Главная Новости Документы

Декларация Свято-Сергиевского богословского института

Мы, члены преподавательского состава, после молитвы и обсуждения, в единстве духа и подавляющим большинством, пришли к решению, единогласно поддержанному административным советом, приостановить занятия в Институте на весь академический год 2015-2016.

1. В те дни, когда Институт готовится отметить свое 90-летие, наступают времена, когда более чем когда-либо требуется «дать отчет о нашем уповании» (1 Пет 3:15). Наши отцы-основатели, изгнанные тоталитарным режимом, сумели осознать свое изгнание как промысел. Они принимали деятельное участие в жизни  Запада,  Европы, Франции, шли навстречу разным христианским конфессиям, религиям, философским движениям, сознательно впитывая университетскую дисциплину преподавания и исследования, диалога и дискуссий. Они  мужественно преодолевали раздробленность православного мира, оставаясь открытыми для всей совокупности православных поместных церквей и свидетельствуя о вселенскости Православной Церкви. Они терпеливо строили единственную богословскую школу в Старом Свете, которая смогла пройти сквозь мрачный ХХ век, не потеряв свободы. Как написал Оливье Клеман уже двадцать лет назад, к 70-летнему юбилею Института: «Именно здесь Православие может ближе ознакомиться с современностью, не отвергая её принципиально, но и не растворяясь в ней, чтобы превзойти ее изнутри, в духе верности истинному Преданию, которое в Теле Христове есть вечно обновляющаяся новизна Духа».

2. Высокий уровень этого доставшегося нам наследия призывает нас к смирению и одновременно к решительности. Это наследие переживает сегодня разрушительный натиск, который ведет к его уничтожению. С момента спорного избрания в ноябре 2013 г. на место главы Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе архиепископ Телмисский Иов не переставал поносить и расшатывать Институт и чинить препятствия его деятельности, отказывая ему в автономии, гарантированной французским и общеевропейским правом. Своей постоянной целью он ставил превращение почетной должности ректора Института, которая традиционно предоставляется архиепископу, в инструмент полного порабощения институтской жизни. Ниже следуют примеры:

— С конца 2013 года до конца первого семестра 2014 года владыка Иов Телмисский безрезультатно обращался в службы министерства внутренних дел и в министерство высшего образования и исследований, чтобы республиканские власти признали за ним права, которые, как ему было объявлено, не могли ему принадлежать по закону и по уставу Института. Действия эти противоречили положению о светском характере государства.

— 19 июня 2014 г., во время выпускного акта, в конце литургии, владыка Иов Телмисский выступил против «нарушения работы, проблем церковного, административного и академического порядка», «дурного управления и низкого уровня», «общей некомпетентности», «жалкой, гротескной ситуации, позора», причиной которых стало «завоевание» Института «секулярной тенденцией», которая привела в действие «переворот, переход к военным действиям» против его собственной персоны, в то время как Институт должен «относиться к нему как дитя к Матери», то есть признать за ним полную власть.

— В понедельник 29 сентября 2014 г. владыка Иов Телмисский смог  возобновить свои нападки во время первого собрания «Независимого комитета специального назначения», фактически самопровозгласившего себя полномочным провести аудит Института.  Владыка Иов узаконил принцип и существование комитета, добившись указа Священного Синода Вселенского Патриархата на основании своего одностороннего доклада, который до сих пор остается конфиденциальным и который, скорее всего, является предвзятым, учитывая его результаты. Мы можем только сожалеть, что уважаемые люди, собранные в этом комитете, предполагали принять участие в объективном заседании, а оказались использованы в угоду самым субъективным амбициям.

— 25 декабря 2014 г. владыка Иов Телмисский обратился к приходам епархии за традиционными рождественскими пожертвованиями в пользу Института, указав, что средства должны быть направлены на имя учрежденной им параллельной ассоциации «Colline Saint-Serge», умышленно названной схоже с Институтом.

— 8 февраля 2015 г. на актовом дне Института владыка Иов Телмисский поручил прочитать заявление в ответ на письменное обращение Института к юридическому эксперту 2 февраля 2015 г., где «Комитет специального назначения» был обозначен как объективно противозаконный. В намерения Института входило защитить представителей власти и  должностных лиц, начиная со Святейшего Синода, от незаконных действий, на которые владыка Иов их толкал, преследуя собственные скрытые цели. В своем заявлении владыка Иов, тем не менее, осудил «членов административного совета Института» за  их «отпадение от Церкви», требуя, вопреки истине, «вспомнить, что каноны запрещают представлять церковные тяжбы светским властям», таким образом явно запугивая институтское духовенство  возможными санкциями церковного суда.

— 18 мая 2015 г. во время судебного процесса АМЕИТО (Ассоциации финансовой поддержки Института) и Фонда пожертвований на Институт культуры и православной мысли святого Сергия, двух ассоциаций, финансово поддерживающих Институт, против Патрика Бриспо, бывшего казначея АМЕИТО, отданного под суд за расхищение фондов, владыка Иов Телмисский вмешался, не проконсультировавшись и не предупредив Институт, и настоял, чтобы епархия тоже объявила себя параллельно и странным образом истцом. Адвокат епархии не преминул заявить, что Институт несет частично моральную ответственность за тяжелый урон, который был нанесен Институту. Это действие ослабило позицию и возможность Института бороться за возвращение украденных фондов.

— 26 мая 2015 г. владыка Иов Телмисский принял институтскую делегацию, попросившую аудиенцию с целью поиска возможностей возобновления сотрудничества. Владыка Иов заявил, что он требует, чтобы: а) Институт принес свои извинения членам «Комитета специального назначения», передав им в руки документы для финансового контроля и  curricula vitae преподавателей; б) чтобы Институт предоставил ему совокупность следующих полномочий, сосредоточив их в руках его как архиепископа: председательство в административном совете Института, председательство в АМЕИТО, право периодического переназначения членов педагогического состава. В заключение он подтвердил свой отказ подписать подготовленные дипломы на выпускном акте 2015 г., как уже это было сделано в 2014 г. под предлогом неверно сформулированных названий степеней, вопрос о которых был уже к этому моменту разрешен. Эта ситуация ставит студентов в положение заложников.

— 29 мая 2015 г. владыка Иов Телмисский принял у себя студентов Института для того, чтобы объяснить им, что он снимает с себя всякую ответственность за создавшуюся тупиковую ситуацию в Институте, что у него есть другой отдельный проект, новые преподаватели и необходимые денежные средства на кардинальную переделку Института, что он имеет право не подписывать их дипломы и советует им «из предосторожности» записаться параллельно в другие учебные заведения или просто поступить в какое-нибудь другое место.

— 15 июня 2015 г., в день приговора по делу Бриспо, суд высказался полностью в пользу АМЕИТО и Фонда пожертвований на Институт культуры и православной мысли святого Сергия, присудив им полное право вернуть украденные средства, одновременно отклонив притязания владыки Иова на место истца и таким образом подтвердив независимость этих ассоциаций и независимость Института как юридического лица.

3. Прежде всего нам надо, к сожалению, признать, что мы не узнали ничего нового о расположении ума нашего бывшего студента, затем преподавателя Иова Гечи с тех пор, как он поступил в Институт в 1996 году и до нашего коллективного отказа продлить его деканский мандат в 2007 году. Именно это последнее событие видится нам источником всех нынешних действий, направленных на достижение абсолютной власти, которую он считает полученной им от Бога, вследствии ложного понимания  епископского достоинства, что, следует признать, бросает тень на наши педагогические способности в отношении владыки.

4. Однако в течение всего этого года скрытых и явных нападок со стороны того, кто стал архиепископом Иовом, мы предпочитали молчать в надежде, что скандал прекратится, что он не выплеснется за пределы Церкви, что здравый смысл и единство возобладают. Мы просим прощения у тех, кто, не понимая причин этого молчания, сделал вывод, что Институт изменил своему призванию и своей миссии.

5. На самом деле мы не единственные, кто подвергается нападкам владыки Иова Телмисского в его отчаянном стремлении к власти и признанию. С грустью обращаем мы свои братские мысли к епархиальному Совету, прихожанам, священникам и мирянам Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе, которые тоже подверглись его мстительному и оскорбительному произволу, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы, официальные и неофициальные, выраженные в письмах или через интернет. Всех, кто оскорблен, ранен и шокирован поведением владыки Иова Телмисского, мы заверяем, со смирением и уверенностью, следуя за отцами и святителями Церкви: «Это не есть Церковь Христова. Это не есть Православие».

6. Вместе с апостолом мы тоже «облеклись в долготерпение» (1 Кол 3:12) до того крайнего момента,  когда становится необходимым, чтобы было «слово наше ‘да, да’, ‘нет, нет’» (Мф 5:37, Иак 5:12). Как учит нас преподобный Максим Исповедник, который был единственным, кто представлял истинное Православие в свое время: «Прежде всего и сверх всего — трезвиться и бодрствовать… пуще же будем хранить великое и первое средство нашего спасения — разумею славное наследие веры, — исповедуя откровенно душою и устами, как научили нас Отцы» (Письмо XII).

7. Итак, приняв во внимание растущую сложность нашего  положения, но прежде всего в знак сопротивления удушающей свободу воле владыки Иова Гечи, его пониманию епископата, как автократии, его пренебрежению к законам Французской Республики и Европейского Союза, мы, члены преподавательского состава, после молитвы и обсуждения, в единстве духа и подавляющим большинством, пришли к решению, единогласно поддержанному административным советом, приостановить  занятия в Институте на весь академический год 2015-2016.

8. В этом выражается неприкосновенное право Свято-Сергиевского института, частного учреждения высшего образования, признанного государством и управляющегося свободной ассоциацией на основании закона 1901 года о некоммерческих организациях. По этому закону Институт юридически не может подчиняться Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе, поскольку она по своему юридическому статусу является объединением приходских ассоциаций, регулируемым законом 1905 года об отделении Церкви от государства. В этом выражается и непреложная ответственность Института перед всеправославной миссией, выполнявшейся им в течение девяноста лет на благо всех –  Комитета, а впоследствии Совещания православных епископов Франции, единства православных церквей во всем мире и в первую очередь Вселенского престола, который всегда и до сегодняшнего дня выступал гарантом свободы Института, видя в ней выражение своего духовного влияния в мире.

9. Этот период перерыва в занятиях предусматривает заботу о студентах, уважительное рассмотрение их стремлений и их устройства в сестринские учебные заведения, с которыми у нас существуют академические связи и договоры, чтобы учебный процесс не прервался. Кроме того, будет продолжаться заочное обучение. Но этот период, девносто лет со дня основания, должен прежде всего послужить для размышления над тем, как мы себе представляем следующие девяносто лет нашего существования, в духе наших истоков и сегодняшних задач. Во все время академического года 2015-2016 Институт, освободившийся от пагубного паралича,  в который его вверг владыка Иов Телмисский, сможет опять стать местом живым и открытым, готовящимся к своему будущему. Пусть все те, кто непрестанно поддерживал и помогал нам, будут полностью уверены в нашей приверженности продолжать служить нашему призванию. Мы приглашаем их всех принять участие в размышлениях о будущем Института.

10. Это решение указывает не на отделение от Церкви, а на защиту Церкви. Оно несет в себе определенный риск маргинализации и даже исчезновения, которое кажется нам меньшим злом, чем каноническое удушение и идеологическое совращение, производимое владыкой Иовом Телмисским. Боремся мы не за себя, а за свидетельство веры. Лучше Институту перестать существовать, чем духовно погибнуть, что выражалось бы в том, что имя продолжало бы существовать, а сущность была бы утеряна.

11. Поскольку мы хотим, чтобы Свято-Сергиевский институт продолжал жить, мы осмеливаемся обратиться, с почтением и верой, к Его Святейшеству патриарху Варфоломею и Его Преосвященству митрополиту Галльскому Эммануилу, зная их глубокую привязанность к Институту, за оказанием духовной и канонической поддержки, которая позволила бы нам продолжать нашу миссию в атмосфере подлинного церковного единства, правового соответствия и человеческого достоинства, чтобы мы, в свою очередь, могли быть проводниками «воды живой» православного богословия каждому «жаждущему» человеку (Откр 22:17).

12. Подписываясь под определением отца Сергия Булгакова, который в момент создания Института, будучи первым его деканом, заявлял, что «Православие для того, чтобы оставаться самим собой, не может быть просто богатством веры и жизнью в вере, но должно быть еще и пророчеством», мы хотим закончить словами нашего святого отца Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, и говорим вместе с ним: «Благодарим Бога за все».

Свято-Сергиевский богословский институт

16 июня 2015

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.