Анна Иванова, Ефим Эрихман

Выше, чем прибыль

Почему бизнесмены инвестируют в людей
«А сейчас, – говорит Марина Починок, директор по управлению талантами Сбербанка, модератор пленарного заседания конкурса People Investor, – мы будем выступать в очень быстром режиме, чтобы студенты на задних рядах не засыпали». На самом деле в большой аудитории «Плехановки» никто и не думает засыпать. Девушка рядом со мной сосредоточенно гуглит название жилого квартала, о котором говорит Мария Захарова из компании «Новард».
Мария Захарова
директор по коммуникациям и социальному развитию группы компаний «Новард»
Марина Починок
директор по управлению талантами Сбербанка
Слова «мы основываем бизнес на ценностях дореволюционной России» звучат несколько странно от яркой женщины, демонстрирующей слайды с современными жилыми кварталами. Мария добавляет: «Дело в том, что для нас очень важно не останавливаться на продаже квартир, это умеет с большим или меньшим успехом любой застройщик. Мы же формируем местное сообщество жителей».

Марии не нравится слово «потребитель», она считает его устаревшим. Человек – не только и не столько то, что он потребляет, даже для компаний, которые ему это потребление обеспечивают. В домах, которые строит «Новард», продумано «развитие сообщества и социальных коммуникаций среди жителей». За этими словами – соседские клубы для общения по интересам, детские кружки, налаженная система взаимопомощи, совместные праздники и мероприятия. «Разрабатывая проект, – говорит Мария, – мы мечтали о том, чтобы жители нашего миниполиса действительно стали близкими людьми, а не просто жили рядом и здоровались в лифте».

Выступив, Мария уже передает микрофон следующему, но передумывает: «Я хочу добавить буквально пару слов. Считается, что в бизнесе прибыль превыше всего, это, может быть, и так, но честь – превыше прибыли».

Следующий выступающий, вице-президент компании «Ренессанс Страхование» Владимир Тиняков, говорит, что самое главное для его компании – здоровье сотрудников. «Мы очень бы хотели, чтобы бизнес тут поддерживал своих работников, – говорит он. – Понятно, что каждый человек отвечает за себя сам, но бизнес не работает сам по себе, с бездушными винтиками, исходя только из их функциональности. Вложения в людей себя оправдывают».

«Инвестиции в человека» – сравнительное новое направление в бизнесе, включающее в себя и создание локальных сообществ, и управление человеческими ресурсами, и экологическую эффективность, и благотворительность. Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России, говорит, что все меньше бизнесменов хотят просто вливать деньги в благотворительность, быть спонсорами разовых проектов. Сейчас появляются новые форматы.

Владимир Тиняков
вице-президент «Ренессанс Страхования»
Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России
Вадим Ковалев: Вы же наверняка знакомы с классической формой экологической деятельности? Проще говоря, на субботниках бывали? Все пришли со вздохами и недовольством, посадили десять деревьев, губернатор с лопатой сфотографировался. А один из участников нашего форума, проект «Чистые игры», вместо этого придумал, как людей заинтересовать. Они делают не просто субботник, а квест, где можно получать баллы и очки, делиться своими достижениями в социальных сетях, соревноваться с коллегами.

Анна Иванова: Почему бизнес вообще в это вкладывается? Понятно, когда компания заботится о своих сотрудниках, откровенно говоря, ее работники – это ресурс, от этого зависит прибыль. А проекты, вроде патриотического клуба в новом жилом комплексе, совсем не то, на что смотрит человек, когда покупает квартиру. Это такая форма благотворительности?

Вадим Ковалев: Вы не совсем правы, бизнес всегда старается исходить из стратегии «win-win», которая означает, что в деле нет проигравшего и вообще проигрыша, достигаются сразу все цели. Это не чистая благотворительность, а умная благотворительность, это именно инвестиция, и она себя окупает. Вас не заинтересует патриотический клуб? Хорошо, а двор, куда вы можете спокойно выпускать гулять своего ребенка, не за трехметровый забор и охранников с автоматами, а просто потому, что рядом с вами единомышленники, друзья, неравнодушные люди – заинтересует? Я думаю, что такие действия бизнеса всегда себя окупают.

Проект People Investor начался в 2008 году и направлен на то, чтобы бизнесмены с ответственным социальным подходом могли объединиться, услышать про чужой опыт и взять его на вооружение, воспользоваться опытом российских и зарубежных экспертов. Важный этап – конкурс корпоративных проектов. На пяти секциях компании представляют свои проекты и инновационные практики.

«У нас строгое жюри, – рассказывает Вадим Ковалев. – Некоторые компании вообще не понимали, чего от них хотят. Они показывают какую-то единоразовую акцию, а их спрашивают – а что от этого изменится через пять лет? Через десять? Они говорят, ну вот же, фотографии красивые, о компании узнали… Это полностью противоречит нашим принципам, мы настроены в первую очередь на долгосрочные и системные проекты».
Заседания секций
Соискатели проходят отборочный тур, а затем представляют проект на коротких презентациях жюри секций. Вопросы быстрые и жесткие: «Каким образом можно масштабировать проект на город, а в идеале на целый регион?», «Сколько из бюджета вы рассчитываете тратить на рекламу кампании, как вы собираетесь привлекать в нее людей?», «Какова конечная цель проекта? Не общими словами, а именно конкретная цель?» После представления своих проектов соискатели торопятся успеть еще на две-три секции, наибольшей популярностью пользуется «Взаимодействие с партнерами и клиентами» и, неожиданно, «Здоровый образ жизни».

В конце форума объявляют пять победителей. Некоторые из них шли к этому результату несколько лет, дорабатывая свои программы, используя опыт наставников и экспертов.

Победители конкурса
Управление человеческими ресурсами
В этой номинации первое место взял Корпоративный Университет Сбербанка. Проект реализуют уже четыре года, особенно обращая внимание на создание самообучающейся организации. Часть программ проходят на иностранных языках, проводятся специальные тренинги, используются новые технологии. «Самое важное – это образование», так говорят часто, но для нас это действительно главный приоритет», – говорит лауреат, получающий награду.
Взаимодействие с партнерами и клиентами
Здесь первое место досталось МТС. Программа МТС/Медиа придумана, чтобы повысить цифровую грамотность людей. Компания подготовила более тысячи публикаций, построенных по принципам объяснительной журналистики с интересным и разнообразным содержанием. «Что хорошо для людей – то хорошо для бизнеса», – лаконично говорит победитель в номинации.
Развитие местных сообществ
Награда досталась компании «Сахалинская энергия». Их проект называется «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия сахалинских нивхов». Целый год компания обеспечивала круглые столы и научные конференции, совместно с Российской государственной библиотекой оцифровывала произведения основоположника нивхской классической литературы Владимира Санги, организовывала литературные чтения.
Экологическая эффективность
В этой номинации победила компания «Полиметалл» с проектом по рекультивации хвостохранилища ГОК «Кубанка». Специалисты кропотливо восстанавливали биоразнообразие на ранее нарушенных землях путем формирования на них корнеобитаемого слоя, который даст пищу животному миру. В ходе проекта восстановили 12 гектаров земли, и, что гораздо важнее, создали схему реализации таких проектов на российском северо-востоке, в сложных климатических условиях.
Здоровый образ жизни
К победе в пятой номинации компания «Юнилевер Русь» шла три года. Проект Wellbeng направлен на то, чтобы сотрудники компании и их семьи вели здоровый образ жизни, не болели профессиональными заболеваниями, ежегодно проходили проверку здоровья и, при необходимости, получали внешнюю помощь и корректировку рекомендаций. За три года программы в головном офисе компании заболеваемость сотрудников снизилась в два раза.
Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.