Декан соцфака МГУ Владимир Добреньков: Модель воспитания в православных приютах способна обеспечить ребенку нормальную социальную адаптацию

|

Поправки к законопроекту «Об опеке и попечительстве», предложенные депутатами Государственной думы Е.Ф. Лаховой и П.В. Крашенинниковым, с самого начала вызывали резонные замечания. В случае изменения закона предложенным образом, попечение над детьми, оставшимися без опеки родителей, перешло бы в ведение исключительно государственных и муниципальных приютов – тем самым, негосударственные приюты и патронатные семьи были бы поставлены вне закона.

Основной ошибкой авторов поправок представляется то, что, руководствуясь резонным желанием упорядочить порядок опеки над беспризорными детьми, они, по сути, воспринимают ее в строго юридическом, механистическом виде. Однако, на мой взгляд, как нельзя отделять образование от воспитания, также нельзя и отделять материальную опеку от духовного попечения. И именно здесь возникает главный вопрос: почему негосударственные (в первую очередь, церковные) приюты и патронатные семьи, крайне положительно зарекомендовавшие себя на ниве заботы над беспризорными детьми, могут быть закрыты?

Разумеется, не стоит демонизировать намерения депутатов, а потому и в их поправках можно найти справедливое зерно. Как мне кажется, государство, действительно, должно осуществлять строгий надзор над соблюдением негосударственными органами опеки всех имеющихся стандартов. И если усилия Русской Православной Церкви, а также других традиционных конфессий в данной сфере стоит не только приветствовать, но и всячески поддерживать, то нельзя не замечать и попытки деструктивных организаций вовлечь в свою деятельность беспризорных детей и подростков посредством организации попечения над ними. И именно эти тенденции необходимо строго пресечь.

Хорошо известно, что сегодня Россия переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних (после Гражданской и Великой Отечественной войн). Только по официальным данным в России более 700 тысяч детей-сирот и более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. Количество же беспризорников определяется цифрами от 2 до 5 миллионов. Эти цифры словно напоминают старинную мудрость, что чужих детей не бывает. А потому не стоит ограничивать попечительские возможности негосударственных структур.

Более того, я полагаю, что православные приюты могут стать моделью, по образу которой должна строиться система попечения в России.

Подобные приюты давно зарекомендовали себя в качестве эффективных органов опеки, работа которых строится на трех необходимых составляющих:

Обеспечение жизнедеятельности.
Образование.
Воспитание, ориентированное на базовые духовные ценности и пафос национального достоинства.
Попечительский подход, учитывающий в качестве важного фактора формирование целостной аксиологической позиции ребенка, наилучшим образом обеспечивает его социальную адаптацию. Ведь именно в возрасте выпускника приюта человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса. В том случае, если молодой человек не наблюдает очевидных ценностных ориентиров, он оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией.

Иными словами, ключевая миссия приютского попечения состоит не только с том, чтобы согреть и накормить ребенка, но также – дать ему понимание «большой жизни», навыки ориентации в ней, и что самое главное – сам ориентир.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: