Александр Филиппов
Как расписывали храм Московского епархиального дома
Здание бывшего Московского епархиального дома в Лиховом переулке, с Соборной палатой, в которой проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917 года, практически полностью отреставрировано и уже в 2015 году должно быть передано Свято-Тихоновскому университету.

Храм святого равноапостольного князя Владимира 6 июля 2015 года торжественно освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В последний момент перед снятием лесов мы попросили руководителя работ по росписи храма, сотрудника ПСТГУ иконописца Игоря Самолыго рассказать о том, как шли работы над росписью храма.
– С чего начиналась работа над проектом росписи?

– Работа начинается с богословской и художественной идеи. Потом делается архитектурный макет внутреннего пространства храма, где в объеме рассматривается, как все части будущей росписи будут взаимодействовать между собой. В проекте мы уточняем тематику, работаем с масштабом, потом художник переходит к цвету, когда ставится последняя точка в проекте, решаются все детали декора – орнаменты. Проект – это целостное решение пространства, от которого зависит образ данного храма.

Проект росписи был сделан в качестве дипломной работы выпускницы Марии Новиковой в мастерской монументальной живописи ФЦХ ПСТГУ. В проекте учитывались особенности архитектуры, посвящения храма и исторических событий, ведь здесь проходил Собор 1917 года, ставший важнейшим событием в жизни Русской Церкви ХХ века. Это отразилось в арках, где в медальонах расположены святые участники Собора. В алтарной конхе изображена композиция «Вознесение Христово», тем самым сделан акцент на апостольском служении, отсылающем к подвигу мучеников ХХ века.

Игорь Самолыго
иконописец
Московский епархиальный дом построен священномучеником Владимиром (Богоявленским), митрополитом Московским и Киевским как центр религиозного образования и миссионерской деятельности Московской епархии. 5 ноября (18 ноября н.ст.) 1902 года состоялось освящение дома.

Так совпало, что ровно в этот день в 1917 году в Соборной палате был избран на патриарший престол патриарх Тихон, и было восстановлено патриаршество, после его уничтожения Петром I. Этот же день теперь стал Актовым днем ПСТГУ.

Патриарх Тихон один из самых почитаемых святых в России. Он имеет три дня памяти в году: 26 сентября прославление, 25 марта преставление, 18 ноября избрание митрополита Тихона Патриархом всероссийским.

В 2015 году Русская Церковь отметила два юбилея святого Патриарха Тихона – 1 февраля 150-летие со дня его рождения, 7 апреля 90-летие со дня его смерти.

Особенность архитектуры этого храма здание построено в стиле модерна, в нем много световых окон и не так много поверхностей, на которых можно расположить росписи.
Мы остановились на таком решении на стенах расположилось четыре основные композиции Господских праздников Крещения, Преображения и Воскресения Христова, а также Cошествия Святого Духа в четверике, образ Христа Пантократора в куполе, ниже в подкупольном пространстве Небесные Силы и медальоны с изображениями новомучеников на арках.
Игорь Самолыго
иконописец
До революции в храме были росписи в «васнецовском» стиле, сами росписи исполнил художник Гурьянов, в технике академической масляной живописи. В отличие от фрески масляная живопись относительно плохо сохраняется, при изменении температурного режима с течением времени отшелушивается от штукатурки. Росписи храма полностью были утрачены при советской власти:
Дореволюционных фотографий не сохранилось. Все фотографии, которые остались со времени проведения Собора 1917 года это президиум Собора и его участники. Росписи никто не фотографировал, такой задачи не было. Например, что до революции было написано в куполе и было ли что-то вообще неизвестно.
Игорь Самолыго
иконописец
– Какие иконописные образцы использовались?

– Иконописцы, конечно, всегда используют лучшие образцы канонического, церковного искусства. У каждого художника свой набор любимых образцов, на которые он опирается. В процессе работы происходит их переработка. Есть опорные образцы, которые синтезируются, и получается что-то новое. Большинство образцов взято с византийских и русских фресок или икон. В данном случае в скуфье купола написан Спаситель Пантократор (Вседержитель), который традиционно изображается в самой верхней точке храма, и за основной образец взята византийская икона из Пушкинского музея.

Интересно, что объединились византийская, русская иконописная традиция и модерн. Всё это сплавилось и получился некий синтез, иногда неожиданный для нас самих как иконописцев. На ход работы влияло много факторов, первый замысел претерпел серьезные корректировки.

По проекту на пилонах должны были идти ростовые фигуры, под орнаментом идти поясные фигуры. Потом художественный совет решил нижний ярус расписать зеленоватым мрамором, сделав его свободной зоной, чтобы усилить возвышенный образ верхних росписей. Свободный низ также подчеркивает единство пространства храма с Соборной палатой, делает их единым комплексом.
– Алтарь имеет основную горизонтальную ось и широкую конху, которая просматривается из храма. Когда делался проект, мы пробовали множество вариантов и в результате долгой работы пришли к выводу, что идеальной будет композиция Вознесения Господня. Традиционное изображение в конхе Божией Матери заменяет стоящая фигура Богородицы в композиции Вознесения.
– В алтаре, кроме великих святителей и учителей Церкви, на пилонах около окон расположены образы Патриарха Тихона и митрополита Владимира Киевского – строителя Епархиального дома и храма. За алтарной преградой – образы равноапостольных князя Владимира и царя Константина друг напротив друга.
– В арках написаны медальоны с образами святых участников Собора 1917 года. В результате долгой работы художественного совета, в которой принимали участие ректор университета протоиерей Владимир Воробьев, декан ФЦХ протоиерей Александр Салтыков, сотрудники университета и факультета церковных художеств, было отобрано около сорока святых – епископов, священников и мирян, более всего послуживших Церкви во время начинавшихся коммунистических гонений. Кроме того, стояла задача добиться портретного сходства, ведь это все очень известные люди, сохранились их многочисленные фотографии.
– Эту нелегкую работу выполнили сотрудники иконописной мастерской ПСТГУ, под руководством старшего преподавателя монументальной кафедры Л. Г. Гачевой. Выпускники иконописной и монументальной кафедры, которые составляют основную часть нашей бригады и иконописных мастерских, работали очень слаженно и дружно.
К сожалению, в современной практике росписи храмов в Русской Церкви практически полностью исчезла техника истинной фрески – росписи по сырой известковой штукатурке минеральными пигментами. Сегодня чаще всего используют силикатные краски – современный материал, «продиктованный нашей жизнью и сроками работ». «Силикатная краска хорошо себя зарекомендовала: она ближе всего по стойкости к фреске, она паропроницаемая, через нее стена дышит, не отшелушивается от стены, как масляная краска, которой здесь были расписаны стены до революции».
Здание Епархиального дома было многофункциональным – в самом храме проходила служба, а между залом и Соборной палатой – врата, которые разделяли четверик храма и Соборную палату, где проходили богословские конференции, концерты классической музыки, диспуты.
Участники Собора располагались в самой соборной палате, а Президиум, за которым восседал Патриарх Тихон и другие епископы, был прямо под аркой входа в храм. Сейчас над аркой будут изображены участники Собора в стиле академической живописи.
Иконостас сделан по тому образцу, который был виден на фотографиях Собора 1917 года. Детали, масштабы икон, которые можно было рассмотреть на фотографиях, делали по возможности в точности, как было тогда.
Какие у вас ощущения от того, что подходит к концу эта сложная многолетняя работа?

Мне трудно пока что разобраться в своих ощущениях. Работа была сложной, в процессе возникало много трудностей и препятствий. Но этот путь пройден, всё хорошо закончилось, и, наверное, потому, что в этот храм, в эти росписи, в это здание было вложено очень много труда, душевных и физических сил и стараний многих людей.

2
Московский епархиальный дом

В 1917-1918 годах здесь проходил Поместный собор Русской Церкви. В составе Собора 1917 года участвовали не только епископы, но и другие клирики, а также миряне. Работа Собора продолжалась 13 месяцев.
В 1918 году здесь была совершена первая панихида по убиенной царской семье.
С 1918 по 1922 год в Епархиальном доме проходили занятия Православной народной академии — уникального для России высшего учебного заведения, сочетавшего богословское и светское образование.

15 июня 1922 года Епархиальный дом был закрыт советской властью, разграблен, здание было отобрано у Церкви. Затем в здании располагались Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт, Центральная студия документальных фильмов. В 1931-1932 годах производятся крупные изменения: сносится колокольня и золотой купол, надстраивается 4 этажа, перестраивается фасад.

После падения советской власти в 1992 году Православный Свято-Тихоновский богословский институт стал добиваться возвращения этого здания Церкви.
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ
«Искать здание дома мы стали в 1992 году, так как наш университет носит имя святого Патриарха Тихона, который был избран в качестве кандидата на Патриаршество на Соборе 1917-1918 годов в Епархиальном доме. Мы вдвоем с еще одним Владимиром пошли по адресу: Лихов переулок, дом 6. Облик Епархиального дома был нам известен по фотографиям, но тот дом, который находился под номером 6, был абсолютно не похож ни на одну фотографию. Это было какое-то советское, довольно уродливое, серенькое, оштукатуренное здание, с надстройкой в 3 этажа с одной стороны.

Мы вошли внутрь, и только там стали различать какие-то признаки старого здания. А когда мы поднялись на второй этаж, то обнаружили огромную Соборную палату. Всё остальное было искажено до неузнаваемости. Арка, которая отделяет Соборную палату от храма, была заложена кирпичом, сам храм был разделен на 6 этажей литыми перекрытиями, там были какие-то маленькие подсобные комнатушки, разные мастерские. В алтаре находились слесарные станки. Мы были в полном ужасе от увиденного», рассказывает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
18 ноября, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, Православный Свято-Тихоновский университет отмечал свой праздник – Актовый день. Торжества начались литургией со всенародным пением в Князь-Владимирском храме Епархиального дома в Лиховом переулке.
Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.