мария Хорькова, ефим эрихман
Такой ее видел князь Андрей:
Боголюбская икона после 100-летней реставрации
На выставке в центре им. Грабаря можно увидеть подлинный лик Боголюбской иконы Божией Матери
Значение этого образа переоценить невозможно: икону Божией Матери, названную позднее Боголюбской, заказал князь Андрей Георгиевич в 1158 году после чудесного явления ему Богоматери недалеко от Владимира. Эта икона стала одной из самых почитаемых святынь и, что удивительно, дошла до наших дней. Икона много раз была на грани гибели, но героические усилия нескольких поколений реставраторов дают надежду на то, что этот шедевр древнерусского искусства увидят и наши внуки.

Икон домонгольского периода сохранилось немного: всего около 30. Поэтому открытие первоначального живописного слоя Боголюбской иконы – значимое событие. Сотрудники ВХНРЦ им. Грабаря отметили это событие «Публичным отчетом о реставрации» – по сути, увлекательной выставкой. Правда, подлинник иконы на ней не представлен. Почему? Это долгая история…
Благословение Патриарха Тихона и разрешение революционного правительства
Когда члены реставрационной комиссии под руководством Игоря Грабаря в 1918 году впервые сняли металлический оклад с Боголюбской иконы, они испытали шок: икона была черной, крошилась, по поверхности ползали живые личинки… Это была, по словам реставратора Александра Анисимова, «археологическая руина».

Спасти икону ученые не надеялись. Тем не менее, реставраторы сделали всё, что могли: очистили и укрепили доску, сфотографировали икону, вложили ее вновь в киот и вернули в Боголюбский монастырь. Как это было возможно в неспокойном 1918 году? В первую очередь, благодаря героическим усилиям Игоря Грабаря. С одной стороны, художнику удалось убедить революционное правительство в необходимости сохранять и реставрировать иконы. С другой – заручиться письменным благословением Патриарха Тихона. «Желаю успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию. Призываю благословение Божие на тружеников науки», – написал в документе Патриарх.
«Боголюбская» как экспонат антирелигиозного отдела
После закрытия Боголюбского монастыря в 1923 году святыня была передана в церковь Иоакима и Анны в селе Боголюбово, где и пребывала до закрытия храма в 1939 году. С 1940 года она находилась во Владимирском Успенском соборе, бывшем тогда антирелигиозным отделом Владимирского краеведческого музея. В это время снова встал вопрос о реставрации, но серьезные работы начали только в 1960-х годах. Успехи специалистов были столь значительны, что в 1974 году икону выставили в Третьяковской галерее, хотя до раскрытия первоначального замысла иконописца было еще далеко.
В 1992 году икона была передана в музейную экспозицию в Успенском соборе Княгинина монастыря. Для сохранности святыню поместили в специальную капсулу (в подобной капсуле находится икона Владимирской Богоматери в храме при Третьяковской галерее), однако датчики температуры и влажности несколько раз выходили из строя, необходимые условия хранения нарушались. Икона вновь начала разрушаться, красочный слой отошел, появилась плесень... В 2009 году она была экстренно отправлена на реставрацию.
Реставрация высоких технологий
Теперь реставрационный процесс шел с привлечением самых современных технических средств.
За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств и несколько раз подолгу находилась в условиях, драматично сказавшихся на ее сохранности. Многочисленные красочные слои, следы предыдущих несовершенных реставраций специалисты «разгребали» под микроскопом.
«Шесть лет я общался с иконописцем XII века»
По словам Александра Горматюка, проводившего исследования и научно-реставрационные работы с 2009 по 2016 годы, «процесс раскрытия осложняли не только многочисленные позднейшие вмешательства, но и своеобразие авторского красочного слоя, особенно его необычайная тонкость на лике». Работы велись очень бережно, под постоянным контролем реставрационного совета. Задача выведения древнего памятника из аварийного состояния порой ставила в тупик и опытных реставраторов. Для разрешения спорных вопросов привлекались новейшие методы из области высокоточного машиностроения и медицинской диагностики. Икону даже просвечивали на томографе во Владимирской областной больнице!
Александр Горматюк
Сам Александр Горматюк в течение 6 лет ездил во Владимир так часто, что сотрудники местного музея стали считать, что он работает у них. «После того, как я стал реставрировать эту икону, в моей жизни изменилось всё! – говорит он. – Представьте, я лицом к лицу общался с иконописцем XII века!»

Конечно, постоянно отправлять столичных реставраторов в командировки было не очень удобно. Но когда в июле 2010 года всерьез встал вопрос о перевозке иконы в Москву, в здании реставрационного центра имени Грабаря случился крупный пожар. Многие сочли это знаком.
Будущие поколения должны увидеть эту икону
Никто из реставраторов пока не берется судить о том, где и когда может быть выставлен подлинник иконы, встречи с которым ждут и ученые, и любители искусства, и верующие. «На вопрос о том, смогут ли наши потомки увидеть эту икону, я отвечаю: это возможно», – комментирует Александр Горматюк.

Сейчас подлинник иконы находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Основной этап реставрации завершен, но впереди минимум два года мониторинга. Лишь убедившись, что состояние иконы стабильно, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию. В настоящий момент доступ к Боголюбской иконе имеют лишь двенадцать человек из числа научных сотрудников, но благодаря качественным фотографиям на выставке в Центре имени Грабаря каждый желающий сможет увидеть икону такой, какой ее видел, возможно, сам князь Андрей Боголюбский.

Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также специально привезенные из Владимира фрагменты белокаменной резьбы, оружия XII века и недавно подаренное Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику Евангелие писателя Ивана Шмелева.
Выставка проходит c 28 января по 26 февраля в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря по адресу: Москва, улица Радио, дом 17, корпус 6. Вход по предварительной записи с 11 до 16 часов.

Дополнительную информацию можно получить в отделе по научно-методической работе ВХНРЦ (тел. 8 499 763 37 40).
Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.