, что я не могу жить только собой и только для себя. Десятая часть моих средств – чужие деньги, и если я трачу их на себя, я – ворую, я – вор, грабитель, я отнимаю чужое, и сколько этого я отнял за свою жизнь!

Десятая часть моих талантов и способностей – не моё, и один из моментов моего самовоспитания и духовной жизни – научиться дарить, отдавать, одаривать – красиво и рассудительно.

Жертва, благотворительная деятельность – это не просто единичный импульс, красивый и романтичный случай моей жизни. Это духовный труд, который требует воспитания и дисциплины, но рождается он от того вида ответственности, который ощущается кожей, который проникает «до разделения составов и мозгов».

И в этом смысле каждый христианин может и должен быть спонсором: трудиться и жертвовать не просто деньгами, но временем, силами, талантами, потому что это – благородно, это – красиво, это делает нас по-настоящему крестными отцами и матерями для всех тех, кто обделен любовью, теплом и нежностью.

Читайте также:

Дар Евхаристии

Одна четвертая добра

Любовь и пустота

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Погибли тысячи людей, а где-то уцелел алтарь

Почему это чудо, а не насмешка, как многие думают

Не будешь часто причащаться – ты пропал!

Можно ли заставить Христа быть спасителем только “правильных” христиан

Впереди не только грех, но и Христос

После Преображения для верующих есть две реальности

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: