Россия-Украина: Вести себя по-братски

|

О взаимоотношениях России и Украины как они есть и как их видят СМИ — Сергей Худиев.

Я полагаю русский и украинский народы братьями в самом глубоком и теплом смысле слова — нас объединяет нечто большее, чем лоно одной матери, нас объединяет Крещение Руси и святая Православная Церковь. Поэтому я с особенной скорбью читаю всю ту взвинченную, враждебную и чудовищно вредную риторику, которой полны наши СМИ и интернет.

Если говорить о политике, то политика есть искусство возможного. Она исходит из реально существующих условий. Если Вы хотите чего-то добиться, то, во-первых, Вам следует начать с осознания реального положения дел. Каковы условия, в которых мы собираемся действовать, и каковы наши возможности. Во-вторых, надо поставить себе реалистичные цели. Может быть, я хочу луну с неба и границы 1913 года, но я понимаю, что этого добиться невозможно. Надо исходить из реальных условий и возможностей. В-третьих, определить работающие методы достижения этих целей. Беда в том, что наш интернет и СМИ полны комментариев, авторы которых не ставят себе таких очевидных вопросов — а просто изливают сильные эмоции по поводу отсутствия луны с неба и границ 1913 года.

Но если мы хотим сделать что-то полезное — или хотя бы не делать вреда — надо начать с признания реального положения дел. Реально существует украинский народ с украинским самосознанием, который не воспринимает себя как подвид русских. Сибиряки (за исключением то ли одного, то ли нескольких клоунов) — воспринимают, казаки — воспринимают, а вот украинцы — нет. Это факт, из которого стоит исходить. При этом, возможно, украинцы и русские отличаются меньше, чем баварцы и пруссаки. Но баварцы и пруссаки сознают себя немцами, у них есть общее национальное самосознание, даже старая песня «Германия превыше всего», которая у нас воспринимается как фашистская, возникла в пору объединения немецких земель и просто означала, что общенемецкая идентичность важнее местных.

Можно вспомнить, что жители британских колоний в Северной Америке были во всех отношениях британцами — по происхождению, языку, культуре, религии. Их отличало только одно — они отказались себя британцами признавать, у них развилось свое национальное сознание, и они стали отдельной нацией. Кстати, я где-то слышал, что они даже писали трактаты о тысячелетнем британском рабстве, почему-то не опасаясь услышать совершенно справедливое «от британца и слышу». Это был чистый случай, когда блудные дети метрополии под влиянием революционных агитаторов провозгласили себя отдельной нацией — но они ей и стали. Атлантическая солидарность и «мир, говорящий по-английски» стали возможны после того, как британцы согласились — ладно, это другая нация.

Другая реальность, которую нам стоит признать — государство Украина. Оно существует, из этого надо исходить. Признав обе эти реальности, можно говорить совершенно справедливые вещи об общих корнях и духовном наследии Киевской Руси.

Россия и Украина

Россия и Украина

Чрезвычайно трудно понять глубокий политический смысл заявлений, что украинцы — не народ, Украина — не государство, и что надо его расчленить или поглотить. Трудно понять и цель высказывания откровенно злорадных ожиданий великих бедствий от ассоциации с ЕС.

На какую аудиторию это рассчитано? Какой эффект в целевой аудитории это должно произвести? Не догадываетесь, как это будет воспринято украинской аудиторией? Совсем-совсем не догадываетесь? Ну вот ни капельки?

Чтобы налаживать братские отношения, надо признать брата реально существующим отдельным субъектом отношений. Отказ в таком признании будет порождать сильную реакцию отторжения — не брат ты мне, монгол финно-угорский! Поэтому надо признать, для начала, что украинцы — другой, хотя и близко родственный по вере, языку и культуре народ. Мы его признаем в таком качестве. Украина — государство, которое мы не хотим ни поглотить, ни расчленить, ни произвести там волнений и мятежей, ни как-либо еще, как государство, уничтожить.

Пока что, увы, похоже на то, что российские СМИ и блоги произвели гораздо большую работу, чем Нуланд со своими бутербродами и Вестервелле со своим мужеженом. Наша патриотическая тусовка в отношении Украины воспроизводит тот же самый психологический паттерн, который либеральная тусовка демонстрирует в отношении русских — высокомерное презрение, совмещенное с искренней обидой «а чего это люди, которых я демонстративно презираю, меня не любят?». И в самом деле, ну чего это они?

Такая риторика — даже не имперская, а какая-то бессильно-обиженная — только вредит сохранению и развитию русского мира, религиозной, культурной и исторической общности восточнославянских народов. Потому что она создает образ какого-то больного и истерического империализма, который зубы точит и съесть Украину хочет, чего-то отталкивающего и враждебного, от чего хочется держаться подальше. А напоминание о той фундаментальной духовной реальности, которая нас объединяет — Киевской Купели, воспринимается просто как часть этой риторики — и отторгается.

А это духовное единство существует независимо от государственных границ. Киевские святые, которые называли себя русскими и землю свою русской — в глубочайшем смысле сограждане новгородским и московским святым. Восточнославянская цивилизация — духовная, культурная и историческая реальность, которая пережила вещи намного более серьезные, чем ЕС. И она не означает чьего-то поглощения или умаления чьей-то свободы — точно так же, как существование «мира, говорящего по-английски», «германского мира» или «скандинавского мира» не ставит под вопрос независимость входящих в него стран и народов.

Святейший Патриарх Кирилл ежегодно поздравляет президентов Украины и Белоруссии с днями независимости этих стран. Как сказал Патриарх в интервью украинским тележурналистам, «Русский мир не означает „российский“. Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели — Киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность».

И чтобы дать реальности святой Руси проявляться, чтобы дать ей постепенно исцелить наши конфликты и непонимания, ее не нужно забивать криками гнева и обиды.

Я не думаю, что ассоциация с ЕС послужит ко благу Украины. Я думаю, что ЕС и христианская Европа соотносятся примерно как СССР и православная Россия. Но было бы очень странно надеяться отговорить украинцев от стремления в ЕС, объявляя их народ несуществующим, а государству, в котором они живут, настойчиво возвещая распад.

Давайте разговаривать с братьями по-братски — признавать их право на свое мнение, не высказывать им угроз и оскорблений, проявлять любовь и уважение. Потому что они нам не беглые крепостные, не дезертировавшие солдаты, не мятежные подданные — они нам действительно братья.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Приходы Украинской Православной Церкви собрали провизию военным АТО

Духовенство вместе с воинами помолились за Украину и ее военных, которые отправляются на Восток

Всеукраинский крестный ход вошел в пределы Бориспольской и Кевской епархий

Молитвенные шествия за мир в Украине пройдут в каждом населенном пункте Днепропетровщины

Суд подтвердил право Горловской епархии на храм в Константиновке

Сторонники «Киевского патриархата» захватили строящийся храм Сретения Господня, изменив руководящий состав приходского совета