“Десять заповедей”, фильм Сесиля Б. де Милля

|

«Десять заповедей» Сесиля Б. де Милля

Какая польза человеку,

если он приобретет весь мир,

а душе своей повредит? (Мф. 16, 26)

 

Добрый день, дорогие читатели и кинозрители!

Сегодня мы снова обратимся к ранним годам кинематографа, чтобы найти там идеи и образы, которые питают современный мир.

Фильм, о котором пойдет речь сегодня, будет любопытен не только киноведам. «Десять заповедей» (The Ten Commandments, 1923) знаменитого режиссера Сесиля Блаунта де Милля (1881—1959) – интересный образец вплетения в канву простой мелодрамы библейского сюжета.

В историю кино Сесиль Б. де Милль вошел как талантливый и изобретательный коммерсант, прекрасно разбирающийся во вкусах публики и старающийся во всем оправдать и превзойти ее ожидания. Каковы же были эти ожидания? По мнению де Милля, зрителям нужны были «Библия, секс и кровь»(1).

Звучит настораживающе, не так ли? Позиция де Милля дала основание многим исследователям судить о нем как о ловком «проныре»(2), однако оспаривать его вклад в становление мирового кинематографа таким, каким мы его знаем сегодня, было бы неосмотрительно. Кроме того, картины этого режиссера действительно будут очень интересны нам с религиозной точки зрения, поскольку их целью было не только развлечение, но и научение.

Фильмам де Милля в одинаковой мере свойственны и морализаторство, и мелодраматизм.

Главными героями мелодрамы, как правило, выступают простые люди, озабоченные лишь тем, чтобы устроить собственную жизнь вопреки козням злодеев или стечению обстоятельств.

Мир мелодрамы – это мир прямолинейных этических конфликтов, зачастую очень далекий от реальности, но дающий огромный простор для создания притч и иллюстрации решений религиозных вопросов.

Для мелодрамы характерно резкое противопоставление добра и зла, повышенная эмоциональность, прямолинейность и поучительность.

По сути дела, именно поэтому практически в любой романтической комедии, построенной по законам мелодрамы, всегда можно обнаружить здравое зерно.

В 1920-е годы Сессиль де Милль воспользовался этим правилом, сняв, например, комедии «Не меняйте мужа» и «Зачем менять жену?», по принципу которых в дальнейшем было снять множество аналогичных картин.

В 1923 году режиссер приступил к съемкам новой драмы. Как и в «Нетерпимости» Гриффита, в «Десяти заповедях» библейский сюжет оказывается цементирующей частью современной истории.

Но в отличие от «Нетерпимости», «Десять заповедей» имел коммерческий успех. «Впервые кино обратилось к Священному Писанию», – радовались критики(3). Впрочем, они ошибались, так как библейские темы привлекали кинематографистов с самого рождения этого вида искусства. Показательно другое – то, что это обращение к Писанию было замечено и оценено.

К съемкам шедевра де Милль подошел очень основательно. Для начала он организовал конкурс идей, и в итоге получил около 20000 писем. Из них отобрали восемь победителей, вручив каждому по 1000 долларов. Их идеи и были включены в сценарий.

Но и на этом режиссер не остановился. Он показал сценарий множеству экспертов по Священному Писанию, археологии и богословию, как христианам, так и представителям других религий. На нескольких предварительных показах у десятков зрителей спрашивали их мнение о картине, после чего в нее вносились исправления.

Неудивительно, что к выходу «Десяти заповедей» на экраны, картину ждала вся Америка.

Первые 50 минут действие фильма разворачивается в масштабных декорациях Древнего Египта. Высокомерный фараон, угнетающий еврейский народ, смеется над Моисеем, но после гибели первенца исполняет то, чего просит пророк – дает евреям свободу.

На съемках сцен исхода из Египта, перехода через «Чермное море», гибели египетской конницы, поклонения золотому тельцу творческий гений де Милля развернулся на полную мощь. Были задействованы тысячи статистов, придуманы революционные для того времени спецэффекты…

После яркой картины наказания евреев за идолопоклонство, весь пафос фильма резко сворачивается в камерную сцену. Перед нами лишь три персонажа: набожная мать и два ее сына – честный и непутевый.

Очаровательный, но легкомысленный юноша пытается доказать матери и брату, что заповеди, данные Богом Моисею, давно устарели. Его поддерживает неожиданная союзница – милая девушка, так нуждающаяся в любви и защите.

Простая шутка оборачивается драмой – молодой человек решает сделать противостояние Богу своей жизненной программой и, как результат, сам определяет свою судьбу.

Его цель – последовательно нарушить все заповеди, доказав, что именно так и можно добиться успеха в жизни.

Прямолинейный и предсказуемый с современной точки зрения фильм де Милля все-таки покоряет своим мастерством. Персонажи, несмотря на театральные жесты и экстравагантные костюмы, не выглядят плоскими марионетками, а вызывают и улыбку, и сочувствие, а порой и трогают до слез.

Чего стоят слова такой строгой и чопорной прежде матери, которая в минуту прозрения просит прощения у блудного сына за то, что она его «учила бояться Бога, вместо того, чтобы любить Его».

Намеренно не буду пересказывать фильм, предоставляя вам возможность самим порадоваться режиссерским находкам и нескольким тонким решениям.

В «Десяти заповедях» действие разворачивается от Ветхого Завета к Новому, и потому в картину включена знаковая сцена исцеления Спасителем прокаженной. Интересно, что как в и «Бен-Гуре» (вспомним о прокаженных!), мы не видим лица Христа.

Де Милль не показывает Бога, но выстраивает картину так, что она свидетельствует о Нем. Да, он это делает по-своему, но делает интересно.

Так даже средствами развлекательного коммерческого кино создаются произведения, служащие высоким целям.

На сем прощаюсь. До новых встреч!

Сноски

1 Жорж Садуль “Всеобщая история кино”. Т. 4, с. 102

2 Там же. С. 86.

3 Там же. С. 107.

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: